"Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ц-Ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза "Шумный ба-бах"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
Образовательная область | Развитие речи | |||||||
Возраст детей, группа | 5-6 лет | |||||||
Тип НОД | Занятие усвоения новых знаний и умений | |||||||
Тема НОД | «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». | |||||||
Цель | Учить детей дифференцировать звуки ц-ч; познакомить со стихотворением Дж.Ризва «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой). | |||||||
Задачи | -продолжать учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц; -определять место положения звука в слове (начало, середина, конец).; -упражнять в словообразовании при помощи уменьшително-ласкательных суффиксов; -продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи; Воспитывать усидчивость, доброжелательное отношекние к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом. | |||||||
Материал | Картинки с изображением цыплёнка и ножниц, мяч, предметные картинки, интерактивный редактор «Сова». | |||||||
Предполагаемый результат | Дети умеют различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц-ч. Умеют определять место звука в слове. У детей развивается фонематический слух. | |||||||
Дата проведения | 23.03.2021г. | |||||||
Ф.И.О. воспитателя | Заидова Асият Сулеймановна | |||||||
Этапы | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанников | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности | |||
I. Введение в игровую ситуацию | Психологический настрой. Воспитатель стоит в центре группы, обращается к детям с просьбой построиться перед ней полукругом. Спрашивает: -какое время года? (весна). Как мы рады весне? Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь-спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо. -ветерок весенний дует, к нам в окно влетел конвертик. -ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки! | Словесный (вопрос, разговор) | Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом. Дети показывают радость. | Эмоциональная заинтересованность. | Ответы детей | |||
Этапные задачи. | Мотивировать детей на включение в деятельность. Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности. | |||||||
II. Актуализация знаний. | Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок). -Что изображено на картинках? -Давайте посмотрим, как режут ножницы? -А как зовём цыплят? -Какие первые звуки в этих словах? -Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Физминутка 1 мин.: Ножницы и цыплёнок –чик, чик, чик (с имитацией движения) -цып, цып, цып (с имитацией движения). -в слове чик-первый звук ч -в слове цып-первый звук ц -ц и ч. | Словесный | Дети проводят анализ. Рассматривают картинки. Имитация движений. | Проявление активности. | Ответы детей. Проявляют активность в высказывании своей точки зрения. | |||
Этапные задачи | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, дифференциация) определённого объёма знаний и представлений; овладение способами (приёмами) деятельности. | |||||||
III. Затруднение в игровой ситуации | Вы хотите что-то узнать об этих звуках? -что вы хотите знать о звуках ч-ц? -Сделать гимнастику для языка и губ; -Как правильно произносить эти звуки; -Узнать больше слов с этими звуками; -Поиграть со звуками и словами. -Прочитать стихотворение. (1мин) | Словесный (обобщение) | Ответы детей | Создание эмоциональной заинтересованности. | ||||
Этапные задачи | Формулировка ответа на проблемный вопрос. | |||||||
IV. Открытие нового знания | В начале мы сделаем артикуляционную гимнастику.
Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз. - давайте произнесём звук Ч - А теперь произнесём звук Ц - Как расположены губы и язык, когда мы произносим звуки Ц-Ч - а сейчас поиграем в игру «Эхо» (воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса): - Белая овца флаг из кумача: ча-ча-ча -ох как горячо: чо-чо-чо -мы ели огурцы: цы-цы-цы -у меня ключи: чи-чи-чи -румянец на лице: це-це-це -я гулять хочу: чу-чу-чу. Звуки Ц и Ч легко перепутать, поэтому нужно научиться их различать. Педагог даёт детям задание: услышав звук Ц, надо поднять одну ногу, как цапля, а услышав звук Ч-легонько подвигать головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильнтк). Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, педагог называет вперемешку 5-6 звуков. Слова: чашка, цапля, очки, огурец, скрипач, одуванчик, почелуй. | Практический | Выполняют упражнения Проявляют интерес к занятию | |||||
Этапные задачи | ||||||||
V. Включение нового знания в систему знаний. | Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Подари подарок». Обращает внимание детей на картинки с изображение предметов (смарт-доска), которые необходимо подарить цапле или чайке (распределение по наличию звука Ч и Ц) -кому ты подаришь свой подарок? -Почему ты решил подарить чайке (цапле)? -в какой части слова располагается звук? Воспитатель:- А теперь давайте немножко отдохнём (физкультминутка) Видишь бабочка летает, на лугу цветы считает. Раз, два, три, четыре, пять. Ох, считать не сосчитать! За день, за два и за месяц… шесть, семь, восемь, девять, десять! Даже мудрая пчела сосчитать бы не смогла! Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой-маленький» (с мячом): птица-птичка, заяц-зайчик, лисица-лисичка, блюдце-блюдечко, кольцо-колечко и т.д. Воспитатель читает стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». - а вам необходимо внимательно послушать и найти слова со звуками Ц-Ч. -понравилось вам стихотворение? -какие слова со звуком Ч-Ц вы нашли в этом стихотворении? -кто такой Ба-бах? -как вы думаете кто Тук-тук? -кто же прыгнул в чащу? -почему звери сидят тихо? | Словесный | Ответы детей | |||||
Этапные задачи | ||||||||
VI. Итог (осмысление) занятия | К сожалению, наше занятие заканчивается. Давайте ещё раз повторим, что мы сегодня делали на занятии? - с какими звуками работали? - что вам понравилось на занятии? После занятия предложить детям словесные и дидактические игры по развитию речи. | Словесный | Играли Читали стихотворение. Отвечают, какая часть занятия понравилась. | |||||
Этапные задачи | ||||||||
Комментарий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...
Коммуникативная деятельность "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба-бах»
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба-бах»Вид деятельности: коммуникативная.Возраст:5-6 лет.Цель: Учить детей дифференци...
Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». Старшая группа.
Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».Старшая группа. Провела Седова О. А. 24.03.20...
Регламентированная образовательная деятельность Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Конспект занятия по развитию речи. Обучение дифференцированию звуков ц-ч....
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...