Дидактические игры направленные на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (средняя группа)

Резаева Елена Николаевна

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_did.dlya_detey.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры направленные на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста

  1. Игра «Чего не стало?»

Цель: расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.
Оборудование: набор предметных картинок по теме.

Ход игры:

Низкий уровень сложности - взрослый выкладывает на наборном полотне 3—4 картинки, называя изображенные на них предметы (например: автобус, троллейбус, корабль, самолет). Затем просит детей назвать первую (вторую, последнюю) картинку. Командует: «Раз, два, три, не смотри» и переворачивает одну из них: «Раз, два, три, смотри». Дети называют, какой картинки не стало.

Средний уровень сложности - взрослый демонстрирует и называет 5—6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

Высокий уровень сложности - количество картинок увеличивается до 7—8. В задании используются наряду с распространенными словами по теме менее употребляемые слова. Дети сами называют картинки, предъявляемые взрослым. После исчезновения одного изображения вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

  1.  Игра «Назови сок, варенье».

Цель: научить образовывать относительные прилагательные.

Ход игры: Взрослый объясняет, что  если из яблока сделать сок, то это будет яблочный сок; а если сделать варенье из яблок – то оно будет яблочное; потом каждый из детей по очереди образовывает относительные прилагательные: сок из груши - ...; варенье из груши - ...; сок из апельсина - апельсиновый, варенье из апельсина - .... и т.д.

  1. Игра «Кто больше действий назовёт».

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.

Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.

  1. Игра «Чего не хватает?»

Цель: расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о предметах, о животных.
Оборудование: изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела) по изучаемой лексической теме, цветные карандаши.
Ход игры: Взрослый предъявляет детям картинки и задает вопрос об отсутствующей детали предмета, просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй». Ребенку необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке.

Предлагаемые изображения: кастрюля без дна; грузовик без кабины; яхта без парусов; пиджак без рукава; корова без рогов; рыба без плавников; чашка без стенки; мотоцикл без фар; лодка без весла; платье без воротника; лошадь без копыт; цапля без клюва; чайник без крышки; автомобиль без дверцы; корабль без штурвала; рубашка без манжеты; слон без хобота; петух без крыла.

  1. Игра «Качества предметов».

Цель: расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Оборудование: предметы по лексической теме «Фрукты» (если нет предметов, то можно заменить их картинками).

Ход игры: Взрослый рассматривает предмет и указывает детям на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко, называя его основные признаки: «Это яблоко. По цвету оно красное с жёлтым. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

  1. Игра “Кто чем занимается?”

Цель: расширение словаря названиями профессий.

Оборудование: картинки, на которых изображены люди разных профессий.

Ход игры:  

Взрослый читает стихотворение:

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит;

а далее взрослый называет профессию, а ребёнок с опорой на картинку должен назвать, что делает человек определённой профессии:  повар – варит; повар – варит (готовит), учитель - учит …

  1. Игра «В зоопарке».

Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным. Активизировать глагольный словарь. Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование: игровое поле (фланелеграф, магнитная доска). Картина “Зоопарк”, составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Ход игры: Логопед предлагает детям отправиться в “зоопарк” и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает и т. д. Сначала педагог выясняет, названия каких действий запомнили малыши. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.

  1. Игра “Кто может совершать эти движения?”

Цель: расширение глагольного словаря и словаря существительных.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Логопед говорит стихотворение:

Кто и что – летит, бежит,

Ходит, плавает, лежит?

Потом кидает каждому ребёнку мяч и говорит слово «Идёт – …(человек), ребёнок должен поймать мячик и сказать существительное, которое подходит к данному глаголу (животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога);

Бежит – (человек, животное, ручей, время …)

Летит – (птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Дидактические игры, направленные на экономическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Данный материал будет полезен для воспитателей детских садов, а так же родителей воспитанников. Игры предназначены для детей среднего дошкольного возраста....

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и...

Дидактические игры как метод развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Дипломная работа на тему "Дидактические игры как метод развития словаря детей старшего дошкольного возраста". Содержит теоретическую и практическую части....