«Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: формирование эмоционально – волевой сферы ребенка через сказку «Крылатый, мохнатый да масленый».
Задачи:
Образовательные: Помочь детям вспомнить названия уже известных им русских народных сказок. Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»; Формировать умения понимать характер и поступки героев. Замечать и понимать образные выражения. Формировать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей.
Развивающие : Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас; развивать связную речь; Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу.
Воспитательные : Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к устному народному творчеству; воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, самостоятельность; воспитывать уважительное отношение к окружающим. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razv.rechi_st.gr_.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование эмоционально – волевой сферы ребенка через сказку «Крылатый, мохнатый да масленый».
Задачи:
Образовательные: Помочь детям вспомнить названия уже известных им русских народных сказок. Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»; Формировать умения понимать характер и поступки героев. Замечать и понимать образные выражения. Формировать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей.
Развивающие : Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас; развивать связную речь; Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу.
Воспитательные : Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к устному народному творчеству; воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, самостоятельность; воспитывать уважительное отношение к окружающим. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие.
Средства реализации:
Демонстрационный материал: проектор, ноутбук для просмотра картинок к сказке, книга «Крылатый, мохнатый да масленый», «Волшебный сундучок»
Предварительная работа: чтение русских народных сказок.
Словарная работа: Крылатый, мохнатый, масленый.
Методические приемы: художественное слово; отгадывание загадок; чтение сказки; вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей; поощрение и похвала детей.
Ход занятия:
Дети стоят на ковре. Воспитатель обращает внимание на пришедших гостей.
Воспитатель: здравствуйте, дети. Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Дети: здравствуйте!
Воспитатель: а теперь поприветствуем друг друга.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: доброе утро ребята!
Дети: доброе утро.
Воспитатель: ой, смотрите ребята, что это у нас тут под платочком; волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что скрывается внутри, но почему-то он не открывается. Ребята вставайте скорее вкруг, возьмитесь крепче за руки и мы все дружно произнесём волшебные слова:
В круг скорее становись
Крепче за руки держись
Раз, два, три, четыре, пять
Сказку будем начинать.
(Воспитатель дует на волшебный сундучок, сундучок открывается - там сказка «Крылатый, мохнатый да масленый».)
Воспитатель: ребята в сундучке сказка , а называется она «Крылатый, мохнатый да масленый». Давайте, сейчас мы с вами на свои места. ( дети садятся на свои места).
(Артикуляционная гимнастка)
Воспитатель: как вы думаете, о ком рассказывается в этой сказке? Кто Крылатый? – это может быть самолёт, а может Птица. Как вы думаете какая птица? Крылатый ворона, сорока… не подходит
Дети: крылатый ворон, воробей….(индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: а мохнатый? А масленый? У этой сказки и начало необычное, вспомните, как обычно начинаются русские народные сказки?
Дети: «Жили-были». (хоровой ответ детей)
Воспитатель: а почему сказки называются русскими народными сказками?
Дети: русский народ сочинял сказки, чтобы рассказывать своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Когда дети вырастали, они рассказывали эти же сказки уже своим детям. Итак, сказки переходили от взрослых к детям. (индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: правильно, молодцы. А какие русские народные вы знаете?
Дети: Репка, Теремок, Маша и медведь и т. д. (индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: а эта сказка начинается «На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масленый». Да, здесь не просто сказано «жили – были», но и указано, где жили сказочные герои. И где же жили три братца?
Дети: на лесной опушке, в тёпленькой избушке (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: садитесь ребята поудобнее, сейчас я вам прочитаю сказку «Крылатый, мохнатый да масленый»… А теперь слушаем сказку и рассматриваем картинки к этой сказке. ( Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» с опорой на электронную презентацию).
Воспитатель: вы внимательно слушали сказку?
Дети: да (хоровой ответ детей)
Воспитатель: давайте, мы сейчас с вами отдохнем, а потом продолжим.
Физкультминутка.
Мы по сказке походили (идут по кругу)
Всё вокруг мы изменили
Мы ногами топали (топают)
Мы в ладошки хлопали (хлопают)
Будут в сказке помнить нас
Наклонились мы на раз (наклон вперёд)
На два поднимались (выпрямиться)
Всем мы улыбались (поворачиваются к др. другу улыбаются)
И опять потопали (топают)
И ручками похлопали (хлопают)
Вот какие молодцы
Мы ребята удальцы (руки на пояс).
Воспитатель: ну вот, мы с вами отдохнули, теперь давайте сядем на свои места. Сели прямо, красиво, спинку держим. Чем в сказке занимался воробей?
Дети: еду приносил. (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: чем в сказке занимался мышонок?
Дети: дрова рубил. (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: чем занимался блин?
Дети: щи да кашу варил. (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: почему воробей решил поменяться работой?
Дети. «Я с утра на охоте - на тяжкой работе.» (индивидуальные ответы детей.) А блин с утра на печи нежится, только к вечеру за обед берется.
А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом до обеда спит. (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель. Чем стал заниматься воробей?
Дети: Стал дрова рубить. (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: чем стал заниматься мышонок?
Дети: стал обед варить. (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: чем стал заниматься блин?
Дети: на охоту пошел. (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: наши герои поменялись работой и вот блин пошел в лес на охоту. Идет и песенку поет. Как вы думаете, какое настроение было у блина, когда он пошел в лес: веселое или грустное?
Дети: веселое (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: ребята, с помощью мимики лица покажите радость. (Улыбнемся.) Почему вы думаете, что веселое?
Дети: потому что радостно поет. (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: как вы думаете, что такое мимика? (Ответы детей.) Мимика – это выражение лица, которое зависит от нашего настроения. Если у вас веселое настроение, то вы улыбаетесь, а если грустное то вы грустите. А кто вышел навстречу блину?
Дети: лиса. (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: а какая лиса обычно в сказках?
Дети: хитрая. (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: покажите хитрое выражение лица. Давайте покажем, как ходит лиса. (имитация движений лисы) Вот лиса увидела блин. Нюхает его, облизывается. Покажите, как лиса облизывается. И лиса у него спрашивает: «Ты куда, блинок, бежишь?» Скажите эту фразу так, чтобы было понятно, что лиса хитрая. (дети повторяют) А как вы думаете. Какое было выражение лица у блина, кода лиса обнюхивала его и облизывалась?
Дети: он был удивлен (напуган). (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: покажите удивление (страх).(Обыгрывание сюжета.)
Я предлагаю вам проиграть этот отрывок. Блин идет радостный в лес и поет песенку. Останавливается. Навстречу ему выходит лиса. Нюхает его, облизывается и спрашивает: «Ты куда блинок бежишь?». А блин смотрит на него с удивлением. (Дети, обыгрывают сценку.)
Воспитатель. А в это время мышка дома варит щи, но они не получаются у неё такими вкусными как у блина. Давайте представим, что мы взяли ложку и пробуем щи. А они оказались невкусными. (дети имитируют движения)
Воспитатель: что делает мышка, чтобы щи стали вкусными?
Дети: мышка прыгает в горшок. (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: а щи в горшке, какие: горячие или холодные?
Дети: горячие. (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: мышка выпрыгивает из горшка. Ей больно. Ребята, покажите, какое выражение лица у человека может быть, если ему больно. Я предлагаю вам обыграть этот отрывок. Мышка пробует щи. Они невкусные. Прыгает в горшок. Выпрыгивает. Начинает бегать по комнате и жалобно пищать. Останавливается, дует на себя. Садится и плачет. (Дети обыгрывают эту сценку.)
Воспитатель: а про воробья мы сказали, что он стал дрова на мелкие щепки ломать. Что случилось с воробьем?
Дети: он свернул клюв. (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: воробей клювом ломает дрова на щепки. Хватается за клюв. Садится на пенек и плачет. (Сценку обыгрывают.) Когда блин пришел из леса, то увидел, что мышка и воробей сидят и плачут. Блин и говорит: «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своего дела делать не хочет». Как вы понимаете это выражение?
Дети: бывает плохо. (индивидуальные и хоровые ответы детей.)
Воспитатель: тут воробью стало стыдно. Покажите с помощью мимики лица, что человеку стыдно.( дети показывают)
Хорошо, ребята, молодцы. А сейчас я хочу проверить, кто из вас слушал внимательно сказку, я буду загадывать загадку, а вы должны ее отгадать
- Кто в дремучем лесу отхватил кусочек блина?
Дети: лиса(индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: кто дрова рубил, да слёзы горькие лил?
Дети: воробей (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: кто в горшке ошпарился, сел на лавку слёзы лить?
Дети: мышь (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: кто решил поменять всю работу в доме?
Дети: воробей(индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: А теперь дети, давайте ещё раз вспомним с какой русской народной сказкой мы сегодня с вами познакомились?
Дети: Крылатый, мохнатый да масляный
Воспитатель: чему нас учит эта сказка?
Дети: чтобы каждый делал свое дело, и не отказывался от него. (индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы. Ребята мы с вами сказку слушали, рассуждали по сказке, и я вам предлагаю после занятия нарисовать героев которым вы хотели бы помочь. На этом наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Рассказывание русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масленный"
Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка через сказку...
Образовательный проект "ЭТОТ СКАЗОЧНЫЙ МИР ТЕАТРА" (посредством знакомства с русской народной сказкой "Крылатый, мохнатый и масленый")
Цель:Формирование интереса детей и родителей к миру театра, развивая творческую активность и раскрывая ценности их совместного сотрудничества.Проект «Этот сказочный мир театра!» создал бла...
Конспект занятия на тему: "Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» старшая группа
Цель: познакомление детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать литературн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевое развитию. Чтение русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масленый".
Данный конспект поможет воспитателем организовать непосредственно образовательную деятельность по развитию речи с интеграцией областей, здоровьесберегающими технологиями и с использованием мультимедий...
Занятие по развитию речи на тему: "Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»....
Занятие по развитию речи на тему: Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
Занятие по развитию речи на тему:Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»....
Чтение художественной литературы Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый», обр. И. Карнауховой.
Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные истории учат добру, прощению, терпимости, пониманию того, что хорошо, что плохо. Стимулируют концентрацию вни...