Развитие речи детей первой младшей группы посредством малых форм фольклора
консультация по развитию речи (младшая группа)

Шишулина Елена Александровна

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фольклор21.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей первой младшей группы посредством малых форм фольклора»

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

 Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности :К.Д.Ушинский, Эльконин, Е.И.Тихеева,

«Пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребёнка на русский лад» К.Д.Ушинский.

Об одной из общих задач развития речи детей Е.И.Тихеева писала так: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания. … Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова».

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Ф.А.Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, и др. Теоретики-педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

Практика ДОУ показала, что  в наши дни наблюдается низкий уровень речевого развития. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык подражая разговорной речи окружающих, прежде всего речи родителей. К сожалению , родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, забывают об этом и процесс развития речи идет сам по себе. В семьях знают все меньше обрядов , забывают песни , в том числе и колыбельные Занятия по развитию речи отводятся на второй план. Педагоги редко используют  малые формы фольклора на занятиях по развитию речи с детьми .

Цель работы:

 Повысить уровень развития речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи:

  •  определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития;
  • показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках;
  •  сформировать у детей интерес к детскому фольклору;
  •  обогатить словарный запас детей.

В своей работе я выделила 3 этапа

На 1 этапе я выделила основные  формы малого фольклора, отобрала произведения с учетом возрастных особенностей детей и календарным планированием.

Подготовила наглядный материал, способствующий освоению материала( предметы быта, игрушки, картинки)

На 2 этапе использовала подготовленный материал в организации  деятельности детей.

На 3 этапе осуществлялась разработка картотеки и обобщение опыта.

Система работы по развитию речи

посредством малых форм фольклора организовывалась

 в разных видах деятельности:

  1.НОД

-  выполнение упражнений на звукоподражание:

Наши уточки с утра:

Кря-кря-кря, кря-кря-кря…

- дидактические игры,

- заучивание малых форм фольклора.

2.Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора мы применяем их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей, а также для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.

3. игровая деятельность;

 4.самостоятельная деятельность детей в центрах развития.

Важную роль в развитии речи детей играет участие родителей.

Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей.

Взаимодействие с родителями осуществляется в рамках специальных мероприятий:

-индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящими в течение года.

-создание  книжного уголка  «Малых форм фольклора» по развитию речи при участии родителей.

- оформление стенда информации.

 -проведение родительских собраний, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей.

- участие родителей в праздничных утренниках, театрализованных представлениях, сценках.

Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.

Результатом моей работы явилось то, что

  •  дети стали стремится к общению со взрослыми и активно подражают им;
  • Проявляют интерес к потешкам , песням, рассматриванию картинок;
  • Эмоционально откликаются на различные произведения литературы.

А также  они с большой охотой приходят в детский сад, легче проходит адаптационный период. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, прибаутки  я знакомлю детей с творчеством русского народа. Обыгрывая малые формы фольклора я использую  красочную наглядность, музыкальные  игрушки, инструменты.

ПРИЛОЖЕНИЕ

НОД

СЕНТЯБРЬ

«К то у нас хороший»

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки»

«Большие ноги шли по дороге … »

«Приди, котенька-коток»

ОКТЯБРЬ

«Ах, ты моя девочка»

«Скрип, скрип, скрипачок … »

«Расти коса до пояса»

«Петушок, петушок»

НОЯБРЬ

«Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды»

«Вот и люди спят»

«Пошел котик на Торжок … »

«Сорока-сорока»

ДЕКАБРЬ

«Как у Маши маленькой … »

«Там котик усатый … »

«Елка, елка, елочка»

«Вот проснулся петушок … »

ЯНВАРЬ

«От водички, от водицы все улыбками искрится»

«Заинька походи … »

«Умница Катенька, ешь кашку сладеньку»

«Ай, качи, качи, качи … »

ФЕВРАЛЬ

«Наша Катя маленька»

«Ночь прошла, темноту увела»

«Чему, чему волосоньки … »

«Я — Мороз — кранный нос»

МАРТ

«Чистая водичка умоет Поле личико»

«В печи калачи как огонь горячи … »

«Солнышко, покажись … »

АПРЕЛЬ

«Разденьте меня, разуйте меня … »

«Травушка — муравушка со сна поднялась … »

«Наварили каши»

«Киса, кисонька, коток … »

МАЙ

«Мыли мылом ручки … »

«Вот они сапожки … »

«У котика в чашке было много кашки … »

«Солнышко-ведрышко … »

ИЮНЬ

«Кушай, Маша, не спеша»

«Сидит белка на тележке»

«У забора сиротливо пригорюнилась крапива»

«Радуга-дуга, не давай дождя … »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...

Развитие речи детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора.

Презентация. Развитие речи детей раннего возраста сиспользованием малых формфольклора....

Статья О вопросе развития речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора

В данной статье рассказывается о проблеме развития звуковой культуре речи...

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...

Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора

laquo;Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора». Проблема развития речи на сегодняшний день очень актуальна.При обследовании детей, посту...