Конспект ОД по развитию речи в старшей компенсирующей группе по теме "Зимние птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по развитию речи.Тема "Зимние птицы" | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи
в старшей (компенсирующей) группе
Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы»
Рассматривание картины «В зимнем парке»
Цели.
1.Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный', замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать).
2.Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование слоговой структуры слов {трехсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление знаний о предложении.
3.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Наборное полотно, альбом «Круглый год», предметные картинки по теме «Зима», магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей.
Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения «Снеговик». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Чтение рассказов В. Зотова «Снегирь», «Клест-еловик».
Ход
В группе тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». На столе перед каждым из них лежит предметная картинка.
Воспитатель. Рассмотрите и назовите картинки.
(Снежинка.)
-Снеговик.
-Снегурочка.
- Снежок.
Воспитатель. Вы правильно назвали картинки. Садитесь и подумайте, от какого слова образованы слова снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок.
( Эти слова образованы от слова снег.)
Воспитатель: Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.
Воспитатель убирает предметные картинки и, если детям трудно выполнить задание, оказывает им помощь.
Воспитатель. Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?
( Подснежники.)
Воспитатель. Какую бабу слепили из снега?
(Снежную.)
Воспитатель. Каким станет парк, если его занесет снегом?
( Заснеженным.)
Воспитатель. Когда идет сильный снег, как мы это называем?
( Снегопад.)
Далее воспитатель выключает магнитофон и предлагает детям вспомнить, как называется пьеса, которая звучала, о чем она. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Воспитатель спрашивает детей, почему сегодня занятие началось с пьесы «Зимнее утро» и разговора о снеге.
Дети объясняют, что наступила зима. Воспитатель сообщает детям, что занятие будет посвящено разговору о зиме, ее признаках, зимующих птицах.
Рассматривание картины «В зимнем парке» и беседа по ней.
Воспитатель помещает на наборное полотно картину «В зимнем парке», задает детям вопросы и предлагает задания.
Воспитатель. Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
( На картине нарисована зима.)
Воспитатель. Расскажите о земле. Как она выглядит?
( На земле лежит снег.)
Воспитатель. Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» Начните ответ со слова снег.
( Снег белый, пушистый, холодный, блестящий.)
Воспитатель. Опишите небо. Какое оно? Начните ответ со слова небо.
( Небо светлое, чистое, высокое.)
Воспитатель. Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слова деревья.
( Деревья голые, заснеженные.)
Воспитатель. Каких птиц мы видим на картине? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
( Мы видим снегирей и синичек. Это зимующие птицы.)
Воспитатель. Как вы думаете, от какого слова образовано слово зимующие?
( От слова зима.)
Воспитатель. Верно. Каких еще зимующих птиц вы знаете?
( Ворону, сороку, воробья, щегла, клеста, свиристеля.)
Воспитатель. Что делают в парке дети?
( Они гуляют, катаются на санках и лыжах, лепят снежную бабу, играют со Щенком в снегу.)
Воспитатель. Как они одеты? Почему?
( Они одеты тепло. На улице холодно, мороз.)
Воспитатель. Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?
( Детям нравится гулять в парке. Им весело.)
Упражнение «Телефон».
Воспитатель убирает картину с наборного полотна.
Воспитатель. Кого дети слепили на прогулке?
( Они слепили снеговика.)
Воспитатель. Давайте все вместе четко произнесем и прохлопаем это слово.
( Сне-го-вик).
Воспитатель.. А теперь давайте произнесем это слово по очереди, прохлопывая его.
Дети по очереди проговаривают и прохлопывают слово.
Воспитатель. Попробуйте придумать предложения со словом снеговик.
Дети придумывают предложения и выбирают самое красивое из них.
Упражнение «Снеговик».
Воспитатель приглашает детей пройти на ковер и сделать уже знакомое упражнение.
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.
Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.
Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
В. Егоров
Упражнение «Вьюга».
Воспитатель раздает детям маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. Н крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.
Воспитатель Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Н. Нищева
( Это вьюга.)
Воспитатель. Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек. Вот так.
Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно выполняется детьми 3—4 раза.
Игра «Вьюга».
Воспитатель предлагает детям пройти к магнитной доске и помещает на нее картину с изображением вьюжного зимнего дня.
Воспитатель. Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?
( Метель, буран, сильный ветер со снегом.)
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.
Воспитатель медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой.
Воспитатель предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать. Потом он оценивает работу каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: « Зимующие птицы» (Воспитатель МДОУ № 8 "Теремок" г.Подольска Московской области Андросова Татьяна Васильевна)
описательный рассказ...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Животные и птицы»
Учить употреблять названия детёнышей животных и птиц в родительном падеже, единственного числа....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе тема: "Зиму птицы"
Конспект НОД в старшей группе "Зимующие птицы"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Птицы"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема "Птицы"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе "Домашние птицы"
Образовательные задачи:Формировать устную речь детей, фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.Учить детей грамматически правильно строить предложения.Акт...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы»
Задачи.1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние...