Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Авазова Наталия Владимировна

Конспект по развитию речи "Путешествие в осенний лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_osen_avazova.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в старшей группе по речевому развитию

«Путешествие в осенний лес»

с использованием современных образовательных технологий.

(игровые технологии, здоровье сберегающие технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества).

Разработала воспитатель:

Авазова Наталия Владимировна

первая квалификационная категория

Санкт – Петербург

2023

Цель: Формирование грамматического строя речи.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить представления детей об осени и ее приметах, об изменениях в природе осенью. Сформулировать обобщенное представление о лесе, о деревьях и о животных леса. Активизировать словарь по данной теме. Учить детей слушать и слышать.

Развивающие:

Упражнять детей в словообразовании уменьшительной – ласкательной формы слова, развивать речевой слух, умение слышать и определять первый звук в слове. Развивать слуховое, зрительное внимание, память, развивать общую и мелкую моторику рук, развивать умение согласовывать речь с движением. Развивать речевое дыхание, умения контролировать силу и длительность выдоха.

Воспитательные:

Формировать личностные качества ребенка, доброжелательность, активность, самостоятельность, воспитывать чувства любви и уважение к природе.

Интеграция образовательных областей: 

«Речевое развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа:

На прогулке наблюдения за изменениями в природе, рассматривание листьев деревьев; чтение художественной литературы об осени, о диких животных; рассматривание картин с изображением деревьев осенью, проведение бесед на тему «Осень, признаки осени», заучивание стихов, отгадывание загадок (о диких животных и об осени), составление рассказов о деревьях, сравнительных о листьях.

Материалы к занятию: 

Аудиозапись звуки леса, письмо, мяч для игры, макеты деревьев, картинки с деревьями (лиственными и хвойными), мостик, стаканчики с перчатками (на перчатках изображение диких животных), трубочка(одноразовая), сосновые шишки, каштаны, листья от разных деревьев(клен, дуб, береза, каштан и рябина), раскраски.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.

Воспитатель: Доброе утро ребята! С каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?

Воспитатель: Ребята нас с вами сегодня приглашают в интересное и увлекательное путешествие. Хотите узнать, кто нас пригласил?

Мне сегодня пришло сообщение давайте его послушаем, может в нем будет подсказка.

 Воспитатель: Что вы услышали, какие звуки?

Воспитатель: Я услышала звук ветра, дождя и как поют птицы. Как вы думаете в какое время года бывает такая погода?

А вот еще и письмо, а от кого же оно?

Давайте прочитаем.

«Дорогие мои, ребята! Я приглашаю вас в путешествие в чудесный и удивительный мир осеннего леса, что бы вы помогли мне собрать волшебный осенний букет. Но получить этот букет будет не просто, нужно выполнить задания и получить один листик. Вам предстоит нелегкий путь, на котором будут встречаться трудности. Я очень надеюсь, что вы мне не откажите в помощи. Воспитатель: Ну что поможем Осени собрать осенний букет? А как мы можем ей помочь?

Дети здороваются

Ответы детей

Ответы детей

Дети слушают «Звуки леса».

ответы детей

ответы детей

Ответы детей.

Дети слушают письмо

Ответы детей

 Воспитатель: Но для начала, осень предлагает сыграть нам в игру (с мячом) «Вопрос - ответ», слушайте внимательно и отвечайте.

- листья осенью (что делают?) 

- дождь осенью (что делает?)

- урожай осенью (что делают?)

- птицы осенью (что делают?) 

- деревья осенью (что делают?) 

-звери осенью (что делают?) 

 Воспитатель: Ребята посмотрите, что это встретилось на нашем пути? (речка) А как мы можем пройти на другой берег речки? (через мостик). Но прежде чем пройти через мостик нам надо выполнить задание. Вы должны назвать слова наоборот. Если назовете, то сможете пройти дальше.

Игра «Наоборот»

Дерево высокое, а куст

Небо вверху, а земля

Хвост у лисы длинный, а у зайца

Шишка колючая, а каштан

Медведь сильный, а заяц

Трава мягкая, а земля

Зимой холодно, а летом

Тропинка узкая, а дорога

У лисы уши короткие, а у зайца…

Лось большой, а ежик

 Воспитатель: Вот теперь мы сможем пройти и получить первый листик. Назовите какой это листик?

Кленовый, значит он с какого дерева?

Идем дальше, посмотрите вот мы пришли в лес.

Встреча с лесом.

Воспитатель: Прислушайтесь, лес с нами может разговаривать. Например, лес встревожился, что его побеспокоили и издает такой звук УУУ. Давайте изобразим встревоженный лес. Нахмурим брови и произнесем звук УУУ. А теперь он удивился, что мы к нему пришли и издает звук ООО. Давай произнесем с удивлением звук ООО. И вот лес обрадовался, что мы пришли к нему в гости и издает радостно звук ААА. Повторите изображая радость звук ААА. Мы ведь тоже рады, что пришли в лес?

Воспитатель: А вот второй листик дарит нам лес. Назовите какой это листик?

Он с какого дерева?

Воспитатель: Ребята посмотрите здесь на лесной опушке кто – то спрятался. А кто там спрятался мы сможем узнать, сделав дыхательную гимнастику с помощью тренажёра.

Дыхательная гимнастика.

Возьмите стакан в левую руку, а трубочку в правую держите аккуратно, сделайте глубокий вдох через нос и выдыхаем через рот губы при выдохе немного открыты («трубочкой») не надувая щеки и увидите кто спрятался.

Воспитатель: Увидели кто спрятался? Назовите животных, которые спрятались? А какие это животные? (дикие)

 Воспитатель: А вот и третий листик дарит нам лес. Назовите, какой это листик?

Он с какого дерева?

 Идём дальше и повторяем за мной слова и движения.

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок.

Ва, ва, ва – высокая трава.

Па, па, па – узкая тропа.

Ке, ке, ке – мы пришли к реке.

Кой, кой, кой – любуемся рекой.

Ась, ась, ась – вот плывёт карась.

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка.

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо?

Це, це, це – улыбка на лице.

Воспитатель: Посмотрите следующее задание, что здесь вы видите? На какие виды делятся деревья? Нам надо назвать какое здесь лишнее дерево и почему.

Назовите ласково:

Дуб – дубок - дубочек

Осина – осинка, осиночка

Береза – березка – березонька

Рябина - рябинка, рябинушка

Воспитатель: А вот и четвертый листик дарит нам лес. Назовите, какой это листик?

Он с какого дерева?

Дети ловят мяч и отвечают на вопросы.

-листья осенью желтеют и опадают

–дождь осенью моросит, идёт, льет.

–урожай осенью убирают.

— Птицы осенью улетают.

— Деревья осенью роняют листья.

— Звери осенью готовятся к зиме, меняют окрас, делают запасы, готовят берлогу.

Ответы детей

Дети отвечают на вопросы и переходят речку через мостик.

…( низкий)

…(внизу)

…(короткий)

…(гладкий)

… (слабый)

… (твердая)

… (жарко)

… (широкая)

…(длинные)

… (маленький).

Ответ детей(Кленовый)

(Клен)

Дети произносят звуки

Ответы детей

 (Дубовый)

(Дуб)

Дети выполняют дыхательную гимнастику

Ответы детей (заяц, волк, медведь, лиса, лось, еж)

Ответы детей (Берёзовый)

(Береза)

Дети проговаривают чистоговорку с выполнением движений

(Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

 (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

 (Шагают, руки на поясе)

 (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

 (Повторяют тихо, плавные движения руками)

 (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

(Повторяют тихо, пальцы к губам)

(Повторяют радостно)

Ответы детей(лиственные и хвойные)

Ответы детей

Ответы детей (Каштановый)

(Каштан)

Воспитатель: Нам осталось выполнить последнее задание. Проходите и присаживайтесь за столы.

Ребята вспомните кто пригласил нас в лес? Посмотрите, что вы видите на столе? Это каштаны и сосновые шишки. А задание такое.

Назовите какой первый звук в слове Осень? Правильно О. Мы знаем, что каждый звук имеет свое обозначение. Звук О мы обозначаем буквой О. Давайте пропишем эту букву в воздухе с помощью указательного пальца. На что похожа эта буква? Нам надо выложить букву О из каштанов.

Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику с сосновыми шишками.

Пальчиковая гимнастика «Шишка».

Сосновую шишку возьму я в ладошку

В ладошке ее покатаю немножко

Кручу и катаю, катаю, кручу

Ладошки и пальчики я щекочу

Я шишкой своей проведу по ладошке

И сразу на ней остаются дорожки

Я шишку в ладошке сжимаю, сжимаю

Здоровье себе сохранить помогаю.

А теперь приступаем.

Вот наш последний листик. Назовите какой это листик?

Он с какого дерева?

Дети садятся за столы

Ответы детей

Дети слушают задание и отвечают на вопросы

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

Дети выполняют задание

Ответы детей(Рябиновый)

(Рябина)

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша прогулка в осенний лес?

Давайте вспомним, как мы попали в лес.

Кого встретили в лесу?

Какое задание было самое сложное?

Нам пора возвращаться в детский сад.

Нам осень приготовила сюрприз за то, что мы помогли собрать волшебный осенний букет.

Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова:

«Листик, листик, ты лети,

В детский сад нас приведи»

Воспитатель: Посмотрите,  какие подарки для вас приготовила Осень (на столе лежат осенние  раскраски).

Ответы детей

Ответы детей

Дети произносят слова

Дети берут раскраски

Используемая литература

1.Гербова В.В. Развитие речи детей в детском саду Старшая

группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014

2.Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c

3.Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи.«Путешествие в страну Красивой речи». Возрастная группа: 5-6 лет.Продолжительность занятий: 25 минут.Цель:Обогащение и активиза...

Конспект занятия в средней группе по речевому развитию «Путешествие в лес к лесным жителям»

Тема: «Путешествие в лес к лесным жителям». Задачи:  закрепить знания детей о диких животных, о характерных особенностях внешнего вида, особенностях питания. Продолжать форм...

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию с дидактической игрой «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

Цель: ознакомление детей с новым весёлым произведением Н.Носова «Живая шляпа»....

Конспект открытого занятия в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в страну сказок»

Развивать желание импровизировать сюжеты знакомых детям сказок, используя средства выразительности: мимику, жесты, движения.Развивать связную речь детей, интонационную выразительность, силу голоса, зр...

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию «Волшебная книга сказок»

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию «Волшебная книга сказок» Цель: умение составлять творческие рассказы с использованием картинок Задачи: - совершенствовать диалогическую речь; ...

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию «Профессии взрослых».

Цель: закрепление представлений о труде взрослых.Задачи: закреплять знания о профессиях взрослых, орудиях труда, необходимых для работы; расширять словарный запас по теме; развивать умение давать полн...