Родительское собрание в первой младшей группе на тему "Особенности развития речи детей раннего возраста" в нетрадиционной форме
консультация по развитию речи (младшая группа)

Финицкая Елизавета Сергеевна

Цель: Расширение представлений родителей о развитие речи детей раннего возраста через разные виды деятельности.

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями развития речи у детей раннего возраста.

2. Способствовать использованию родителями малых форм фольклора для развития речи детей дома.

3. Привлечь родителей к чтению художественной литературы, разучивание стихов дома с детьми.

4. Познакомить с логоритмичными играми, в которые полезно играть дома с детьми младшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в первой младшей группе «Особенности развития речи детей раннего возраста» в нетрадиционной форме

Цель: Расширение представлений родителей о развитие речи детей раннего возраста через разные виды деятельности.

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями развития речи у детей раннего возраста.

2. Способствовать использованию родителями малых форм фольклора для развития речи детей дома.

3. Привлечь родителей к чтению художественной литературы, разучивание стихов дома с детьми.

4. Познакомить с логоритмичными играми, в которые полезно играть дома с детьми младшего возраста.

Участники: воспитатели, родители.

Форма проведения: нетрадиционная (викторина)

Место проведения: групповая комната.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей «Речь моего ребёнка» (Приложение 1);

2. Беседа «Домашняя библиотека»;

3. Буклеты «Рекомендации к развитию речи у детей младшего дошкольного возраста»;

4. Консультация на тему «Чтение на ночь»;

5. Папка-передвижка «Малые формы фольклора»;

6. Блиц-опрос «Я люблю стишки».

Ход собрания

Вводная часть

«Особенности развития речи детей раннего возраста»

Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

В процессе разнообразной деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам«надень шапку, надень колечки на пирамидку и т. д.».

Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом «киса» он мог обозначать и кошку, и меховой воротник.

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).

Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом«Куда ходили?» — «Гулять». — «Кого видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д., а также предлоги.

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов, наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу.

Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году. Ребенок в большинстве случаев после полутора лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м, передние небоязычные (т, д, и, задние небоязычные (г, х).

Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так. слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся.

К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается ко взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно«Ия куся?» — то есть «Ира кушала?»

Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить«Где платок?»«Баба куда пошла?»«Это что?»

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется»«сердится»«испугался»«жалеет». В речи появляются оценочные суждения«плохой»«хороший»«красивый».

Основная часть

Проводится в форме викторины.

Родители выполняют задания воспитателя.

I Блиц-опрос

«Какие формы фольклора используются в вашей семье?»

(пестушки, потешки, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, небылицы.)

Проговорить совместно с родителями :

- Ладушки, ладушки.

- Где были у бабушки?

- Что ели - кашку,

- пили - простоквашку.

- Кашку поели,

- Простоквашку попили?

Шууу, полетели на головку сели,

Сели посидели, прочь улетели. Кшыыы…

II Описание игрушки (кошечка)

Направлено на обогащение словарного запаса прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цвета и т. д.)

III Загадки по сказкам

(загадки усложнены в шуточной форме для родителей)

1. О преимуществе каменных строений перед соломенными. (Три поросенка.)

2. О нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя. (Колобок.)

3. О перенаселении жилой площади, что привело к разрушению строения. (Теремок.)

4. Сказка – яркая реклама страхования жилища от пожара. (Кошкин дом)

5. Яркая реклама страхования жилища от пожара. (Кошкин дом)

6. Сказка о пользе коллективного труда в сельском хозяйстве. (Репка)

7. Народный боевик, в котором двое, воспитанных на старых традициях, не смогли добиться требуемого результата, а маленькая пронырливая таки разбила. (Курочка ряба)

IV Упражнения для развития речевого аппарата

1. Подуем на снежинку

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. Бабочка летает

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

V Закончи знакомое стихотворение

Проиграть с родителями

1. Наша Таня громко ….

Уронила в речку….

Тише Танечка, не….

Не утонет в речке ….

2. Я люблю свою…

Причешу ей….

Гребешком приглажу…

И верхом поеду….

VI Логоритмичные упражнения

1. Игра "Ветер дует нам в лицо"

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

2. Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

VII Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребёнок на определённых этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.

Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

Например: «Апельсин»

Мы делили апельсин – 

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайся кто куда!

(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)

(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)

(Загибают большой палец руки)

(Загибают указательный палец)

(Загибают средний палец)

(Загибают безымянный палец)

(загибают мизинец)

(Бросают предполагаемую кожуру рукой)

(Делают испуганный вид)
(Делают движения руками в стороны)

Игры и действия с игрушками и предметами.

Развитию кисти  и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  и разнообразные действия с предметами. Предлагаем Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с мелками предметами (крупой)

Развивающая игра «Рисовые забавы»

Одна из развивающих игр – это игра с рисом (можно и с другой крупой). Эта игра не только развивает мелкую моторику рук малыша, но и речь, фантазию, мышление. Для игры вам понадобятся: рис, различные мелкие предметы, емкость для риса (ведро, коробка).

Высыпьте рис в коробку или ведро. Желательно, чтобы крупы было побольше. Соберите по паре различных мелких предметов (ложки, скрепки для бумаг, пуговицы, монеты, карандаши и так далее). Закопайте в рисе по одному предмету с каждой пары. Дайте ребенку предметы, пусть их рассмотрит, ощупает. Затем попросите найти в рисе пару для каждого. Искать малыши должны только на ощупь.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Разноцветные прищепки

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.

Игра с мячиками

Массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)

С гладким мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

С мячиком ёжиком.

Маленький колючий ёж

До чего же ты хорош (катаем мячик ёжик по ладошке правой рукой)

Покажи свои иголки,

Хоть они и очень колки (катаем мячик по ладошке левой рукой).

Игры и упражнения в хозяйственно-бытовой деятельности

Уважаемые родители, не бойтесь вовлекать ребёнка в свои домашние дела. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

3. Лепить из теста печенье.

4. Открывать почтовый ящик ключом.

5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

7. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

8. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

9. Помогать перебирать крупу.

10. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

11. Вытирать пыль, ничего не упуская.

12. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

13. Перелистывать страницы книги.

Заключительная часть

Раздать буклеты «Малые формы фольклора»

Памятка «Логоритмические упражнения»

Всем большое спасибо.

Подведение итогов.

Слово предоставляется родителям.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Анкета №1.

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям  лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? __________________________________________________________________

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

__________________________________________________________________

9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________

10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?
11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________

12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?________________________________________________________________

13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?______________________________________________________

14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________

15.Ваши замечания, предложения, пожелания    _____________________________________________________________________

Спасибо!


Анкета №2.

Анкета для родителей по развитию речи ребенка

1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем много, постоянно;

б) читаем, но редко;

в) не читаем.

2. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;

б) когда как;

в) не любит.

3. Что больше нравиться вашему ребенку:

а) сказки;

б) стихи;

в) рассказы.

4. После чтения рассказа или сказки может ли ребѐнок ее рассказать?

а) да, рассказывает, как ему читали;

б) рассказывает, но на свой лад;

в) частично рассказывает сказку;

г) не рассказывает.

5. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;

б) проявляется, но изредка;

в) очень редко.

6. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да

б) нет

Приложение 2

Рекомендации к развитию речи у детей младшего дошкольного возраста: 

1. Старайтесь больше читать малышу. Необязательно выбирать для этого длинные сказки. Можно ограничиться маленькими стишками и загадками.

2. Ограничьте просмотр телевизора ребенком до минимума.

3. Всегда при ребёнке называйте предмет или действие. Например, телевизор – разговаривает, птички – поют, собака ест и т.д. так же перед тем как пойдёте гулять, обязательно говорите, что будете делать во время прогулки.

4. Смотрите картинки в книжках и вместе изучайте их, комментируя: кошка сидит, солнышко светит, цветы растут.

5. При играх с малышом всегда говорите что делаете. Например: вот я беру один кружок от пирамидки и одеваю на основу, теперь я возьму другой и одену поверх первого и т.д. можно при этом называть какого цвета кружки.

6. Изучайте игрушки. Например, вы спрятали что-то, а потом предложите ребёнку поискать вместе с вами.

7. Займитесь с ребёнком играми, которые помогут развить моторику. Например, лепите фигурки из пластилина, делайте аппликации и т. д.

8. Во время обучения ребёнка разговаривать уделяйте ему больше своего свободного времени и используйте для обучения игры. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он заговорит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе по теме "Развитие речи детей 3-4 лет"

Используя данный  конспект родительского собрания собрания, вы сможете познакомить родителей с  задачами и особенностями развития речи детей четвертого года жизни.  В конспекте представ...

Родительское собрание во 2 младшей группе на тему "Развитие речи детей"

Этот статья для родителей. В ней  содержатся  рекомендации и советы, которые необходимы для полноценного речевого развития дошкольников.Также рекомендованы игры, направленные на развити...

Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Развитие речи детей 3-4 лет»

Правильная, выразительная речь- портрет человека.Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, к...

Сценарий родительского собрания во 2 младшей группе на тему: «Развитие речи детей 3-4 лет»

Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Развитие речи детей 3-4 лет»

Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными...

Из опыта работы: «Выступление на Родительском собрании во второй младшей группе на тему «Развитие речи детей 3-4 лет»

Цель собрания: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Правильная, выразительная речь – это портрет человека.Речь – это не прирожденный...

Родительское собрание в первой младшей группе по теме: «Распорядок дня ребенка раннего возраста».

Родительское собрание в первой младшей группе по теме:«Распорядок дня ребенка раннего возраста»....