«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в условиях семьи. Метод мнемотехники» (консультация для родителей)
консультация (средняя группа)

Килякова Светлана Александровна

Консультация для родителей на тему

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в условиях семьи. Метод мнемотехники»

Цель: ознакомление родителей с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное развитие связной речи и запоминание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в условиях семьи. Метод мнемотехники»

 

Цель: ознакомление родителей с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное развитие связной речи и запоминание.

Ход мероприятия.

Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей). Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

Дети четырех-пяти лет начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Они умеют свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению с взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать. Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка, основными видами которой являются рассказ и пересказ.

 При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец. Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком.

Самостоятельный рассказ - высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно строить высказывание с точки зрения логики событий.

Оба вида речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ - из диалога по поводу событий из личного опыта. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослого должна прослеживаться огромная заинтересованность и желание осваивать вместе с ребенком все этапы развития связной речи.

Основные задачи для развития связной речи ребенка, которые необходимо решать в семье:

1. Формировать интерес ребенка к художественной литературе. Учите связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

2. Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

а) составление рассказов из личного опыта, н-р, по семейным фотографиям (летний отдых, поход за грибами и т. п.);

б) рассказы по сериям картинок с последовательно развивающимся действием (от 4-х и более);

в) составление рассказа по сюжетной картине, о предмете, о событиях из личного опыта.

г) составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему; придумывать свои концовки к сказкам.

Чтобы решить перечисленные задачи развития связной речи ребенка родителям необходимо создать условия для практического овладения разговорной речью, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили ребенку проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Таких методов много, от банальной беседы с ребенком до просьбы рассказать об игре, просмотренном мультфильме, фильме и т.д. Сегодня хотелось бы вас познакомить с одним инновационным методом, облегчающим ребенку процесс рассказа или пересказа, так называемый метод мнемотехники.  

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Возникает вопрос, каким образом метод направленный на развитие памяти может помочь в развитие связной речи. Идея этой технологии в том, что: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение) и весь текст зарисовывается схематично Т.о., любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символические знаки. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит любую текстовую информацию. По другому эти схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Еще Ушинский К. Д. говорил, если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Т.о., дети учатся правильно, последовательно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова.

Итак, методика мнемотехники - несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и воспроизведение речевой информации,  реализующаяся через использование мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц.  Работа строится по принципу «от простого к сложному». Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить стихотворение и воспроизвести целый рассказ или пересказ.

Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятий с детьми на любую тему. Первоначально таблицы составляют взрослые, потом к этому процессу можно подключить и ребенка. Предложить детям помочь «спрятать» какое-либо слово в картинку. Например: как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения и т.д.. На основе этих схем можно составить загадку про любой предмет, коллективный рассказ. «День-ночь».

Например, можно составить план пересказа текста «Любимый фрукт»

«Груши - это фрукты. Они растут на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жёлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов»

При составлении рассказа ребёнок может рисовать картинки самостоятельно.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Игра «Выучи стихотворение».

Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем для разучивания чистоговорок, потешек, скороговорок. Игра «Разложи правильно», «Фотопамять».

Как показывает практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Т.о., овладевая приемами работы с мнемотаблицами, у детей значительно сокращается время обучения строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение.

Что дает мнемотехника?

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

*Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

*Появляется желание пересказывать и рассказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно.

*Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

*Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Я думаю, все согласятся со мной, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя разные методы, в том числе и метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в условиях семьи. Метод мнемотехники»

Слайд 2

Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей).

Слайд 3

Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о чем либо. В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью . Он в состоянии пересказать знакомый текст.

Слайд 4

Виды связной речи- рассказ и пересказ.

Слайд 5

Задачи развития связной речи : 1. Формировать интерес ребенка к художественной литературе. Учите связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. г) составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему. 2. Полученные в детском саду навыки необходимо закреплять в семье. а ) составление рассказов из личного опыта, н-р , по семейным фотографиям (летний отдых, поход за грибами и т. п.); б) рассказы по сериям картинок с последовательно развивающимся действием (от 4-х и более); в) составление рассказа по сюжетной картине, о предмете.

Слайд 6

1. Заучивание наизусть; 2.Пересказ; 3.Составление различных видов рассказов; 4.Беседы. Метод мнемотехники Методы: • Наглядные: • Словесные : 1.Дидактические; 2.Театрализованные; 3.Сюжетно-ролевые; 4.И другие виды игр с речевым содержанием. • Игровые: 1.Наблюдение; 2.Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

Слайд 7

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИ

Слайд 8

Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблица

Слайд 10

Составление описательного рассказа Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Слайд 11

Составление описательных рассказов

Слайд 12

Пересказ При пересказе с помощью мнемотаблиц , дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Слайд 13

Стихотворения Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Слайд 14

Отгадывание загадок

Слайд 15

Использование мнемотаблиц при заучивании чистоговорок , потешек , скороговорок У на ш его Илю ш ки Ш айбы да клю ш ки

Слайд 16

*Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. *Появляется желание пересказывать и рассказывать. *Заучивание стихов превращается в игру. . Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников Что дает мнемотехника? В результате использования мнемотаблиц :

Слайд 17

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника, как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Консультация для педагогов дошкольных учреждений....

«Технологии по развитию связной речи у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» (2018)

Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является н...

Вебинар для родителей "Развитие связной речи ребенка младшего дошкольного возраста в условиях семьи"

Вебинар для родителей "Развитие связной речи ребенка младшего дошкольного возраста в условиях семьи"...

Вебинар для родителей на тему: «Развитие связной речи ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях семьи».

Данный материал позволяет родителям познакомиться  с разными видами игр и игровых упражнений для развития речи детей и способствует получению практических навыков по их применению....

«Мнемотехника. Использование метода моделирования в развитии связной речи у детей дошкольного возраста».

Мнемотехника. Использование метода моделирования в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Введение Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об...

Статья " Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники"

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица предложенная Т....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники

нетрадиционных приемов и методов мнемотехникиВ настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.Одной из разновидностей ...