Развитие речи детей первой младшей группы посредством малых форм фольклора
консультация по развитию речи (младшая группа)
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фольклор | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей первой младшей группы посредством малых форм фольклора»
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности :К.Д.Ушинский, Эльконин, Е.И.Тихеева,
«Пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребёнка на русский лад» К.Д.Ушинский.
Об одной из общих задач развития речи детей Е.И.Тихеева писала так: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания. … Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова».
Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Ф.А.Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, и др. Теоретики-педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Практика ДОУ показала, что в наши дни наблюдается низкий уровень речевого развития. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык подражая разговорной речи окружающих, прежде всего речи родителей. К сожалению , родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, забывают об этом и процесс развития речи идет сам по себе. В семьях знают все меньше обрядов , забывают песни , в том числе и колыбельные Занятия по развитию речи отводятся на второй план. Педагоги редко используют малые формы фольклора на занятиях по развитию речи с детьми .
Цель работы:
Повысить уровень развития речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи:
- определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития;
- показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках;
- сформировать у детей интерес к детскому фольклору;
- обогатить словарный запас детей.
В своей работе я выделила 3 этапа
На 1 этапе я выделила основные формы малого фольклора, отобрала произведения с учетом возрастных особенностей детей и календарным планированием.
Подготовила наглядный материал, способствующий освоению материала( предметы быта, игрушки, картинки)
На 2 этапе использовала подготовленный материал в организации деятельности детей.
На 3 этапе осуществлялась разработка картотеки и обобщение опыта.
Система работы по развитию речи
посредством малых форм фольклора организовывалась
в разных видах деятельности:
1.НОД
- выполнение упражнений на звукоподражание:
Наши уточки с утра:
Кря-кря-кря, кря-кря-кря…
- дидактические игры,
- заучивание малых форм фольклора.
2.Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора мы применяем их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей, а также для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.
3. игровая деятельность;
4.самостоятельная деятельность детей в центрах развития.
Важную роль в развитии речи детей играет участие родителей.
Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей.
Взаимодействие с родителями осуществляется в рамках специальных мероприятий:
-индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящими в течение года.
-создание книжного уголка «Малых форм фольклора» по развитию речи при участии родителей.
- оформление стенда информации.
-проведение родительских собраний, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей.
- участие родителей в праздничных утренниках, театрализованных представлениях, сценках.
Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.
Результатом моей работы явилось то, что
- дети стали стремится к общению со взрослыми и активно подражают им;
- Проявляют интерес к потешкам , песням, рассматриванию картинок;
- Эмоционально откликаются на различные произведения литературы.
А также они с большой охотой приходят в детский сад, легче проходит адаптационный период. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, прибаутки я знакомлю детей с творчеством русского народа. Обыгрывая малые формы фольклора я использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты.
ПРИЛОЖЕНИЕ
НОД
СЕНТЯБРЬ | «К то у нас хороший» «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки» «Большие ноги шли по дороге … » «Приди, котенька-коток» |
ОКТЯБРЬ | «Ах, ты моя девочка» «Скрип, скрип, скрипачок … » «Расти коса до пояса» «Петушок, петушок» |
НОЯБРЬ | «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды» «Вот и люди спят» «Пошел котик на Торжок … » «Сорока-сорока» |
ДЕКАБРЬ | «Как у Маши маленькой … » «Там котик усатый … » «Елка, елка, елочка» «Вот проснулся петушок … » |
ЯНВАРЬ | «От водички, от водицы все улыбками искрится» «Заинька походи … » «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку» «Ай, качи, качи, качи … » |
ФЕВРАЛЬ | «Наша Катя маленька» «Ночь прошла, темноту увела» «Чему, чему волосоньки … » «Я — Мороз — кранный нос» |
МАРТ | «Чистая водичка умоет Поле личико» «В печи калачи как огонь горячи … » «Солнышко, покажись … » |
АПРЕЛЬ | «Разденьте меня, разуйте меня … » «Травушка — муравушка со сна поднялась … » «Наварили каши» «Киса, кисонька, коток … » |
МАЙ | «Мыли мылом ручки … » «Вот они сапожки … » «У котика в чашке было много кашки … » «Солнышко-ведрышко … » |
ИЮНЬ | «Кушай, Маша, не спеша» «Сидит белка на тележке» «У забора сиротливо пригорюнилась крапива» «Радуга-дуга, не давай дождя … » |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей первой младшей группы посредством малых форм фольклора
Картотека малых форм фольклора...
Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...
Развитие речи детей раннего возраста сиспользованием малых форм фольклора.
Презентация. Развитие речи детей раннего возраста сиспользованием малых формфольклора....
Статья О вопросе развития речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора
В данной статье рассказывается о проблеме развития звуковой культуре речи...
Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"
Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...
Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"
Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора
laquo;Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора». Проблема развития речи на сегодняшний день очень актуальна.При обследовании детей, посту...