Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шерер Надежда Викторовна

С незапамятных времен хлеб один из самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Для многих народов хлеб олицетворяет собой жизнь. О хлебе слагают гимны, песни, легенды. О нем говорили, как о живом существе, нарекая его самыми высокими именами: хлеб-кормилецхлеб-батюшка

Хлеб береглиНеуважение к хлебу считалось оскорблением. С малолетства учили детей ценить и беречь кусок хлеба как самое дорогое богатство. И в наши дни с хлебом встречают самых дорогих и желанных гостей. Хлеб, как воздух - ощущаешь лишь тогда, когда его не хватает. Хлеб - прошлое, настоящее, будущее народа и страны. Хлеб - и авторитет, и могущество страны, и показатель народного благосостояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr-podg.gr_.hlebnyy_golos.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка – детский сад № 28 “Огонек”

г. Бердск

Методическая разработка

Конспект интегрированного занятия

по речевому развитию в подготовительной к школе группе

«Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»

Разработала и провела:

воспитатель высшей  кв.категории

Шерер Н.В.

2023 г.

Актуальность:

С незапамятных времен хлеб один из самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Для многих народов хлеб олицетворяет собой жизнь. О хлебе слагают гимны, песни, легенды. О нем говорили, как о живом существе, нарекая его самыми высокими именами: хлеб-кормилецхлеб-батюшка. 

Хлеб береглиНеуважение к хлебу считалось оскорблением. С малолетства учили детей ценить и беречь кусок хлеба как самое дорогое богатство. И в наши дни с хлебом встречают самых дорогих и желанных гостей. Хлеб, как воздух - ощущаешь лишь тогда, когда его не хватает. Хлеб - прошлое, настоящее, будущее народа и страны. Хлеб - и авторитет, и могущество страны, и показатель народного благосостояния.

Развивающая среда: детская художественная литература; портрет А.М. Ремизова, оборудование для посадки семян пшеницы: зерна пшеницы, земля, вода, маленькие горшочки для проращивания зерен, одноразовые ложки (вместо лопаток).

Цель:  Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос».

Задачи: 

  1. познакомить детей с новой авторской сказкой;
  2. продолжать учить отвечать полными предложениями;
  3. совершенствовать умения художественно-речевой деятельности.

Методы и приемы: словесный, игровой, наглядный, практический.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о хлебе, рассматривание иллюстраций, загадывание и отгадывание загадок по теме, заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.

Ход занятия:

  1. Вводная часть

В: Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам посетить удивительное место. Оно находится в нашей группе, для этого вам нужно будет отгадать загадку:

Книжек умных очень много –
Всех не счесть.
Но живут они все дружно
В доме этом.
Пойдем туда сегодня в гости,
И я обязательно найду,
Какую книгу Вам прочесть.
(библиотека).
В: Правильно! Мы с вами уже не раз посещали  настоящую детскую библиотеку, а сегодня  посетим нашу, которая разместилась у нас в группе, она очень интересная и необычная. В чём заключается её необычность, узнает тот, кто будет очень внимательным.

Дети проходят к стеллажу с книгами, педагог уточняет правила поведения в библиотеке.

В: Давайте вспомним правила поведения в библиотеке. (ответы детей).

В: Как вы думаете, для чего ходят в библиотеку? (ответы детей).

В: Напомните, пожалуйста, как нужно обращаться с книгой. (ответы детей).

В: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на стеллаж в нашей библиотеке.

В: Какие книги представлены на первой полке? (ответы детей).

В: А как вы поняли, что эти книги русско-народные? (ответы детей).

В: Что за книги на второй полке? (ответы детей). Если эти книги авторские, то кто их написал? (ответы детей).

В: Каких авторов Вы знаете? (ответы детей)

В: Что же за интересные книги на третьей полке? (ответы детей)

(представлены русско-народные сказки и авторские книги на общую тему «Хлеб», например К. Паустовского «Лисичкин хлеб»«Теплый хлеб», УНС «Колосок»«Пирожок», С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской и др.)

В: Действительно, на третьей полке представлены и русско-народные сказки и авторские.  Посмотрите внимательно, что же их всё- таки объединяет?

В: Всё верно, книги на третьей полке объединяет одна общая тема «Хлеб».

В: На Руси всегда к хлебу относились с почтением, с уважением, как к чему-то очень дорогому. О хлебе сочиняли стихи, пели песни. С хлебом связаны многие обычаи россиян: хлебом – солью встречают самых дорогих гостей. Мы с сами уже читали произведения о хлебе, знаем с вами известные пословицы.

Дети называют уже знакомые произведения о хлебе и пословицы.

В: Предлагаю прослушать стихотворение С. Погореловского, которое прочитает Алиса

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

В: Спасибо Алиса, за выразительное чтение стихотворения.

В: Скажите, пожалуйста, а чем хлеб был в прошлом? (ответы детей)

В: Хлеб – это предмет природный или рукотворный? (ответы детей)

В: Люди, каких профессий участвовали в процессе появления хлеба, какую роль они выполняли? (ответы детей)

В: Всё правильно, ребят вы сказали: колхозники сеяли хлеб, сажали в землю зёрна пшеницы и ржи, комбайнёры косили созревшие колоски, шофёры отвозили зёрна на мельницу, мельники мололи муку, пекари делали тесто и пекли хлеб.

В: Предлагаю попробовать себя в роли пекаря.

Физкультминутка «Замесим тесто»

Ой, ладошки-ладушки.

 Мы печём оладушки

 /хлопки ладонями/

Замешиваем тесто,

 А тесту в миске тесно

 /имитируют помешивание по кругу/

Тесто выпало на стол,

 Тесто шлёпнулось на пол

 /присели/

Тесто убежало

 Начинай сначала.

 /лёгкий бег на месте/

В: Какие все молодцы и всё они про хлеб знают, и тесто месить умеют. Проходите на стульчики.

Дети садятся на стульчики, воспитатель готовит книгу Ремизова А.М. «Хлебный голос» и портрет писателя.

2. Основная часть

В:  Сегодня я вас познакомлю со сказкой, которая называется «Хлебный голос» написал её Ремизов Алексей Михайлович. (показ книги и портрета)

В: Как вы думаете, что это за голос такой — хлебный? А какие есть голоса? (ответы детей)

В: В тексте вам встретятся такие слова: сноха, большухой быть, намедни, на обедне, седни пел, слыхали. Вместе с педагогом дети выясняют значение слов (сноха – жена сына, большухой быть — самой старшей (главной), намедни –не днях, недавно, на обедне-утром или в первую половину дня (до обеда), седни петь-сегодня петь, (слыхали – слышали).

Чтение сказки

Хлебный голос.  А. Ремизов

Жил-был царь. И как не стало царицы, царь и призадумался: и то худо, что царицы нет, да на то воля Божья, и опять же хозяйство на руках - и не малое, надо кому распорядиться, надо и гостей принять честно, да чтобы всё было, как у людей есть, а ему на старости лет дай Бог с царством управиться.

А было у царя три сына, все трое женаты, при отце жили. Вот царь  призвал к себе снох — и старшую, и среднюю, и младшую - и решил испытать, кому из них большухой быть.

— Какой,— спрашивает цать,- голос дальше слышен?

Старшая думала, думала,— какой голос?

- Да вот,—говорит, — батюшка, намедни бычок за Москвой-рекой рычал, так у Андроньева на обедне слышно было.

— Эка дурёха! — отставил царь старшую сноху и к средней.— Какой голос дальше слышно?

— Петух у нас, батюшка, седни пел поутру, а в Соколинках у мамушки слыхали, Софоровна сказывала.

Царь только бороду погладил: ну, чего с такой спросить? — и к младшей:

— Какой голос дальше слышно?

— Не смею, батюшка, сказать, сами знаете.

— Как так, говори, не бойсь.

— Хлебный голос дальше слышно.

— Какой такой хлебный?

— А такой, батюшка, если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про того далеко слышно.

— Ну,— говорит царь, — умница ты, Поля, по-русски сказала, так и будь ты большухой.

И пошло с этих пор на Руси — хлебный голос всех дальше слышен.

После прочтения воспитатель продолжает беседу по произведению еще раз повторяет концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен».

В: О ком эта сказка? (ответы детей)

В: Что он попросил их сделать? (ответы детей)

В: Что ответила царю старшая сноха? Чей голос дальше всех слышно? (ответы детей)

В: Что ответила средняя соха? (ответы детей)

В: Что ответила младшая сноха? (ответы детей)

В:  Что это за хлебный голос? (ответы детей). (Если, дети затрудняются, педагог читает строчки или проговаривает сам: «если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про такого далеко слышно. Про такого человека все говорить будут, рассказывать друг другу.)

Воспитатель просит детей объяснить, что же это за хлебный голос. Выясняет у них, слышали ли они о людях или организациях, которые помогают другим людям.

Воспитатель рассказывает о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам.

В: Вы оказались очень внимательными при прослушивании сказки. Молодцы!

В: Мы с вами говорили, что библиотека в нашей группе интересная и необычная. Вы все в нашей библиотеке сегодня были внимательными и соблюдали все правила,  поэтому, каждый из вас сможет посадить свое хлебное зернышко, сам будет за ним ухаживать и заботиться. Мы сможем убедиться, как же сложно вырастить хлеб. У некоторых это может получиться не с первого раза. Предлагаю пройти за столы и посадить своё хлебное зёрнышко согласно плану.

Продуктивная деятельность.

В: Давайте рассмотрим план посадки. Кто расскажет, последовательность посадки зёрнышка?  (ответы детей)

План посадки «хлебного зёрнышка»

1.Приготовить горшочки и почву.

2. В выбранную емкость насыпать землю. Полный горшочек насыпать не нужно, чтобы при поливе вода не смывала землю через края горшочка.

3.Пальчиком надавить на землю, чтобы получилось небольшое углубление – лунка, для посева семян.

4. На дно лунки положить семя и слегка пальцами придавить.

5. Засыпать зёрнышко землей.

6. Полить посеянные семена, следя за тем, чтобы они не всплыли.

В: Всё верно, приступаем к посадке зёрнышка

Дети проходят к столам и надевают фартуки. Столы уже покрыты клеенкой на каждом из них есть необходимое оборудование (зерна пшеницы, земля, вода, маленькие горшочки для проращивания зерен, одноразовые ложки (вместо лопаток)). Вместе с воспитателем дети рассматривают план посадки семян пшеницы и садят пшеницу 

В: Чтобы посевы быстро проросли, мы поставим их на окно, ближе к свету, будем поливать их и все вместе ухаживать за посевами, а кто первый заметит ростки, скажет нам об этом.

3. Рефлексивно-оценочный этап

«Колоски»

 - Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (дети присаживаются) .

 - Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками. (дети встают, поднимают руки вверх) .

 -Колоски тянутся к солнышку. (дети протягивают руки вверх) .

 -Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски. (дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище) .

 -И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.

В: Понравилось ли экскурсия по нашей необычной библиотеке?

В: Что узнали нового?

В: Что необычного было в библиотеке? 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в подготовительной к школе группе

Цель: коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей; практика переживания субъективно-ценностного отношения к своему здоровью.  Задачи:1.     Познавате...

Методическая разработка. Конспект НОД по речевому развитию для детей первой младшей группы на тему: «Чтение стихотворения А. Барто «Мяч».

Помочь детям запомнить стихотворение А. Барто «Мяч». Учить детей рассказывать стихотворение с помощь воспитателя. Развивать память, мышление, речь, активизировать речь детей...

Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Познакомить  детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи,  с образом былинного богатыря Ильи Муромца...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Подготовка животных к зиме». Сказка Г.Скребницкого «Всяк по -своему»

Материал представляет собой развернутый, подробный конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе по сказке Г.скребницкого "Всяк по -своему"....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме «Сказки Г. Х. Андерсена»

Углублять и расширять знания детей о сказках писателя Г. Х. Андерсена, прививать любовь к его творчеству....

Конспект занятия в подготовительной группе "Чтение сказки А. Ремизова "Хлебный голос".

Конспект занятия в подготовительной группе  "Чтение сказки А.Ремизова "Хлебный голос"....