Кейс-технологии в дошкольном образовании
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Батина Лилия Александровна

Презентация взята с интернет ресурса https://vk.com/doc371511831_449510354?hash=15df0a2...

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Л.А. Батина, воспитатель

МБДОУ «Анцирский детский сад»

Кейс-технологии,  как средство речевого развития  детей дошкольного возраста в условиях  реализации ФГОС ДО

Согласно современным требованиям ФГОС ДО перед воспитателем встала задача: «Воспитание ребенка 21 века», т.е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Одним словом, воспитателю необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов.

В связи с этим в своей работе я начала использовать «Кейс-технологию». Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса  в начале XХ века. Христофор Лэнгделл — декан Гарвардской школы бизнеса заложил основы кейс-метода. В России эту технологию начали использовать в 2000-х годах. Я в своей работе использую программу «Кейс-метод в дополнительном образовании детей. Методический конструктор» под редакцией Ворониной Е.А., Барышникова Е.Н. 2019 год.

Кейс-технология в ДОУ – это ряд определенных жизненных ситуаций, которые специально разработаны для дальнейшего их разбора воспитанниками. Кейс-технология в образовании предполагает осмысление учащимися реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и формирует комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы. В процессе рассмотрения этих ситуаций ребята осваивают командную работу, учатся анализировать ситуацию, самостоятельно принимать решения.

Чем же отличается кейс метод от простой ситуации? Отличительной особенностью кейс–метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит найти ее из информации, которая содержится в описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества вариантов выбрать наиболее подходящее решение.

Метод кейс технологий я применяю в образовательной деятельности по речевому развитию, по ФЦКМ, очень интересные занятия получаются на тему КГН. Можно использовать сказки. Например «Мойдодыр».

Кейсы имеют свою технологическую карту которая состоит из 4х этапов.

1 этап. Постановка проблемы – Дети знакомятся с ситуацией.

2 этап «Мозговой штурм» - ребята находят решения и формулируют выводы.

3 этап Презентация – дети представляют свой вариант решения проблемы. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими детьми.

4 этап Рефлексия - Анализируют, делают выводы. Применяют знания в различных ситуациях.

Я в своей практике использую такие виды кейсов:

- Кейс – ситуаций;

- Кейс – иллюстрации;

- Фото – кейс.

Давайте рассмотрим их поподробней.

Кейс-ситуации.

У меня имеется картотека кейс-ситуаций. Автором кейс-ситуаций является Е.А.Воронина (2019г.), В. А. Бейзеров (2014г).

Я вам предоставлю одну из кейс-ситуаций, которая называется «Знакомство».

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Для начала мы зачитываем с ребятами ситуацию, после этого я задаю наводящие вопросы к данному кейсу. Ребята стараются самостоятельно анализировать ситуацию и находить оптимальное решение.

Кейс иллюстрации. 

Так же имеется картотека кейс иллюстраций, их я подбираю самостоятельно, по нужной теме.

Вы видите пример кейс иллюстрации «Умывание»

Текст: Саша первый день пришел в детский сад. Перед завтраком дети пошли мыть руки. А Саша стоял, ждал воспитателя,  и не знал, что ему делать. Как бы вы поступили на месте Саши?

Для рассматривания предлагается две картинки, ребята рассматривают их и высказывают свои предположения о содержимом картинок. Могут придумать свою историю. После предположений я зачитываю текст к кейсу и мы анализируем ситуацию, отвечаем на вопросы, решаем что хорошо, а что плохо. Есть кейсы у которых нет текста, тогда мы просто рассматриваем картину и так же проводим анализ, находим альтернативное решение проблемы.

Фото – кейсы. 

Картотеки фото кейсов мы делаем вместе с ребятами в группе. Некоторые фото нахожу в интернете. На слайде вы видите пример фото-кейса «Одежда в детском шкафу»

Текст: Дети в саду пришли с прогулки. Все стали раздеваться и складывать вещи в шкафчик. Петя тоже разделся и запихнул вещи в шкаф. Вечером, когда мама пришла в сад, она очень огорчилась, когда Петя стал одеваться домой. Почему огорчилась мама? Что Петя сделал неправильно?

Для рассматривания предлагаются фотографии, ребята их рассматривают и сравнивают. Дети анализируют ситуацию и пытаются найти правильное решение. Если воспитанники затрудняются, я задаю наводящие вопросы и помогаю разобраться в ситуации. Так же есть фото-кейсы у которых нет текста, тогда мы просто рассматриваем фото и так же проводим анализ, находим варианты решение проблемы.

В процессе освоения кейс-технологий дети учатся:
- получать необходимую информацию в общении;

- доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать  в дискуссии;

- вести диалог со взрослыми и сверстниками;

- применять полученные знания в реальной жизни.

Вывод: «Кейс-технология» помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, анализировать.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...

Консультация Кейс-технологии в дошкольном образовании.

Консультация   Кейс-технологии в дошкольном образовании....

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...

Кейс-технологии в дошкольном образовании

Цель: Знакомство педагогов с применением  метода кейсов в учебно-воспитательном процессеЗадачи: 1. Познакомить с  кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном проце...

Консультация для воспитателей: «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса....