Пальчиковые игры для дошкольников по лексическим темам.
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ирина Анатольевна Коваленко

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchiki.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для дошкольников по лексическим темам.

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

              «Овощи»

Мы капустку рубим — рубим,

Мы капустку солим — солим,

Мы капустку трем — трем,

Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)

«Фрукты»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ         («варят» и «мешают»)

«Семья»

Как у нас семья большая

Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, (загибают большие пальцы)

Два учиться хотят (загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются (загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются (загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются (загибают мизинцы)

«Детский сад»

В нашей группе все друзья (дети ритмично стучат кулачками по столу.)

Самый младший - это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша (разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

Я с игрушками играю: (руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю (двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

«Дом»

На поляне дом стоит, («Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх «ворота»).

Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем. («Дом»)

«Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай (соединение пальцев по очереди с большим)

В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)

Они очень редко заходят сюда.

                                                  «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили (имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

«Новый год»

Перед нами ёлочка  (руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки, (сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы)

Шарики, фонарики, ( ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз)

 Зайчики и свечки, (кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами)

Звёзды, человечки (сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз)

«Продукты питания»

Мышка зёрнышко нашла, И на мельницу снесла.

Намолола там муки, Испекла всем пирожки:

Мышонку – с капустой, Мышонку – с картошкой,

Мышонку – с морковкой, Мышонку – с морошкой.

Для большого толстячка –  Аж четыре пирожка:

С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой  (поочередно загибают пальчики)

«Профессии»

Повар готовил обед, (ребром ладони дети стучат по столу)

А тут отключили свет.

Повар леща берет (загибают большие пальцы)

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)

Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы)

Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)

И очень доволен он. (Разводят руками)

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.        

Пальчики обеих рук здороваются. Обе руки идут по столу. Загибают пальчики, начиная с большего.

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава – мурава!

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

Мы корзиночку несём –

Всю тебя мы соберём. (пальцы правой руки здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками)

«Дружба»

Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют в замок)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно)

Начинаем мы считать (соединяют друг с другом)

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать (руки вниз, встряхивают кистями)

«Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком,

(Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.

(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить,

(Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить

(Соединяют руки в «замок»)

«Снеговик»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.

Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)

Раз — подбросим, "Подбрасывают".

Два — поймаем, "Ловят".

Три — уроним "Роняют".

И... сломаем. Топают.

Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком.

(Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.

(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!

(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла...

(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –

(Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

«Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.

Приготовлю крошки Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, Ешьте макароны!

«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?

Мы расскажем. Две синицы, воробей,

Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

«Моя семья»

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья: и в соответствии с текстом

Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:

Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,

Это – бабушка моя, (средний и большой)

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

«Мама»

Много мам на белом свете (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

«Одежда, обувь, головные уборы»

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.

Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.

«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.

Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

«Обувь»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем обувь считать:

Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке.

Два – сапожки, Три ботинки, Четыре – босоножки

И, конечно, тапки – пять.

Ножкам надо отдыхать.

«Животные»

В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.

В шапочках белых мы стали зайчата, (показывает заячьи ушки)

В шапочках красных мы стали грибочки, (соединяет руки над головой)

 В шапочках черных – черника на кочках, (присаживается на корточки)

В шапочках синих дождинками стали (встает, ставит руки на пояс)

И по дорожкам легко поскакали (прыгает вперед на двух ногах)

Как у нашей кошки (загибают по одному пальчику, начиная с больших на обеих руках на каждое название обуви)

На ногах сапожки        

Как у нашей свинки        

На ногах ботинки.        

Как у пса на лапках        

Голубые тапки.        

А козленок маленький        

Надевает валенки.        

А сыночек Вовка —        

Новые кроссовки.        

Вот так. Вот так.        (ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками)

Новые кроссовки.        

«Не плачь, куколка моя»

Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки, твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью, постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все просушу.

Поработали вдвоем,

А теперь мы отдохнем.        

Имитация укачивания куклы.

Загибание пальчиков.

Имитация по описанию в стихотворения.

Положить руки на колени.

Жили были в домике

Маленькие гномики:

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять,

(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать:

(трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки, Чики – носочки,

Пики – платочки, Мики умница был,

Лики – штанишки, Всем водичку носил.

(загибают пальчики, начиная с больших)

«Насекомые»

Прилетела к нам вчера (машут ладошками  на каждое название насекомого)

Полосатая пчела.

 А за нею шмель-шмелек (загибают пальчик)

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза (делают кружочки из пальчиков)

Пожужжали, полетали, подносят к глазам.

От усталости упали (роняют ладони на стол)

               «Жук»

Я веселый Майский жук.

Знаю все сады вокруг,

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-жу…

               «Пчелки»

Вот маленький улей, где

пчелы спрятались.

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья

Одна, две, три, четыре, пять.

З-з-з-з-з-з-з-з-з-з.        

(пальцы сжать в кулак, затем отгибать по одному)

«Паучок»

Пау – пау – паучок,

Паутиновый бочок,

Паучок всё вверх ползёт,

Паутинку он плетёт.

Паутинка хоть тонка –

Крепко держит мотыльков  (образовать пальцами рамку,затем соединить пальцы обеих рук в замок)

Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышкам «Мебель»

В нашей комнате-столовой –

Есть отличный СТОЛ дубовый,

СТУЛЬЯ – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И берёзовый КОМОД,

Мама там бельё берёт.

А в гостинной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире

(сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(загибают пальчики на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

«Посуда»

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

« Фольклор»

У Матрешиной сестрицы (ритмичные удары пальцами правой руки, по левой ладони)

По деревне небылицы (ритмичные удары пальцами левой руки  по правой ладони)

Ходит утка в юбке,        (на каждое название животного загибают пальцы)

В теплом полушубке,

 Курочка — в жилете,        

Петушок — в берете,        

Коза — в сарафане,        

Заинька — в кафтане,        

А всех их пригоже        (ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши )

Корова в рогоже.        

- Петушок, петушок, - (соединить на руке указательный и большой палец)

Золотой гребешок, - (сделать «замок» из пальцев)

Масляна головушка, – (погладить рукой по голове)

Шелкова бородушка, - (погладить рукой по подбородку)

Что ты рано встаешь,

Что ты звонко поешь,

Деткам спать не даешь? – (закрыть глаза и сложить ладони под щеку)

Солнышко-вёдрышко

- Солнышко-вёдрышко! - (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы)

Взойди поскорей, - (поднять руки вверх)

Освети, обогрей - (сделать «фонарики» перед собой)

Телят да ягнят, - (показать « рожки» на голове)

Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди).

«Неделя доброты»

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят (пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит (трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем («моем» руки, дышим на них поочередно, 1 вверху, 1 внизу)

К себе ладошки мы прижмем,        

Гладить ласково начнем (гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко (скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать        (каждый палец зажимаем в кулачке)

«Космос»

Космонавтом хочешь стать?

Сильным быть и ловким?

Надо пару подобрать

И лицом друг к другу встать.

Если чистые ладошки –

Значит можно начинать (выполнять движения по тексту)

Раз, два, три, четыре, пять  (по одному загибают пальчики на обеих руках)

В космос полетел отряд (соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)

Командир в бинокль глядит,        (пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)

Что он видит впереди?        

Солнце, планеты, спутники, кометы, (загибают пальчики обеих рук)

Большую желтую луну.

В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)

Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)

А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

«Красота нашего города, страны»

Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по

Здравствуй, небо голубое! очереди «здороваться» с

Здравствуй, вольный ветерок! пальцами левой руки,

Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга

Мы живем в одном краю - кончиками.

Всех я вас приветствую!

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок, Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальчику с мизинца)

«Кап, кап, кап» Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

(ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

Снова солнце в небе улыбается (соединять пальцы правой руки с большим)

Снег растаял, ручейки звенят (соединять пальцы левой руки с большим)

И подснежник первый распускается,        (ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга)

С юга птицы с песнями летят (ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для дошкольников по лексическим темам

Картотека пальчиковых игр для дошкольников по лексическим темам....

Презентация для дошкольников по лексической теме "Посуда. Игры со словами."

Презентация для дошкольников по лексической теме "Посуда". В презентации представленны словесные игры на развитие грамматического строя речи: образование формы множественного числа им. сущ....

Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР(ОНР) подготовительной к школе группы.Динамические паузы,хороводные, подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 2 полугодия

Картотека динамических пауз, хороводных, подвижных игр, игровых упражнений по лексическим темам 2 полугодия для дошкольников 7 года жизни....

Пальчиковые игры для дошкольников по лексическим темам

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста...

Пальчиковые игры для дошкольников по лексическим темам

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста...

Картотека пальчиковых игр для дошкольников по лексической теме "Профессии"

Данная картотека пальчиковых игр подобрана для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....

Здоровьесберегающая технология. Пальчиковые игры. Картотека игр по лексическим темам.

Предлагаю вашему вниманию веселые и полезные пальчиковые игры. Они не требуют дополнительных приспособлений. Они помогут малышам в овладении целенаправленных движений, трудовых процессов по элементарн...