Конспект по развитию речи «Дифференциация звуков [Ц] — [Ч]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Образовательная область: Речевое развитие
Вид деятельности: Развитие речи
Тема: «Звуковая культура речи : дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».
Цель: Формировать у детей умение дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).
Программное содержание
Образовательные задачи:
- продолжать формировать умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц;
- определять место положения звука в слове (начало, середина, конец);
- упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Развивающие задачи :
- продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.
Предварительная работа: разучивание чистоговорок, стихов, потешек. Словесно – дидактические игры: «Дополни предложение», «Подскажи словечко», «Придумай слово с заданным звуком», «Кто позвал?», «Кто как кричит?».
Материалы и оборудование: картинки, в названии которых при произнесении слышатся звуки «ч»-«ц»; книга Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи «Дифференциация звуков [Ц] — [Ч].
Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Воспитатель: Хисамутдинова Гузалия Ириковна
Образовательная область: Речевое развитие
Вид деятельности: Развитие речи
Тема: «Звуковая культура речи : дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».
Цель: Формировать у детей умение дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).
Программное содержание
Образовательные задачи:
- продолжать формировать умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц;
- определять место положения звука в слове (начало, середина, конец);
- упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Развивающие задачи :
- продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.
Предварительная работа: разучивание чистоговорок, стихов, потешек. Словесно – дидактические игры: «Дополни предложение», «Подскажи словечко», «Придумай слово с заданным звуком», «Кто позвал?», «Кто как кричит?».
Материалы и оборудование: картинки, в названии которых при произнесении слышатся звуки «ч»-«ц»; книга Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Ход деятельности
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) :
Воспитатель: Ребята, какое время года у нас сейчас? (Ответы детей)
Воспитатель: Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.
Воспитатель: Ветерок весенний дует, веет. Ребята посмотрите к нам в окно влетел конвертик. (Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом).
Воспитатель: Ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки!
Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).
Воспитатель: Что изображено на картинках? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик-чик-чик)
Воспитатель: А как зовём цыплят? (Цып-цып-цып)
Воспитатель: Какие первые звуки в этих словах? (Звук «ч» -«ц»)
Воспитатель: Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, в слове чик – первый звук какой? (звук ч)
Воспитатель: В слове цып – первый звук какой? (звук ц.)
2. Основная часть (содержательный, деятельный этап) :
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня, узнать побольше об этих звуках.
Воспитатель: Ребята, с начала мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
1) Упражнение «Улыбка».
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
2) Упражнение «Трубочка»
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 3 раз.
Воспитатель: Давайте с вами произнесём звук Ч. (Дети произносят)
Воспитатель: А теперь произнесем звук Ц. (Дети произносят)
Дети хором и по очереди произносят звуки.
Воспитатель: При произнесении звука «ч» кончик языка всегда в верхнем положении, а губы вытянуты в трубочку, а при звуке «ц» кончик языка в нижнем положении, и губы — в улыбке.
Воспитатель: Как расположены губы и язык, когда мы произносим звуки Ц – Ч. (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Эхо»
(Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют).
Воспитатель: белая овца ца-ца-ца
флаг из кумача ча-ча-ча
ох как горячо чо-чо-чо
мы ели огурцы цы-цы-цы
у меня ключи чи-чи-чи
румянец на лице це-це-це
я гулять хочу чу-чу-чу.
Воспитатель: Звуки «ц» и «ч» легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Сейчас я буду называть слова со звуками «ц» и «ч», а вы, услышав звук «ц», хлопните в ладоши один раз, например: цапля. А если услышите звук «ч» – хлопните в ладоши два раза например часы.
Вы все поняли? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда слушайте слова внимательно: чашка, цапля, очки, огурец, цирк, скрипач, одуванчик, поцелуй, ученица, волчица, гречка, синица.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас мы с вами поиграем в одну игру которая называется «Подари подарок»
Дидактическая игра «Подари подарок».
Воспитатель обращает внимание детей на картинки с разными изображениями. Которые необходимо подарить цыпленку или чебурашке. (распределение по наличию звука ч или ц).
Воспитатель: (Имя ребенка, кому ты подаришь свой подарок? (Ответ ребенка)
Воспитатель: Почему ты решил подарить чебурашке (цыпленку? (Ответ ребенка)
Воспитатель: В какой части слова располагается звук «ц» или «ч»? (Ответ ребенка)
Воспитатель: А теперь давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка
Давайте встанем. Повторяйте за мной слова и движения.
Озорной цыпленок жил, (имитируем озорного цыпленка)
Головой весь день крутил.
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
потом правую поднял
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать
Поднимать и опускать.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Наклонился влево, вправо.
Хорошо на свете, право!
А потом пошел гулять,
Червячка себе искать. (Имитируем поиск)
Воспитатель: Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький»
Игра «Большой – маленький» (с мячом)
Птица – птичка
Заяц – зайчик
Лисица – лисичка
Блюдце – блюдечко
Кольцо – колечко
Яйцо – яичко
Палец – пальчик
Крыльцо – крылечко
Пуговица – пуговичка
Огурец – огуречик
Страница – страничка
Птенец – птенчик
Перец – перчик
Овца – овечка
Синица-синичка
Воспитатель: Молодцы ребята! Присаживайтесь на свои места.
Давайте проверим, кто из вас знает больше слов, на звуки «ч» и «ц».
Словесная игра «Назови словечко».
Воспитатель: За каждое правильное слово получите фишку, а в конце посчитаем у кого будет больше фишек, он и будет победителем. (Дети называю слова со звуками «ц» и «ч».)
Воспитатель: Ребята, посчитайте сколько у вас фишек. (Дети считаю фишки).
Воспитатель: У кого больше всех фишек? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте похлопаем нашему победителю!
Воспитатель: Сейчас я хочу вас познакомить с новым стихотворением Джорджа Ривза «Шумный Ба – бах». А вы внимательно послушайте стихотворение и попробуйте найти слова со звуками «ц» и «ч».
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-бах.
И, услышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук.
На сосну вбежал Цок-цок,
В чащу кинулся Прыг-скок;
Чик-чирушка в листья – порх!
Шебуршонок в норку – шорх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят.
Как шумит в лесу Ба-бах
В очень громких сапогах.
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие слова со звуками «ч» и «ц», вы нашли в этом стихотворении? (Очень, цок – цок, чащу, чик – чирушка.)
Воспитатель: Кто такой Ба – бах? (Охотник)
Воспитатель: Как вы думаете кто Тук – тук? (Дятел)
Воспитатель: Кто же прыгнул в чащу? (Заяц)
Воспитатель: Почему звери сидят тихо? (Чтобы их не заметил охотник)
3. Заключительная часть (рефлексивный этап) :
Воспитатель: К сожалению, наше занятие заканчивается. Давайте с вами вспомним, с какими звуками мы сегодня познакомились? (Ответы детей). Воспитатель: Чем вам больше всего понравилось заниматься? (Ответы детей).
Воспитатель: Тем из вас, кому понравилось, то, как мы сегодня занимались громко поаплодируйте себе.
Самоанализ ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Дифференциация звуков [Ц] — [Ч].
Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Занятие проводилось в старшей группе. Состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач с применением различных методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС в ДОУ, также возрастным возможностям воспитанников. Прослеживается связь целей и задач с заявленной темой. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
В ходе проведения занятия были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);
2. Игровой (П\игра «Подари подарок», Физмин. «Назови словечко»);
приемы: одобрение, объяснение, показ, поощрение, анализ, беседа.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали воспитанников на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы и задания были просты и понятны, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).
Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса.
В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:
-групповая;
-индивидуальная.
В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения.
Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.
Считаю, что занятие прошло успешно, поставленные цели и задачи были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...
Коммуникативная деятельность "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба-бах»
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба-бах»Вид деятельности: коммуникативная.Возраст:5-6 лет.Цель: Учить детей дифференци...
Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1. Приобщать детей к восприятию поэти...
"Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ц-Ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза "Шумный ба-бах"
технологическая карта НОД...
Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». Старшая группа.
Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».Старшая группа. Провела Седова О. А. 24.03.20...
Конспект по развитию речи для 2 мл. группы «Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна»
1.Познакомить детей со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна». 2.Учить называть признаки времен года....
Регламентированная образовательная деятельность Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Конспект занятия по развитию речи. Обучение дифференцированию звуков ц-ч....