Памятка работы с картиной на занятиях по ознакомлению с изобразительным искусством
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
В "Памятке работы с картиной" описаны принципы отбора произведений искусства для детей, задачи по ознакомлению детей с произведениями живописи, методика и этапы работы с картиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_raboty_s_kartinoy.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка
Работа с картиной
в старшем дошкольном возрасте
на занятиях по ознакомлению
с изобразительным искусством.
Правильный отбор произведений живописи является одним из условий успешного эстетического воспитания дошкольников. Он позволяет сформировать у детей любовь к природе и родному краю, интерес и уважение к истории своего народа. При восприятии живописных произведений ребенок учится сочувствовать и сопереживать другим людям.
Принципы отбора произведений искусства для детей.
- Принцип актуальности выраженного социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь, а также произведения, посвященные знаменательным событиям и сезонным изменениям в природе.
- Принцип гармоничности цветового решения. Картина должна быть выполнена в теплой или холодной цветовой гамме, а яркие цветовые пятна сочетаться со спокойными красками. В работе с детьми не рекомендуется использовать картины, перегруженные цветом или слишком темные, мрачные.
- Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника.
- Принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение длительного отрезка времени неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание каждый раз направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.
- Принцип доступности возрасту ребенка. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. В жанровой живописи важны такие темы, как быт взрослых и детей, их взаимоотношения, природные явления. Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания следующие темы — социальная активность людей в труде, любовь их к своей родине, гуманные отношения людей (забота, внимание, чуткость, радушие, преданность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь и др.), действенная любовь и бережное отношение человека к земле, природе.
- Принцип индивидуального творческого видения действительности. Разные художники видят одно и тоже явление в жизни по-разному, а значит, и картины, созданные на одну и ту же тему, могут значительно отличаться друг от друга. Воспринимая такие разные картины на один и тот же сюжет, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления.
- Эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.
Задачи по ознакомлению детей с произведениями живописи.
- Учить детей понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.
- Учить детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).
- Формировать у детей умение давать эстетическую оценку произведению ( вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?»).
- Воспитывать нравственно- эстетические чувства в процессе обучения детей восприятию искусства.
Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью
Предварительная работа:
- Словесные игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию словаря, развитие выразительности речи.
- Чтение художественных произведений, созвучных теме картины.
-Игры, направленные на развитие выразительности мимики, жестов, движений, драматизация сказок. Это способствует умению детей адекватно воспринимать состояние людей, изображенных на картине.
-Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.
Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью:
-Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете
-Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
-Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
-Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
-Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
-Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.
-Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины.
- Игровые приёмы.
Этапы ознакомления дошкольников с живописью
Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога
-сообщение названия картины
-сообщение фамилии художника
-о чём написана картина
-что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
-как оно изображено (цвет, построение, расположение)
-что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали
-что красивого показал своим произведение художник
-о чём думается, что вспоминается
Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.
Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.
Например:
– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?.
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?
Второй этап
Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.
Например:
О чём картина?
Почему думаете так, расскажите?
Как бы вы назвали картину?
Почему именно так?
Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
Как он изобразил это в картине?
Какое настроение вызывает картина?
Отчего возникает такое настроение?
Что хотел сказать художник своей картиной?
Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.
Третий этап
Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак, постепенно усложняя задание.
Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующемся интересе к искусству, к социальной жизни людей ( «Что бы вы хотели узнать у героя картины, о чем бы с ним поговорили?», «Что бы вы спросили у художника картины?», «Продолжи вопрос о содержании картины: Почему…?, Зачем…?, Как…?»)
Анализ рассказов детей.
Анализируя детский рассказ, воспитатель должен сказать, почему рассказчик молодец, что хорошего было в его рассказе. Анализ дается после каждого рассказа, чтобы дети стремились подражать тому, за что похвалили и избегать ошибок.
Воспитатель отмечает в детских рассказах:
- любое творчество (даже если ребенок придумал свою кличку животного)
-внимательность к деталям
-полноту рассказов (начало, середина, конец)
-последовательность
-выразительность изложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты бесед по ознакомлению с изобразительным искусством
Конспекты бесед с детьми старшего дошкольного возрастапо ознакомлению с различными видами изобразительного искусства.Данные конспекты можно использовать как отдельно,так и включать в занятия по ...
Деятельность старшего воспитателя в работе с воспитателями по ознакомлению с изобразительным искусством
В консультации указан материал по работе с дошкольникамипо ознакомлению с изобразительным искусством...
Рекомендации по ознакомлению с изобразительным искусством
Методы и приемы, рекомендуемыепри ознакомлении дошкольниковс искусством...
Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством».
Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством»....
Публикация «Путешествие в страну Пейзажей» Конспект ООД по ознакомлению с изобразительным искусством
...
Конспект ООД по ознакомлению с изобразительным искусством в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с жанрами изобразительного искусства...
Проект " « Ознакомление с изобразительным искусством как средство духовно- нравственного воспитания старших дошкольников».
Проект посвящен духовно-нравственному воспитанию посредством ознакомления старших дошкольников с изобразительным искусством, которое является разделом художественно - эстетического развития детей....