Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников.
консультация по развитию речи (младшая группа)
Консультация
"Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_dyhatelnoy_gimnastiki_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx | 22.68 КБ |
dyh_gimnastika_v_rr.pptx | 733.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад присмотра и оздоровления №42 "Аленький цветочек"
города Лесосибирска"
Консультация
«Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников»
Воспитатель:
Галямова Айгуль Рафаиловна
Лесосибирск 2023
Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на артикуляцию и развитие голоса, на звукопроизношение. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом.
Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое.
При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, через рот, в момент которого и осуществляется речевой акт.
Наиболее эффективным способом развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов.
Дыхательные упражнения делятся на:
Виды дыхательных упражнений
игры вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде…),
игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики…),
игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…),
упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос),
упражнения с проговариванием звуков.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:
Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
Все упражнения стоит выполнять до еды;
Одежда не должна сковывать движения малыша;
Вдох должен происходить через нос;
Выдох должен быть длинным и плавным;
Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;
Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.
Всем известно, что дых. упражнения можно использовать во время проведения режимных моментов, НОД, обязательное условие - следить за правильностью их выполнения.
Данную практику с использованием дыхательных упражнений я провожу уже не первый год, начинала с детьми старшего дошкольного возраста, которые уже выпустились.
В данный момент, работая с детьми раннего возраста, мы с коллегой решили уделить этому особое внимание.
Представляю вам Видеоролик, как мы с детьми выполняем дыхательную гимнастику.
Игровые пособия где маленькие дети выполняли гимнастику, были изготовлены совместно с родителями в рамках проекта по здоровьесбережению «Азбука дыхания»
Так же в рамках клубного часа, я веду клуб детская хатха йога, где я использую дыхательную гимнастику т.е пранаяму, которую дети с удовольствием посещают.
«А-а-а!» - плачет малыш;
«У-у-у!» - летит самолет;
«Ы-ы-ы!» - гудит пароход;
«О-о-о» - вздыхает зайка;
«Ф-ф-ф» - сдувается шарик;
«Ш-ш-ш» - шипит змея;
«С-с-с» - работает насос;
«Би-би!» - сигналит машина;
«Ту-ту» - едет паровоз;
«Ля-ля-ля» - поёт кукла;
«Топ-топ-топ» - идет мишка;
«Кап-кап-кап» - какает дождь.
Таким образом чем раньше начать развивать артикуляционный аппарат детей, проводить дыхательную гимнастику тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.
Свое выступление хотела закончить цитатой оперной певицы, педагога, автора одноименной дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой.
Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому,
что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно
дышать. Научите их этому - и болезнь отступит.
Пособия для дыхательной гимнастики можно сделать своими руками:
«Карусель»
На обруче на цветных ленточках подвешены яркие фигурки цветов и бабочек. Детям предлагается покатать цветы и бабочки на карусели.
«Дождик», «Солнышко», «Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
В зависимости от времени года
Предлагаю детям подуть на тучку с капельками или на тучку со снежинками.
«Клоун здоровается»
Цель: учить детей набирать воздух через нос, а выдыхать его через трубочку.
Ход игры:
Педагог показывает, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и
медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Выполнив правильно это упражнение, у клоуна надуваются ручки, и он здоровается с вами. Тот, кто правильно выполнит задание, может играть с этой игрушкой.
«Метелица»
Цель: добиваться от детей длительного ротового выдоха.
Ход игры:
Педагог рассказывает стихотворение, а ребенок в это время набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через трубочку, создавая воздушной струей «метелицу».
Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей", "Развиваем речь с помощью чистоговорок", "Как заучивать стихи наизусть"
Консультации "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей","Развиваем речь с помощью чистоговорок" помогут родителям с помощью простых упражнений развать речь детей.Консульта...
Родительское собрание на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников»
Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ. ЦЕЛЬ: дать информацию родителям о том, какую роль игр...
Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста
дыхательная гимнастика...
Семинар-практикум для родителей «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников»
Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи...
Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей.
Дыхательная гимнастика важна при постановке звуков....
Роль дыхательных упражнений в развитии речи дошкольников с ТНР.
Консультация для логопедов и воспитателей логпедических групп....
Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)"
Консультация для родителей«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)» Дыха...