Материалы для занятия по теме "Мяд тер"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по теме "Мяд тер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myad_ter.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Нани торова!

Ханяна илен? Что я спросила?

Ребята, давайте вспомним, где мы с вами живем – в поселке или в тундре? А как называется наш поселок? А в поселке живем в чуме или в доме? А в тундре люди в домах живут? А как называется жилище ненцев?

А давайте вспомним, какой дом у оленя:

У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)

Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку)

Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)

В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)

Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)

Дверь открой! (открываем дверь)

Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)

Охотник злой! (изображаем руками ружье)

Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)

Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)

Молодцы, садитесь.

А сейчас отгадайте загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья).

- Правильно. Вы угадали - это семья.

Ребята, а как вы думаете, что такое семья (Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.)

Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Вы – самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть семья! Семья может быть маленькой – например, мама и ребенок и большой - папа, мама, сын, дочь. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Тюку яля ненэй вадавна мяд тер нямна лаханангова.

Семья – мяд тер. Мя – дом, чум, тер – содержимое, то есть, то, что находится в чуме. Давайте рассмотрим картинку: кто здесь изображен?

Небя Нися Хада Ири Не ню Хасава ню Хобатна начекы

А теперь проведем пальчиковую гимнастику: на ненецком.

А кто хочет рассказать про свою семью? 2-3 человека.

Как зовут маму, папу?
Кто самый старший в семье?
Кто самый младший?
Есть ли у тебя брат или сестра?
Кто за тобой больше ухаживает?
Как ты заботишься о своих родных?
Какая твоя мама?
Где работает?
Кем работает?
Что делает на работе?
Как ты помогаешь маме?
Чем вы занимаетесь всей семьёй? Что делаете вместе?
Чтобы ты хотел пожелать своей семье?

А еще всех членов семьи называют родственниками - это люди, родные друг другу: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы. Ребята, а теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является родственником:

Д\игра «Четвертый лишний»

* Мама, соседка, бабушка, сестра.

* Бабушка, подруга, сестра, мама.

* Сестра, продавец, бабушка, брат.

* Дворник, брат, папа, дедушка.

* Дедушка, папа, водитель, отец.

Папа, сын, друг, дочь

Мама, бабушка, папа, директор

«Дидактическая игра Корзина добрых дел»
Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?
Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)
Тогда нам поможет корзина добрых дел.
Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких,сделанное от всего сердца.
Я буду мыть посуду.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду пылесосить.
Я буду вытирать пыль.
Я буду заправлять кровать.
Я буду хорошо себя вести.
Посмотрите сколько сердечек оказалось в нашей корзине, столько добрых дел вам предстоит сделать.

Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Небя, небя, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Нися, нися, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Нека, нека, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Нябако, нябако, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами

Вместе мы одна мяд тер/ большими пальцами/

Да, да, да. /всеми пальцами/

Разделится на 4 группы: каждой составить рассказ по рисунку.

Повторить: мяд тер, небя, нися, хада, ири, не ню, хасава ню

Цель: запомнить названия родственной терминологии на ненецком языке

Нани торова!

Ребята всем ли тепло в группе? Никто не мерзнет? А кто из вас знает, как можно согреть ладони?

Надо потереть ладони друг о дружку: вот так. Почувствуйте, как стало тепло. А теперь приложите их к щечкам, чувствуете, как тепло стало?

А теперь положите ручки на колени и слушаем, что мы будем делать сегодня.

Ребята, помните про корзинку с добрыми делами? А вы исполнили те пожелания, которые мне озвучили? Вот, Оля, скажи пожалуйста, какое доброе дело ты сделала для семьи? Спросить каждого про доброе дело.

Ребята, я очень рада, что вы помогаете своим мамам, папам, бабушкам, братьям, сестрам и я уверена, что каждый из вас очень хороший помощник для своей семьи.

Сейчас я прочитаю вам один маленький рассказ, но необычный, а заколдованный. А почему он заколдованный, вы мне скажете после прослушания. Готовы слушать?

Небя помощница

         Сегодня Маша осталась дома одна и чтобы помочь своей небя, решила навести порядок. Сначала она вымыла у нися кружку и у небя чашку. Затем протерла тряпочкой хада очки.  В коридоре она увидела зонтик у нися. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Хада фартук повесила на кухне. Сложила у ири газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд у нися кроссовки, небя туфли, хада тапки и ири ботинки. Когда пришла небя, только Машины игрушки остались так и не убранными.  «А что же ты свои вещи не убрала?» - спросила небя.  «Я уже очень устала» - ответила небя помощница.

Вопросы к тексту:

Что же необычного в этом тексте?

А какие слова я называла на ненецком языке?

А что с ними нужно сделать? Перевести.

Давайте попробуем все вместе перевести этот текст так, чтобы текст стал понятен для вас.

Мамина помощница

         Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки.  В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными.  «А что же ты свои вещи не убрала?» - спросила мама.  «Я уже очень устала» - ответила мамина помощница.

- Кто решил навести порядок?

- Чью кружку вымыла Маша?

- А чью чашку?

- Чьи очки она протёрла?

- Чей был зонтик?

- Чей фартук Маша повесила на кухне?

- Чьи были газеты?

- Чью обувь она поставила в ряд?

- Чьи игрушки остались не убранными?

- А КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ: мама, папа, дочка, бабушка, дедушка – каким одним словом их назовем? СЕМЬЯ

Семья – это как пальчики одной руки. А давайте вспомним, как называем наши пальчики. ФИЗМИНУТКА: предложить провести одному ребенку, остальные повторяют.

Мяд тер. Что я сказала? Семья – это люди, которые живут в одном доме. Смотрите: у вас есть чум – это мя. А те, кто живет в этом чуме, это тер, значит семья на ненецком языке будет МЯД ТЕР

Работа с картинками: давайте теперь здесь найдем, кто здесь небя, а кто здесь нися, хада, ири.

Провести закрепительный этап: по парам раздать картинки и каждого спросить, где небя, нися, хада, ири.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме: "Работа с разными материалами на занятиях по ручному труду".

В  данной  статье  предлагается  опыт  работы  объединения  "Умелые  ручки".  Стараясь  максимально  обобщить  свою  работу  в...

« Использование дидактических материалов на занятиях»

Статья о использовании на занятиях,  авторской разработки  - дидактическая юбка...

Материалы к занятию, посвященному Битве под Москвой

Конспект разработан совместно с воспитателем подготовительной группы. Занятие проведено в рамках празднования 70-ой годовщины Битвы под Москвой...

Материалы для занятий родителей с детьми по теме "Весна".

Приводится алгоритм выполнения аппликации "Подснежник", загадки о весенних явлениях в природе, тексты коротких произведений для чтения детям....

"Работа с разными материалами на занятиях по ручному труду в дошкольной группе компенсирующей направленности"

Сообщение на методическом совете воспитателей школы о применении разнообразных материалов на занятиях по ручному труду в дошкольной группе компенсирующей направленности (показ творческих работ воспита...

Воспитатель Соловьева Наталья Петровна Консультация для родителей «Спортивное оборудование из подручных материалов для занятий дома»

Цель: Познакомить родителей  с изготовлением спортивного  оборудования из подручных материалов для физического развития детей»Нестандартное оборудование для занятий: платочки носовые, ...

Консультация: «Подготовка к занятию, оборудование и материалы к занятию» «(для молодых воспитателей)».

Консультация для начинающих воспитателей в художественно- эстетическом развитии как подготовить к занятию оборудование и материал"...