Сценарный план педагогического мероприятия "Великий невидимка – воздух"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Молодкова Оксана Ивановна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_-_nevidimka.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план

педагогического мероприятия

"Великий невидимка – воздух"

ФИО педагога

Возрастная группа

Старшая группа (5-6 года)

Форма организации, количество обучающихся

Подгрупповое занятие, 10 человек

Приоритетная образовательная область

Познавательное развитие

Тема мероприятия

"Великий невидимка – воздух"

Культурно-смысловой контекст

Опытно-экспериментальная деятельность для расширения представлений о свойствах воздуха

Культурная практика

Опытно-экспериментальная деятельность

Цель

Овладение умением определять причинно-следственные связи при изучение свойств воздуха

Задачи

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способах его обнаружения. Обобщать исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщение). Вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его самостоятельно доступными способами.

Оборудование и материал

Видео-аудиальные средства: мультимедийная установка (для показа отрывка из мультфильма «Свободный урок о воздухе»), аудиозаписи для музыкального сопровождения.

Раздаточный материал на каждого ребенка: воздушный шар, веера, трубочка для рисования, стаканчик с водой, гуашь, кисти, бумага для рисования формата А4, полиэтиленовый пакет, мнемо -схема о «свойстве воздуха»

Предварительная работа

Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь». Разучивание физкультминутки, наблюдение за воздухом во время прогулок. Чтение познавательной литературы, беседа «Что такое ветер?»

Предполагаемый результат

Воспитанники имеют представления о свойствах воздуха; умеют аргументированно отвечать на вопросы, используя ранее полученные знания; владеют опытно-экспериментальными умениями и навыками; имеют навыки в работе со схемами; понимают взаимосвязь человека и неживой природы; сформировано ценностное отношение к окружающему миру.

Ход образовательной ситуации:

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Введение в ситуацию

Педагог приветствует воспитанников. Организовывает их в круг и побуждает к дружескому общению друг с другом. «Минутка настроения» - «Подари свою улыбку»

Загадывает загадку про воздух.

Под музыкальное сопровождение воспитанники входят в зал. Встают в круг и приветствуют друг друга, дарят тепло улыбок.

Воспитанники разгадывают загадку.

Актуализация знаний и затруднение в игровой ситуации

С помощью дидактической игры «Вопрос-ответ» (А вы знаете, что такое воздух? Мы можем увидеть воздух? Почувствовать его запах?). Давайте обсудим этот вопрос! как можно увидеть, ощутить, поймать... воздух?

Педагог и воспитанники уточняют знания, о свойстве воздуха используя мнемо-схему о свойстве воздуха.

Педагог побуждает детей к решению проблемной ситуации с помощью вопроса «как вы думаете, где мы можем найти ответы на ваши вопросы?»

После высказывания воспитанников педагог сообщает детям: «Я тоже не вижу воздух, но я знаю, что он здесь есть. Хотите сами в этом убедится?» Педагог предлагает детям отправится в лабораторию и проверить все наши утверждения с помощью опытов с воздухом.

Воспитанники с помощью мнемо-схемы обобщают знания полученные ранее.

В ходе размышлений и беседы дети выявили проблемные вопросы: «Внутри людей есть воздух? А как можно узнать, есть ли воздух вокруг нас? Как его можно увидеть или потрогать? Ветер, это тоже воздух?»

Дети высказываются, выдвигают гипотезы и ищут пути решения, к своим предположениям.

Открытие нового знания

Педагог предлагает детям взять полиэтиленовый пакет и сложить его в несколько раз. Исследовать и ответить на вопрос: «Что в нем находится?» Затем предлагает поймать воздух в пакет.

По окончании работы педагог нацеливает детей сделать выводы.

Дети ловят в пакет воздух, а затем его выпускают.

По окончании работы дети делают выводы,

что воздух увидеть нельзя но, его можно поймать.

Педагог предлагает детям взять веер и помахать им перед своим лицом.

Что вы чувствуете? А если сильнее помахать? подводит к выводу, что ветер - это движение воздуха.

Дети выполняют движения. И приходят к выводу, воздух легко обнаружить, если создать движение.

Педагог предлагает детям закрыть нос и рот. Что вы чувствуете? Подойти к стаканчикам с водой, поставить соломинку в воду и выдуть воздух. Что происходит?

Какой можем сделать вывод?

Дети закрываю рот и нос. Приходят к выводу, что воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Дети дуют через соломинку в воду и делают вывод: что воздух есть внутри нас.

Педагог задает вопрос: ребята как вы думаете, воздух имеет вес? И как это можно проверить? Педагог с детьми кладет на одну чашу весов надутый шарик, на другую не надутый.

Ребята как вы думаете, а воздух при нагревании может расширяться? Педагог предлагает проверить свои предположения. Заносит в группу холодную бутылку, на горлышко одет не надутый шарик. Затем бутылку ставят в миску с горячей водой. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сужается.

Дети предполагают, что воздух не имеет вес. Кладут шары на весы (чаша с надутым шариком перевешивает)

Дети высказывают свои предположения.

Они наблюдают за тем как шарик сам надувается, а при охлаждении сдувается.

Включение нового знания в систему знаний

Педагог предлагает детям посмотреть филь и сравнить выводы, сделанные во время опытов и мнение ученых.

Организует просмотр видеообращения, в котором сова рассказывает, о свойствах воздуха.

Дети просматривают отрывок из мультфильма. Приходят к выводу, что сделали верные предположения исходя из проведенных опытов.

Осмысление

Рефлексия деятельности на занятии

Каждый ребенок делится впечатлениями, рассказывает о том, что ему больше всего понравилось, какое задание или опыт был самым интересным или сложным. Высказывают предположения о том, где им могут пригодиться полученные знания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарные планы педагогических мероприятий.

1. Совместная деятельность детей и взрослых познавательной направленности во второй младшей группе «Где живут фигуры». 2. Совместная деятельность детей и взрослых социально-коммуникативной...

Сценарный план педагогического мероприятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «На острове далеком, ждут помощи друзья…»

Сценарный план педагогического мероприятия по позновательному развитию детей старшего возраста "На острове далеком ждут помощи друзья..."...

Сценарные планы педагогических мероприятий.

1. Совместная деятельность детей и взрослых познавательной направленности в средней группе. 2. Совместная деятельность детей и взрослых социально - коммуникативной направленности в средней группе. 3. ...

Сценарный план педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы ТНР на тему «Превращения в волшебной стране Театралии»

Цель: создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений в театрализованной деятельности, желание участвовать в театрализованных играх, развивать связную речь....

Сценарный план НОД " Необычные свойства воздуха"

Сценарный план  НОД " Необычные свойства воздуха"...

Сценарный план педагогического мероприятия «Великий невидимка - воздух»

Данная разработка будет полезна воспитателям ДОУ...

Сценарный план педагогического мероприятия «Великий невидимка – воздух»

Опытно-экспериментальная деятельность для расширения представлений о свойствах воздуха...