карта дидактического ресурса
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Солянкина Анна Павловна

Карта дидактического ресурса

Игры сенсорика младшая группа :подбери шляпку к ножке, носки,  покажи эмоцию, мини игрушки, пазлы (овощи), цветные птички, половинки, найди тень, большой маленький, умные белочки, заплатки 

Музыкальные игры: весело и грустно, мамы и малыши, на чем я играю, птицы и птенчики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_lipuchkah.docx46 КБ

Предварительный просмотр:

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Игра. Подбери шляпку к ножке

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Свободная деятельность

Цель

Подобрать грибочкам шляпки такого же цвета.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Закреплять и углублять знания детей о грибах: строение, внешний вид

Развитие цветовосприятия и внимания мышления, речи, мелкой моторики.

Воспитывать бережное отношение к природе

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

5-7 минут

Материал, оборудование

Картинки с основанием гриба, и шляпки разных цветов

Количество участников

1-3

Форма организации деятельности детей

Подгрупповая

Варианты использования

Предложить ребенку назвать основные части гриба (шляпка, ножка)

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

Предложите ребенку поиграть. Твоя задача подобрать шляпку к шляпке таким же цветом что и у ножки гриба. С какой шляпкой  гриб у тебя получился?

Подведение итогов

Рефлексия, отметить, что получилось сделать (собрать гриб), хлопки в ладоши (эмоциональный отклик)

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Дидактическая игра. Покажи эмоцию

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Начало образовательного мероприятия

Цель

Познакомить детей с понятиями: эмоции и мимика, с мимикой лица человека при разном настроении

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Обозначать словами различные эмоциональные состояния

обогащать «эмоциональный» словарь

расширять представления об эмоциях

Развивать умение определять эмоциональные состояния (радость, грусть, удивление, злость, страх) по внешним признакам

замечать изменения в настроении

Воспитывать эмпатию, нравственные качества, доброжелательное отношение друг к другу и окружающим

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

5 -7 минут

Материал, оборудование

Карточки с детьми эмоциями , зайчик игрушка

Количество участников

3-5 человек

Форма организации деятельности детей

Подгрупповая

Варианты использования

Воспитатель по очереди предлагает детям изобразить конкретное эмоциональное состояние, изображенное на карточке. Другие дети должны догадаться и объяснить, какая это эмоция. Воспитатель предлагает ребенку не только повторить эмоцию, изображенную на карточке, но и представить, что может вызвать у него конкретное эмоциональное состояние (например, страшно, когда гремит гром или радостно, когда мама покупает подарок).

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

Ребята к нам в гости пришел зайчик. Какой у нас зайчик, а как прыгает? Ой, ребятки, а посмотрите, наш зайчик с нами не играет, не прыгает. Какой зайчик? Правильно, зайчик у нас грустный, у него был воздушный шарик, но он лопнул. И поэтому он грустный и думает, что настроение может быть только грустное. Предлагаю пожалеть зайчика.  «Стих про улыбку»

Ты чаще, солнце, улыбайся. Дари нам радость и весну. Живи, люби и наслаждайся… И этим миром восхищайся, Даря улыбку нам свою.

Подведение итогов

Ребята, зайчику очень понравилось с вами играть, вы показали ему разные эмоции, он говорит вам за это спасибо. С какой новой эмоцией мы познакомились?

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Музыкальная игра. Весело и грустно

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Работа над темой

Цель

Помогать детям, определять настроение музыкального произведения, выражать настроение с помощью карточек и мимики.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Знакомить детей с музыкой, различной по характеру (весёлой, грустной)

Различать характер контрастных пьес, вошедших в игровое пособие, передавать его в движении

Воспитывать у детей устойчивый и отзывчивый интерес на музыкальные произведения

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

7 – 10  минут

Материал, оборудование

Тучки и солнышко

Количество участников

10 – 12 человек

Форма организации деятельности детей

Подгрупповая

Варианты использования

Дети слушают пьесу весёлого или грустного характера и с помощью пособия определяют её характер (поднимают картинку с соответствующим изображением).

Дети слушают произведения различного характера, подбирают карточку с соответствующим выражением настроения, с подходящим цветом для определения эмоционального состояния.

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

Детям раздаются карточки с весёлыми или грустными картинками. В связи с тем, какая музыка играет грустная или весёлая дети показывают картинки (весёлое солнышко или грустную тучку).

Сейчас ребята послушайте два произведения! И вам угадать какие они по характеру и поднять ту карточку, которая соответствует характеру того или иного произведения.

Музыкальный руководитель исполняет поочерёдно произведения разнохарактерные произведения.

Подведение итогов

Дети оценивают свою работу, воспитатель дает общую оценку

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Музыкальная игра. Мамы и малыши

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Погружение в тему, целеполагание

Цель

Развивать представления о повадках домашних животных, упражнять в звукоподражании, использовать народные потешки и стихи по возрасту

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Произносить слова отчётливо и внятно

Развивать у детей слух, навыки звукоподражания

Воспитывать  любовь к животным

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

5 – 7 минут

Материал, оборудование

Карточки с изображением животных мамы и ребенка, потешки, музыкальное сопровождение

Количество участников

7 – 10 человек

Форма организации деятельности детей

Подгрупповая

Варианты использования

Дети берут картинки, пытаются найти, где малыш и где мама, и встают рядом

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

Ребята возьмите себе одну картинку (дети подходят к столу, где разложены карточки с животными). Воспитатель читает потешку и ребенок у того чья картинка звукоподражает

Дети берут карточки проговариваю как кричит животное, которое изображено.

Подведение итогов

Проверка правильности выполнения задания. Похвала детей.         

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Дидактическая игра. Носки

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Свободная деятельность

Цель

Формирование у детей представлений основных эталонов цвета.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Обогащать сенсорный опыт

Развивать внимание, память, речь

Воспитывать умение группировать предметы по парам

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

3 – 5 минут

Материал, оборудование

Картинки носков, коробка похожа на стиральную машину

Количество участников

15 – 18 человек

Форма организации деятельности детей

Групповая

Варианты использования

Дети берут один носок и ищут второй.

Количество носков и детей одинаковое ищут пару встают рядом

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

Ребята у меня перемешались носки после стирки, помогите, пожалуйста, найти пару.

Подведение итогов

В конце игры оцениваются успехи детей. Описание пары носков по рисунку.

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Игра. Мини игрушки

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Погружение в тему

Цель

Подобрать картинку по соответствующей тени

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Формировать умение приемов зрительного наложения

Развивать познавательную деятельность, память и усидчивость

Воспитывать внимательность, наблюдательность

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

3 – 5 минут

Материал, оборудование

Карточки с тенью и картинки к ним подходящие

Количество участников

7 – 10 человек  

Форма организации деятельности детей

Подгрупповая

Варианты использования

На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой - цветные изображения картинок. Воспитатель предлагает детям разложить тени на цветные картинки.

Карточки с изображением предметов и их тени перевернуты. Воспитатель помогает детям

правильно соединить предмет и его силуэт.

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

Воспитатель раздает детям цветные карточки с изображением различных предметов. Предлагает детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно - белую) какой-либо картинки. Дети должны найти, среди имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.

Подведение итогов

Проверка правильности выполнения задания. Похвала детей.         

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Дидактическая игра. Пазлы (овощи)

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Погружение в тему, целеполагание

Цель

Формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Формировать у детей элементарные представления о садовых и огородных растениях

Развивать умение употреблять в речи названия овощей и фруктов, понимать

обобщающее слово «овощи»

воспитывать благоприятные чувства к природе и людям, которые, благодаря

труду, получают урожай.

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

5 – 7 минут

Материал, оборудование

Картинки с овощем и части овоща (2,3,4)

Количество участников

3 – 5 человек

Форма организации деятельности детей

Подгрупповая

Варианты использования

Играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого овоща, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на ней изображено, а другой

должен подобрать соответствующую.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

На столе перед детьми лежат картинки овощей. Цель детей собрать картинку из частей. Затем назвать овощ который у вас получиться

Подведение итогов

Обсудить с детьми, что получилось собрать, какие овощи понравились, похвала детей

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Дидактическая игра. Цветные птички

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Работа над темой

Цель

Формировать умение соотносить предметы по цвету

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Обогащать знания о цветовых оттенках

Развивать зрительное восприятие, речь, внимание

Воспитывать бережное отношение к природе

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

3 – 5 минут

Материал, оборудование

Картинка основание цветка и соответствующего цвета птичка

Количество участников

5 – 7 человек

Форма организации деятельности детей

Подгрупповая

Варианты использования

Дети выбирают цветки одного оттенка, и выбирают к ним птичек

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

Воспитатель раскладывает на столе картинки с разноцветными цветами. Дети выбирают птичек, и ставят на цветок, выигрывает тот, кто больше соотнесет правильно картинок

Подведение итогов

Воспитатель рассматривает полученный результат, обращая внимание детей на то, что цвет птички и цветка совпадают (такой же). Похвала детей

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Альбом на липучках. Половинки

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Свободная деятельность

Цель

Формирование у детей умение составлять целое изображение из двух частей

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Закреплять знания у детей составлять целое изображение из двух частей

Активизировать употребление в речи существительных, прилагательных, глаголов

Воспитывать интерес к окружающему миру

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

7 – 10 мин

Материал, оборудование

Альбом А4 с картинками и половинки

Количество участников

3 – 5 человек

Форма организации деятельности детей

Подгрупповая

Варианты использования

Объединять картинки общим словом

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

Предлагаю тебе найти половинку, что бы получилась целая картинка

Подведение итогов

Побуждать детей рассказывать что получилось за картинка. Похвала детей

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Альбом тематический. Найди тень

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Свободная деятельность

Цель

Находить заданную тень

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Формировать умение приемов зрительного наложения

Развитие  внимания, усидчивости, наблюдательности, зрительной  памяти, мелкой моторики,  речи, логического мышления

Формировать познавательную деятельность, аккуратность

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

5 – 7 минут

Материал, оборудование

Альбом А4 тематические картинки

Количество участников

1 – 3 человека

Форма организации деятельности детей

Индивидуальная

Варианты использования

Карточки с изображением предметов и их тени перевернуты. Воспитатель помогает детям правильно соединить предмет и его силуэт

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

Воспитатель раздает детям цветные карточки с изображением различных предметов. Предлагает детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно - белую) какой-либо картинки. Дети должны найти, среди имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку

Подведение итогов

Проверка правильности выполнения задания. Похвала детей.

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Дидактическая игра. Большой маленький

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Погружение в тему, целеполагание

Цель

Развитие способности различать предметы по величине, делить на большие и маленькие

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Формировать представления о больших и маленьких предметах

Улучшает концентрацию внимания, моторику пальцев, развивает способность правильного зрительного восприятия окружающих предметов

Совершенствование предметной работы

улучшение эмоционального состояния

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

7 – 10 минут

Материал, оборудование

Изображения одинаковых объектов, различающихся размером, игрушка большого и маленького размера

Количество участников

10 человек

Форма организации деятельности детей

Подгрупповая

Варианты использования

Игра проводится с двумя детьми. У одного ребенка большая игрушка, а у другого маленькая. На столе разложены картинки. Дети выбирают предметы соответствующей величины.

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

Ребенок выкладывает предметную картинку на картину, проговаривая словами большой, маленький.

Подведение итогов

Проверка правильности выполнения задания. Похвала детей.

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Дидактическая игра. Умные белочки

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Погружение в тему, целеполагание

Цель

Умение составлять цепочку, опираясь на образец

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Выкладывать изображение по образцу

Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, речь, внимание.

Воспитывать усидчивость и желание творить

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

5 – 7 минут

Материал, оборудование

Основа с липучками, заготовки с образцом

Количество участников

1

Форма организации деятельности детей

Индивидуальная

Варианты использования

В эту игру могут играть как один, так и несколько детей. Воспитатель может усложнить игру, "Кто быстрее?"

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

Ребёнку предлагаются карточки на выбор, на которых изображены последовательность фигур

Ребёнок должен глядя на образец выстроить порядок фигур такой же как на карточке

Подведение итогов

Проверка правильности выполнения задания. Поощрение –похвала.

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Игра. Заплатки

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Свободная деятельность

Цель

Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Учить детей подбирать соответствующие

заплатки

Развивать внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, умение анализировать и сравнивать

Воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной деятельности

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

5 – 7 минут

Материал, оборудование

Картинки и заплатки

Количество участников

5 – 7 человек

Форма организации деятельности детей

Подгрупповая

Варианты использования

Найти два одинаковых платья или две одинаковые шляпки и т.д. Для этого нужно найти два одинаковых предмета и вставить одинаковые заплатки. В случае затруднений следует помочь ребёнку.

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

Разложить перед детьми заготовки одежды и набор геометрических фигур. Предложить найти нужную заплатку.

Подведение итогов

Проверка правильности выполнения задания. Поощрение – похвала

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Музыкальная игра. На чем я играю

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Погружение в тему, целеполагание

Цель

Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Продолжать учить детей различать музыкальные инструменты по звучанию

Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

10 минут

Материал, оборудование

Набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма, картинки муз инструментов

Количество участников

7 – 10 детей

Форма организации деятельности детей

Подгрупповая

Варианты использования

Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает кому либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит.

Подведение итогов

Проверка правильности выполнения задания. Поощрение – похвала

Карта дидактического ресурса

Вид дидактического ресурса. Название

Музыкальная игра. Птицы и птенчики

Возраст детей

Ранний дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

Погружение в тему, целеполагание

Цель

Развитие звуковысотного слуха

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Формировать умение ориентироваться в соотношении звуков по высоте,  формировать  певческие навыки, чувство ритма, тембровый и динамический слух.

Развивать инициативу, самостоятельность, умение творчески мыслить,

Обогащать детей новыми впечатлениями

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

10 минут

Материал, оборудование

Лесенка из трёх ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика) картинка дерево с птицей и птенчиками

Количество участников

5 – 7 детей

Форма организации деятельности детей

Подгрупповая

Варианты использования

Участвует подгруппа детей. У каждого ребёнка по одной игрушке. Педагог играет на металлофоне высокие звуки. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушек на верхнюю ступеньку. Затем звучат низкие звуки, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство): Мотивация. Постановка задачи. Ход

Ведущий дает двум детям не раскрашенную картинку. Напоминает играющим голоса птиц и птенчиков(ударяя по металлофону сначала звук до первой октавы, затем звук до второй октавы). После этого берет поочередно маленькие цветные карточки (рисунком поворачивает к себе), ударяет по пластинке соответствующий звук и спрашивает «Кто вас зовет? Птица или птенчик!». После правильного ответа дети получают маленькую карточку и закрывают ею часть изображения большой картинки. Игра продолжается до тех пор, пока все грающие не сложат свою большую картинку

Подведение итогов

Проверка правильности выполнения задания. Поощрение – похвала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дидактической игры в подготовительной группе

Технологическая карта дидактической игры в подготовительной группе на тему: «Назови предыдущее и последующее число и букву»...

Технологическая карта дидактической игры «Окно наблюдений за явлениями природы»

В данной методической разработке представлено поэтапное изготовление игрушки-самоделки «Окно наблюдений за явлениями природы» для детей раннего возраста....

Технологическая карта дидактической игры «Волшебные кольца»

Игра по ТРИЗ  для расширения и углубления экологической культуры детей старшего дошкольного возраста....

Карта дидактического ресурса

Карта дидактического ресурса к заданию "Весёлые часики" с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста...

Карта дидактического ресурса

Карта дидактического ресурса к развивающему пособию "Часовщик"...

Карта дидактического ресурса игра "Найди лишнее"

Карта дидактического ресурса игра "Найди лишнее"...

Карта дидактического ресурса упражнение "Собери картинку"

Карта дидактического ресурса упражнение "Собери картинку"...