Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине " Саша и снеговик"2023г
план-конспект занятия по развитию речи

Митаки Татьяна Ивановна

Составление рассказа по картине "Саша и снеговик".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МО «Анивский городской округ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Колокольчик» с. Троицкое»

Конспект  занятия

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «Развитие речи»

Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»»

Возрастная группа: средняя группа

Выполнил: Митаки Татьяна Ивановна, воспитатель 1 категории

МБДОУ «Детский сад №2 «Колокольчик» с. Троицкое

с. Троицкое, 2023г

Цель: Обучение детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации, опираясь на схему (мнемотаблицу).

 Образовательные задачи: Уточнение и активизация словаря по теме «Зима»; формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя); обучать умению придумывать название картине.                                                                                                 Развивающие задачи: Развивать связную речь. Упражнять в отгадывании загадок.                                                                                                                                      Воспитательные задачи: Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.                                                               Словарная работа: Пушистый снег, мокрый снег.                                                                                              Средства реализации: картина «Саша и снеговик!», мольберт, мнемотаблица, мяч-«снежок», ноутбук с заданием, сюрпризная коробка,                                                                                                      Методические приемы: словесные, игровые, наглядные.

Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Скажи, какой?».

Интегрирование областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное  развитие.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: У нас сегодня много гостей.

 Скажите, пожалуйста, как приветствуют гостей?

Дети: нужно поздороваться.

Воспитатель и дети приветствует гостей:  «Встанем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем: «Привет!» и «Добрый день!»

Дети произносят текст и приветствуют гостей

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

«Вот уж месяц снег идёт,
Скоро встретим Новый год,
В снежной спячке вся природа.
Подскажите время года»

Дети: Зима

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Зима

Воспитатель: Почему вы думаете, что сейчас зима?

Дети: Потому что на улице лежит снег, холодно.    

Воспитатель: Молодцы!

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине. Внимание на экран!

(Презентация: Картина закрыта снежками)

Воспитатель:

Что случилось с картиной? Ничего не видно из-за снежков. Как же нам быть? Что нам сделать? Как нам избавиться от них? ( Решение проблемы от детей)

Воспитатель имитирует действия (дует на экран, вытирает салфеткой, закрывает глаза…)

 Воспитатель: Ребята, А может поиграть со снежком?  

Правила игры такие: Кому я бросаю снежок, тот должен ответить на мой вопрос и кинуть снежок обратно.

Воспитатель: Зима какая?

Дети: Холодная, снежная, морозная…

Воспитатель: Снег зимой какой?

Дети: Холодный, белый, пушистый…

Воспитатель: А сугробы какие?

Дети: Большие, белые, снежные…

Воспитатель: Снежинки какие?

Дети: Маленькие, холодные, белые…

Воспитатель: Ветер какой?

Дети: Колючий, холодный, порывистый.

После каждого вопроса снежок исчезает на экране.

2. Основная часть:

Воспитатель: Ой,  посмотрите, все снежки исчезли.

Такая картина у нас есть в саду, она называется « Саша и снеговик».

Воспитатель садится рядом с картиной.

Воспитатель:   Какое сейчас время года?

Дети:  На картине время года-зима.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это зима?

Дети: Потому что на земле и на деревьях лежит снег, холодно, мальчик в теплой одежде, заяц в белой шубе, а снегирь -это зимующая птица.

 Воспитатель: Кто нарисован на этой картине?

Рассмотрите Сашу и опишите его.

Дети: На картине нарисован мальчик Саша. Саша одет в зимнюю, теплую, меховую шапку. На нем теплая зимняя куртка с меховым воротником и меховой опушкой. А ногах у Саши теплые красные штаны и зимние ботинки. На шее красный шарф, на руках-красные руковицы ( варежки) и штаны-одного цвета. В одной руке Саша держит лопатку, в другой руке-санки. Саша смотрит на снеговика и улыбается.

Воспитатель: Правильно, а где гулял Саша?
Дети: Саша гулял в лесу.

Воспитатель: Что Саша слепил в лесу?
Дети: Саша в лесу слепил снеговика.

Воспитатель: Из чего Саша слепил снеговика?

Дети: Из снега.

Воспитатель: Какого снеговика слепил Саша? Рассмотрите снеговика и опишите его.

Дети: Снеговик большой, слеплен из трех снежных комков, веселый, добрый, на голове у него синее ведро со снежинками, глазки-угольки, нос-морковка, руки-веточки, в руках метла, на шее красный шарф с желтыми полосками. Снеговик смотрит на Сашу и улыбается.

Воспитатель: Кого вы видите еще на картинке?

Дети: Мы видим зайчика в белой шубке и снегиря с красной грудкой. Лесные жители смотрят на снеговика и радуются. Какой красивый и веселый снеговик получился у Саши.

Воспитатель: Ребята, какое свое название вы придумаете этой картине?

Дети: « Веселый снеговик и мальчик», « В гости к снеговику», « Снежные истории», Зимой в лесу».

Воспитатель хвалит детей. Молодцы! Названия у всех интересные, но самое точное название у Миши.

Предлагаю немного отдохнуть и слепить снеговика.

Физминутка:

  • Из пушистого снежка.
  •  Лепим мы снеговика (лепим ладошками комочки)
  • Шляпа будет из ведра, (над головой ставят ладони, как крышу)
    Нос – морковка, а глаза –два весёлых уголька.   (показывают пальцем нос, глаза)
  • (хлопают по бокам, ставят одну руку на пояс, другую выставляют вперед с большим пальцем вверх «Во!»)

Всё, готов наш снеговик! У него довольный вид.(хлопают по бокам, ставят одну руку на пояс, другую выставляют вперед с большим пальцем вверх «Во!»)

Воспитатель: Отдохнули? Садитесь и послушайте мой рассказ по картине. Я буду его составлять, при помощи карточек-помощников.

«Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Саша надел теплую одежду, взял санки, лопатку и пошел в лес гулять.

Саша в лесу слепил большого, весёлого и красивого снеговика. Глаза и рот у снеговика из угольков, нос - длинная морковка, руки – веточки деревьев. На голове синее ведро со снежинками. На шее у снеговика красный шарф с желтыми полосками. А в руках-веточках метла. «Вот какой красивый снеговик получился!»-подумал Саша. К снеговику прибежал заяц в белой шубке и прилетел снегирь с красной грудкой. Все смотрят на снеговика и радуются: "Вот это снеговик!!!"

Дети слушают воспитателя.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам придумать свой рассказ. Чтобы ничего не забыть, смотрите на схему.

Молодцы! У вас получились хорошие рассказы.

Дети составляют рассказы по мнемотаблице.

Воспитатель: Ребята, Снежок приготовил нам сюрприз. Что лежит в этой коробке я не знаю. Давайте посмотрим. ( открывают коробку) Здесь лежат разрезные картинки. А чтобы узнать, что изображено на них, давайте соберем их. У кого детали белого цвета собирают здесь, а у кого детали голубого цвета, здесь ( собирают на паласе). (Под музыку)

Дети собирают картинку.

Воспитатель: Ребята, что получилось?

Дети: Снеговик

Воспитатель: Молодцы?

3. Заключительная часть:

Воспитатель : Что же мы делали на занятии?  

Про какое время года говорили?

 Какую картину рассматривали?

Вам понравилось?

Дети отвечают.                                                                                                              

Воспитатель обобщает: Мы сегодня с вами учились составлять рассказы по картине, используя схему. Мне ваши рассказы очень понравились, а еще мы придумали название картине.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Кошка с котятами". Младшая группа.

В своем конспекте я предложила материал по рассматриванию картины с детьми младшего дошкольного возраста.Включила стихи и загадки, дидактические и подвижную игру....

Конспект занятия по развитию речи :«Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»».

Образовательная область : Развитие речи.Цель занятия: Учить детей составлять описательный рассказ по картине "Кошка с котятами".Возрастные особенности детей 4 года....

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

Данный конспект может быть использван воспитателем младшей группы на занятии по развитию речи ( составление рассказа по картине "Кошка с котятами")...

Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по картине "Северные олени"

Тема: "Составление рассказа по картине "Северные олени" Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по карт...

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие состоит из 8 частей. В каждой части дети выполняют определённые задания....

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Продолжать учить составлять рассказы по картине, развивать речевую активность....