Конспект нод по развитию речи в старшей группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Конспект нод по развитию речи в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_starshey_gruppe.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
по теме: «В гости к сказке»
Воспитатель: Лосева О.В.
Г. Красноярск, МАДОУ №183
НОД: развитие речи
Группа: старшая 5-6 лет
Тема: «В гости к сказке»
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы
Задачи:
-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.
- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.
- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.
- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом
Тип занятия: занятие на повторение пройденного материала
Форма занятия: групповая форма занятие
Продолжительность: 25 минут
Участники: воспитатель и дети старшей группы
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Оборудование и материалы: презентация "Мир сказок",
картинки с эпизодами из сказок: «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко», «Царевна-лягушка», «Вершки и корешки», мнемотаблица, музыкальное сопровождение.
Предварительная подготовка: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, работа с мнемотаблицами, чтение пословиц, игры - драматизации по сказкам.
Методы и приёмы работы с детьми: словесный, мотивационный, игровой.
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Организация детей | 1.Разминка «Доброе утро!», 2.Беседа с детьми, на какие типы групп делятся сказки, 3.Дидактическая игра «Угадай и назови» | 5 минуты |
Основная часть занятия | 1.Просмотр презентации «Мир сказок»
| 17 минут |
Окончание занятия | 1.Подведение итога (где побывали, что делали, в чем были трудности и т.д.). 2.Воспитатель благодарит за работу и переключает детей на другой вид деятельности. | 3 минут |
Ход занятия.
1.Организация детей
Под весёлую музыку дети входят в зал, встают в полукруг, взявшись за руки
Разминка «Доброе утро!»
«Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке - заходи.
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди».
Ребята, посмотрите вокруг нас, сколько сказочных героев, и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?
(Необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы)
А на какие групп делятся сказки?
(Народные и авторские)
А что вы можете сказать про авторские сказки?
(Авторские сказки, написанные автором.)
А что такое народные сказки?
(Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать.)
Да, сказочные истории дошли и до нас. Они бывают веселые и грустные, страшные и смешные. Ребята, мы с вами на занятии познакомимся с видами русских народных сказок: волшебными, бытовыми и детскими сказками о животных.
2. Основная часть занятия.
Презентация «Мир сказок»
Первый вид, который мы с вами рассмотрим - это сказки о животных, они вам самые известные и знакомые по содержанию. Я загадаю вам загадки, а вы отгадывайте, а на слайде будет правильный ответ. Ну что начнем?
(Ответы детей)
Дидактическая игра: «Угадай и назови»
- Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый, в дом.
Коза потом его нашла.
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
(«Волк и семеро козлят»)
2. Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать – и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок.
(«Кот, лиса и петух»)
3. Что за гостья в дом пришла.
К трём лесным медведям?
Там поела, попила.
В трёх кроватях поспала.
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла.
(«Три медведя»)
4. Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — ...
(«Теремок»)
5. Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и серый волк»)
Кто герои этих сказок?
(Животные и птицы.)
Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.
Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.
Какие вы еще знаете сказки?
(«Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк», «Бобовое зернышко».)
Хотите пройти по следам колобка?
Физкультминутка «Колобок»
Кто там катится в дали,
Без тропинок, без дорог? (руки козырьком к глазам, повороты туловища влево - вправо.)
Ты зачем на край земли
Разбежался, Колобок? (Наклоны вперёд, руки на поясе.)
Колобок, Колобок,
Ну, куда же ты, дружок?
Ну, какой тебе прок
Убегать за порог? (Хлопки в ладоши.)
- Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Не попался на зубок,
Вот какой я Колобок! (Приседания.)
На пригорок, на горбок,
Через поле и лесок
Полечу я Колобок
Жаль, что я не голубок! (Прыжки на месте.)
Снова мчался Колобок,
Улыбался Колобок.
С кем встречался Колобок.
Похвалялся Колобок. (Бег на месте.)
Он и волку, и лисе
Всё хвалился и хвалился… (Присели.)
Ну, а дальше знают все
До чего он докатился! (Резко встали, руки вверх.)
Ребята, а в сказках лиса какая? а волк? медведь? заяц?
(Лиса - хитрая плутовка. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица.
Волк глупый и жадный. Медведь олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Только кот и петух выступают в роли положительных героев.)
А ещё есть бытовые сказки. Они похожи на сказки о животных.
Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые, и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
Ребята, предлагаю вам посоревноваться. Это буде игра на время. Вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки. Кто быстрее справится, тот сможет угадать свою сказку, та команда и победит. Раз, два, три - игру начни!!!
Дети собирают пазл- сказку.
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить,
Дружно, смело и умело,
С вами мы взялись за дело!
Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.
О каких сказках мы ещё не говорили?
(О волшебных сказках)
Правильно. А кто знает, почему волшебные?
(В этих сказках волшебство)
Так давайте проверим волшебство на сказке «По щучьему велению»
Вспомним эту сказку, и нам в этом поможет картинка -подсказка.
(По желанию дети подходят и рассказывают по иллюстрациям.)
Правильно. Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.
Наши глаза устали, хотят отдохнуть
Гимнастика для глаз: «Теремок»
Терем-терем-теремок (движение глазами вправо-влево)
Он не низок, не высок (движение глазами вверх-вниз)
На верху петух сидит
Кукареку он кричит. (моргают глазами)
Ну что ребята, продолжаем путешествие по волшебным сказкам?
В волшебных сказках в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.
С какими нечистыми силами там сражается герой?
(Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем.)
Ребята, чему сказки учат?
(Правильно, смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.)
Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Терёшечка», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.
Проблемная ситуация.
«А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…….».
«А если бы Терёшечка не был таким находчивым, то….».
3.Окончание занятия.
Вот мы и побывали с вами в стране сказок.
-Ребята, с какими видами сказок мы сегодня познакомились?
-Чему учат сказки?
-На каких героев сказок вы хотели бы быть похожими?
-А что было самое интересное?
-А в чем-то вы испытывали затруднения?
Воспитатель:
Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же
-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,
- добрыми, как Емеля
- хозяйственными, как Матроскин,
- трудолюбивыми, как Золушка,
- находчивыми, как Кот в сапогах.
Воспитатель благодарит детей и переключает на другой вид деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...