Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Хисамутдинова Гузалия Ириковна

Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста

В сборнике представлены игры на обогащение словаря новыми словами, активизация словаря, закрепление и уточнение словаря.

Сборник предназначен для воспитателей, работающих в дошкольных образовательных организациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                            Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста


Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста

В сборнике представлены игры на обогащение словаря новыми словами, активизация словаря, закрепление и уточнение словаря.

Сборник предназначен для воспитателей, работающих в дошкольных образовательных организациях.

Содержание

1. Игры на обогащение словаря новыми словами.

2. Игры на активизацию словаря.

3. Игры на закрепление и уточнение словаря.

Игры на обогащение словаря новыми словами

Тема«Птицы»

Д/и «Кто как голос подает?»

Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь по теме.

Игровая задачаразвивать память и речь детей.

Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.

Игровые правила:

Игровые действия:Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица.

Слова для обогащения словаря:

o воробей – чирикает

o ворона – каркает

o голубь – воркует

o синица – свистит

o утка – крякает

o соловей - поет

o кукушка – кукует

o петух – кукарекает.

Тема«Овощи»

Д/и «Овощи»

Дидактическая задача: обогащать словарь детей существительными множественного числа по теме «Овощи».

Игровая задача: помощь товарищу соотнести картинки одни – много.

Игровые правила: найти картинку по названию (один овощ, подобрать пару к этой картинке пару с большим количеством (много) изображения этих овощей, назвать изображения.

Игровой материал: кукла Маша.

Игровые действия: Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше подарили игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с одинаковым изображением овощей. Например: одни лук – много лука».

Слова для обогащения словаря:

Лук – много лука;

Картошка – много картошки;

Свекла – много свеклы;

Капуста – много капусты;

Тыква – много тыквы;

Кабачок – кабачки – много кабачков;

Морковка – морковки – много морковок;

Помидор – помидоры – много помидоров.

Тема«Игрушки»

Д/и «Угадай игрушку»

Дидактическая задача: обогащать предметный словарьсловарь прилагательных, ориентируясь на его признаки и действия.

Игровая задача: узнать по описанию игрушку.

Игровой материал:игрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок.

Игровые правила: рассмотреть, послушать, узнать игрушку и сказать, как называется.

Игровые действия: Воспитатель приносит волшебную коробку с игрушками, показывает игрушки и называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке,называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, дети называют их.

Предложить ребенку описать одну из игрушек.

Тема«Профессии»

Д/и «Кто, что делает?»

Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь детей.

Игровой материал: мяч.

Игровые правила: поймать мяч и сказать, что делает представитель этой профессии.

Игровые действия: Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии.

Слова для обогащения словаря:

Врач — лечит. Учитель — учит.

Продавец — продает. Маляр — красит.

Портной — шьет. Дворник — подметает.

Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает.

Воспитатель — воспитывает. Балерина — танцует.

Тема«Осень»

Д/и «Деревья и их плоды»

Дидактическая задача: обогащать словарь детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Игровая задача: узнать плоды деревьев.

Игровой материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен); картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).

Игровые правила: узнать дерево, назвать его и подобрать плоды.

Игровые действия: Воспитатель загадывает загадку.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят. (Осень)

Воспитатель: «Ребята о чем эта загадка? Про какое время года? А вы хотели бы узнать больше о деревьях и о плодах? Предлагаю отправиться в сад, где растут деревья». Рассматривают, проговаривают названия деревьев, затем находят их плоды.

Слова для обогащения словаря: ель, рябина, каштан, липа, клен, шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка.

Игры на активизацию словаря

Тема«Птицы»

Д/и «Скажи одним словом»

Дидактическая задача: активизировать словарь по теме, учить детей определять и называть обобщенное слово.

Игровая задачаразвивать ловкость, умение уважительно относиться к сверстникам.

Игровой материал: мяч.

Игровые правила: поймать мяч, назвать предметы одним словом (обобщающим, вернуть мяч.

Игровые действия: Взрослый называет 3 предмета, бросает мяч ребенку. Ребенок повторяет слова, называет обобщающее слово, возвращает мяч. Взрослый снова бросает мяч малышу, предлагает из трех названных слов назвать лишнее и объяснить почему.

Слова для активизации словаря:

Волк, заяц, корова.

Воробей, курица, соловей.

Курица, орел, гусь.

Олень, слон, белка.

Индюк, утка, голубь.

Собака, ворона, сорока.

Тема«Овощи»

Д/и «Скажи ласково»

Дидактическая задача: активизировать словарь уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Игровая задача: внимательное отношение друг к другу.

Игровой материал: корзина, овощи (огурец, помидор, картошка, тыква, перец, капуста, морковь).

Игровые правила: узнать овощ, назвать, образовать уменьшительно-ласкательную форму.

Игровые действия: Воспитатель приходит в наряде «Осени»и говорит: «Урожай собрала, хотите узнать, что я собрала? Вот – огурец, а как мы можем назвать огурец ласково? Как мы можем назвать одним словом то, что я собрала?»

Слова для активизации словаря:

Огурец – огурчик;

Помидор – помидорчик;

Картошка – картошечка;

Тыква – тыковка;

Перец – перчик;

Капуста – капустка;

Морковь – морковка.

Тема«Игрушки»

Д/и «Скажи какой»

Дидактическая задача: активизировать словарь прилагательных.

Игровая задачаразвивать уважительное отношение.

Игровой материал: коробка – посылка, фишки, игрушки из пластмассы, резины, плюша, металла, глины, стекла, бумаги, картона, кожи.

Игровые правила: достать игрушку, определить из чего она сделана,сказать например«Кубик сделан из пластмассы, значит игрушка пластмассовая». Кто правильно скажет, тот получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Игровые действия:Воспитатель: «Нам прислали посылку из игрушечного магазина. Посмотрим, что там лежит? Скажите, как называется эта игрушка? Если игрушка сделана из дерева, она какая? - … (деревянная).

Слова для активизации словаря:

Из пластмассы - … (пластмассовая);

Из резины - … (резиновая);

Из плюша - … (плюшевая);

Из металла - … (металлическая);

Из глины - … (глиняная);

Из стекла - … (стеклянная);

Из бумаги - (бумажная);

Из картона - … (картонная);

Из кожи - (кожаная).

Тема«Профессии»

Д/и «Закончи предложение»

Дидактическая задача: расширять представления детей о профессиях, активизировать предметный словарь по теме «Профессии».

Игровая задача: помощь закончить предложения.

Игровой материал: картинки на тему «Профессии».

Игровые правила: послушать и закончить предложение.

Игровые действия:Воспитатель: «Ребята предлагаю отправиться в картинную галерею,где идет выставка на тему«Профессии». Нам надо рассмотреть картину, послушать начало предложения и закончить его».

Слова для активизации словаря:

Повар чистит ножом ….

Столяр строгает рубанком ….

Маляр красит кистью ….

Фермер косит косой ….

Парикмахер укладывает феном ….

Портной кроит ножницами ….

Лесоруб рубит топором … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Дидактические игры в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста"

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне  могут решить игровые технологии. Организация педагогического проце...

Использование дидактических игр в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...

Использование дидактических игр в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...

Памятка для воспитателей «Дидактическая игра в развитие речи детей среднего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением,  формирования связной речи. Не вмешательство в этот процесс может повлечь отставания в развит...

«Дидактические игры в развитии памяти детей среднего дошкольного возраста»

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – период интенсивного психического и физиологического развития. Главной особенностью развития памяти у детей среднего дошкольного возраста является непроизво...

«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».

quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....