Игры для развития речи
картотека по развитию речи (старшая группа)

Донцова Наталья Петровна

Игры для развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Ашкаульский детский сад»

Дидактические игры для

развития речи у детей дошкольного возраста.

Подготовила: Донцова Н.П.

воспитатель

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

В дидактических играх, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, задачи по развитию связной речи, активизации словаря, звукопроизношению даны на более трудном содержании; вводятся отдельные персонажи в игре, взаимоотношения между которыми довольно сложны; применяются картинки, на которых нарисованы не отдельные образы и игрушки, а уже целые сюжеты.

С ними широко применяются словесные игры, построенные на воспроизведении отдельных сюжетов,  действий по памяти.

В игре «Что изменилось» ребенок не только отгадывает, какого предмета не стало, но и называет его, а также описывает по основным признакам, не видя его. Игра требует от ребенка умения запомнить качества предмета и описать их по памяти. Предметы в игре подбираются различные по цвету, по форме, по материалу. Например, шарик бочонки, кубики красного, коричневого, зеленого цветов, деревянные, железные, стеклянные.

Игра «Что изменилось» дается и с таким содержанием: дети рассказывают, какие изменения произошли в обстановке комнаты куклы. Например, кресло стояло около кровати, а его переставили к окну; фикус стоял на столе, а теперь стоит на подставке у окна и т.д..

Игры, в которых дети воспроизводят все по памяти и объясняют словом, требуют от них напряженной  работы мысли и умения связно рассказать о происшедших изменениях.

Запас слов у детей старшего дошкольного возраста велик, но значение многих слов для них еще не всегда ясно. Мало пользуются дети глаголами и прилагательными, хотя потребность в этом есть. Словарной работе с детьми старшего возраста не всегда уделяется должное внимание. Обычно считают, что дети этого возраста уже знают значение слов, а это далеко не всегда так. Поэтому необходимо восполнять этот пробел широким использованием дидактических игр. В таких играх, как «Разведчики», «Что вам нужно», «Кому что», «Нужно – не нужно» у детей воспитывается умение найти нужное слово. Например, ведущий говорит: «Мальчику-школьнику подарили...» - дети по очереди называют нужные предметы: красный карандаш, перочинный нож, резинку и т. д. «Портнихе подарили» - нитки, пуговицы, наперсток и т. д.

Активизация бытового словаря осуществляется в дидактических играх «Цветная посуда» «Скажи, из чего сделано», «Что это». Содержание их разнообразно. В одной игре ведущий описывает предмет, а дети отгадывают его название: «Сделан из дерева, имеет четыре ножки и спинку» (стул); потом загадывают по очереди дети. В другой игр ведущий бросает одному из играющих мяч и называет какой-либо предмет мебели. Поймавший мяч говорит, из какого материала сделан этот предмет.

Правильное звукопроизношение для детей старшего дошкольного возраста особенно важно, так как неточности звукопроизношения могут затормозить общение с товарищами и отрицательно сказаться на учебе ребенка в дальнейшем.

В старшей группе дети обычно уже овладевают всеми звуками родного языка, произношение у большинства правильное. С детьми, имеющими недостатки в звукопроизношении, обычно ведется индивидуальная работа. [7, 49]

У отдельных детей старшего дошкольного возраста наблюдается иногда неправильное произношение звука ш, вместо звука р дети произносят л или совсем упускают его. У некоторых детей недостаточна звуковая культура языка: нет отчетливой дикции, умения регулировать силу своего голоса, интонацию, выразительность, умения управлять дыханием. Устранению перечисленных недостатков в речи детей способствуют дидактические игры «Оркестр», «Ку-ка-ре-ку», «Эхо» и другие, взятые из младшей группы.

С целью развития отчетливой дикции используются игры со скороговорками, подвижные игры с диалогами, народные шутки, построенные на вопросительной и утвердительной интонации.

Для детей старшего дошкольного возраста игровое действие игры «Чудесный мешочек» заключается в том, что ведущий выбирает на ощупь фрукт или овощ и, не называя, рассказывает о его признаках. А принимающие участие в игре дети должны отгадать, что это за предмет.

Задача — закрепление характерных признаков овощей и фруктов (цвет, плотность, форма, вкус) и правильное их название.

Игра «Вершки и корешки» направлена на уточнение знаний об овощах и хлебных злаках. Детям раздается ботва разных корнеплодов (морковь, репа, свекла, редис и другие), а в корзине лежат овощи без ботвы. Вынимая овощ из корзины, воспитатель говорит: «Корешок, корешок, где твой вершок?» Дети, у которых ботва от этого овоща, показывают ее. Кто правильно отгадает, тот получает овощ к ботве. Игра может быть проведена и по картинкам. Выигрывает тот, кто не ошибается в названии ботвы.

Игра «Кем что выращено» проводится в конце года в старшей группе и в любое время в подготовительной. Она направлена на уточнение знаний об овощах, фруктах, домашних животных и труде людей.

Воспитатель или ведущий раздает детям карточки с картинками, на которых изображены разные предметы: овощи, фрукты, домашние животные и птицы, машины, используемые людьми для сельскохозяйственных работ. Играющие рассматривают картинки. Затем все картинки кладутся стопкой – вниз изображением.

Правила игры: дети поочередно открывают картинку, показывают ее играющим, называют, что изображено, и рассказывают, что и где выращено колхозниками. Правильно ответивший получает фишку или значок. При ответе учитывается правильность построения предложения. Если ответ неправильный, картинки кладутся вниз. Второй ребенок, уточняющий ответ, тоже получает фишку.

После того, как все картинки открыты, дети собирают их по назначению: Витя собирает все, что относится к труду в колхозе, Нина – что сделано на заводе, фабрике, Саша – все, что растет в лесу.

В дидактических играх типа «Что из чего и как сделано» дети уточняют, что можно сделать из дерева, из хлопка и других материалов. Ценность этих игр зависит от умелого подбора картинок и интересного игрового действия, которое вызвало бы интерес не только к игре, но и также больше узнать нового. В игре «Кто куда» на маленьких картинках изображены различные животные, необходимо разложить по коробкам картинки с изображением домашних животных, насекомых и диких животных, назвать их и рассказать, где и как они живут, как за ними ухаживать. Или разложить по коробкам картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, назвать их и рассказать о них все, что знаешь, или загадать загадку.

Можно загадать загадки

«Круглая да гладкая, откусишь – сладкая, засела крепко на грядке... (репка).

В зеленом домике живет много беленьких жильцов (огурец).

Голодная мычит – сытая жует. Всем ребятам пить дает (корова).

Длинный клюв и много пятен, ну, конечно, это... (дятел)».

Или закрепить в дидактической игре

«Растет, цветет и зреет» знание о растениях луга, поля и леса. [ 5, 33]

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Всесторонняя готовность ребенка к школе может быть решена при условии

осуществления воспитательно-образовательного процесса в целом. В том числе с широким использованием дидактических игр как одного из средств умственной и нравственно-волевой подготовки детей к школе.

Большинство детей этого возраста обладают необходимыми знаниями и навыками, имеют представление об окружающей жизни, владеют звуковой культурой, навыками звукового анализа слов. У них хорошо развит фонематический слух, они умеют отвечать на вопросы, рассказывать, пересказывать. Хорошо рисуют, умеют сочетать гамму различных тонов красок. Хорошо поют, легко и ритмично двигаются в плясках. Для детей подготовительной группы представляют интерес такие игры, в которых требуется не простое сличение изображений и название их, а классификация предметов по менее заметным признакам, необходимость делать умозаключение.

Дидактические игры типа «Расскажи» направлены на умственное развитие детей, воспитание у них выдержки, внимания, сосредоточенности, развитие речи и установление логических связей в рассказах. Игра эта состоит из 5 комплектов картинок, по 5 картинок в каждом комплекте. Все картинки каждого комплекта являются эпизодами из рассказов и объединены одной темой. Таких тем в игре пять:

1. Елка.

2. Красный шар.

3. Отчего заболел Миша.

4. Письмо бабушке.

5. Бобик и домик.

Первая картинка каждого рассказа отмечена красным кружочком с цифрой 1.

Задача играющего - подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждого из них, составив целый рассказ.

Перед началом игры ведущий читает какой-либо рассказ, иллюстрирует его картинками, раскладывая при этом картинки на столе в определенной последовательности. За один прием не следует показывать более одного-двух комплектов картинок.

Ведущий задает вопросы, предлагает детям ответить на них и повторить рассказ по картинкам самостоятельно. Когда дети познакомятся с содержанием всех рассказов и картинок к ним, можно приступить к игре.

Ведущий (взрослый) раздает играющим по одной картинке –  первой в рассказе; остальные карточки перемешивает и складывает стопкой на столе. Затем, снимая со стопки походной карточке, ведущий показывает играющим, что на ней изображено, и спрашивает: «Кому дать эту карточку?» Каждый играющий должен посмотреть на свою первую картинку и определить, подходит ли к ней картинка, показанная ведущим. Если картинка подходит, играющий говорит: «Мне нужна эта карточка» и, получив ее, кладет перед собой рядом с первой. Получив все пять картинок, играющие должны разложить их в последовательном порядке и передать по картинкам связный рассказ.

Например: «Было холодно. На улице шел дождь. Все люди были в пальто, в ботинках и под зонтами. Только один мальчик Миша бегал по лужам босиком и раздетый. Домой он пришел такой мокрый и грязный, что бабушка испугалась. Миша простудился и заболел. Бабушка уложила его в постель и дала ему лекарство. Потом пришел доктор и стал Мишу выслушивать и лечить. Скоро Миша выздоровел. Он надел шапку, пальто, ботинки и галоши и пошел гулять».

Выигравшим считается тот, кто первым подберет картинки и составит по ним рассказ.[4, 45]

Дидактические игры с картинками на классификацию, с недостающим или лишним изображением, игровое действие в которых (найти недостающий предмет или избавиться от ненужного предмета, сбросить «штрафную» картинку) заставляют детей вспоминать, фантазировать и доставляют им много радости, развивают эмоциональные чувства.

Также в этой группе поводятся дидактические игры:

«Что вам нужно», «Кому что», «Нужно – не нужно», «Путешествие», «У кого

детки с сосновой ветки», «Цветочный магазин», «Думай дальше» и многие другие . В этих дидактических играх уточняются знания о овощах, фруктах, птицах, животных, цветах, растениях , дети упражняются в связной речи, в умении продолжать незаконченный рассказ.

Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и выработать у них нравственные черты характера, приучить к более быстрому темпу умственной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические игры по звуковой культуре речи.

Старший дошкольный возраст.

«Что неверно?» Цель: Развивать внимание к речи окружающих, подбирать нужные слова с учетом содержания текста.

«Найди и назови нужное слово» Цель: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, учить слышать в словах звук «С» и правильно выделять во фразах нужные слова.

«Каждому предмету свое место» Цель: Учить слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении пары звуков «Ц-Ч»

«Цепочка слов» Цель: Упражнять в определении первого и последнего звука в словах.

«Найди место звука в слове» Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, в середине или в конце).

«Кто в домике живет?» Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

«Кто быстрее соберет вещи?» Цель: Упражнять детей в дефференциации звуков «С-Ш».

«Магазин» Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков «Р-Jl», «С-Ш»

«Определи первый звук в слове» Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

«Цветы и пчелки» Цель: автоматизация звука «3»

«Назови картинку» Цель: Автоматизация звуков «3, Зь» в словах и предложениях.

«Куклы заблудились» Цель: Научить выделять в словах звук, произносимый с утрированной интонацией.

«Угадай какой звук играет с тобой в прятки» Цель: Научит определять на слух, какой звук слышится в тексте.

«Четвертый лишний» Цель: Научить выделять звук из слова на основе громкого проговаривания.

«Кто быстрее» Цель: Научить различать звуки «С и Ш» в словах по представлению.

«Найди сбежавший звук» Цель: Определять первый звук в словах в собственной речи.

«Собери по три» Цель: Закрепление умения находить место заданного звука в слове по представлению.

Подготовительная группа.

«Какой звук есть во всех словах» Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков, в правильном назывании твердых и мягких согласных.

«Назови первый звук в слове» Цель: Учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, выделять в словах первый звук

«Назови последний звук в слове» Цель: Учить детей различать на слух и в произношении согласные твердые и мягкие, выделять в словах последний звук

«В каких словах звук лишний, в каких пропущен» Цель: Развивать фонематическое восприятие, развивать внимание к звуковой стороне слова, определять в словах наличие заданного или отсутствие звука.

«Чем отличаются слова» Цель: правильно указывать различия в словах и четко и внятно произносить отдельные звуки.

«Часы» Цель: Упражнять в четкости и правильности произношении звуков «Ш, Ж, Ч, Щ, JI, Ль, Р, Рь», выделять и называть первый и последний звук в названии предметов.

«Собери букет» Цель: упражнять детей в различении заданного звука в словах.

«Найди пару» Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематисеский слух.

«Построим пирамиду» Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

«Цветочный        магазин» Цель: Упражнять в делении слов на слоги, закреплять в словаре детей названия цветов.

«Включи        телевизор» Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов из трех-четырех букв.

«Как        их зовут?» Цель: Закреплять у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.

«Украсим        елку» Цель: Развивать у детей фонематический слух, упражнять в делении слов на слоги.

«Поезд»        Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах, упражнять в определении количества звуков в словах, упражнять в определении количества слогов в словах.

Список использованных источников

1 Бородин, A.M. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов лед ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология»./ A.M. Бородин. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 1981.-С. 128 - 149.

2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя лет. сада / А.К. Бондаренко - 2-е изд., дораб. - Мл Просвещение, 1991. - 160 с.

  1. Козырева, JI. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет / JI. М. Козырева. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 160 с.
  2. Максаков,        А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. /А. И. Максаков, Г. А. Тумакова - 2-е изд., испр. и доп. - Мл Просвещение, 1983. - 143 с.
  3. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новоторцева - Ярославль: Академия развития, 1998.-240 с.
  4. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /О.С. Ушакова, А.Г. Арушанов, Е.М. Струнина и др.; под. Ред. О.С. Ушаковой. - Мл Просвещение: Учеб. лит., 1996. - 192 с.
  5. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) / Г. С. Швайко; под. ред. В. В. Гербовой. - Мл Просвещение, 1983. - С.42-64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....