Сценарный план педагогического мероприятия «Великий невидимка - воздух»
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Сценарный план
педагогического мероприятия «Великий невидимка - воздух»
Возрастная группа | Старшая группа (5-6 лет) |
Форма организации, количество обучающихся | Подгрупповое занятие, 10 человек |
Тема мероприятия | "Великий невидимка – воздух". |
Используемые методы, технология | Игровой метод, технология детского экспериментирования по методике Н.А. Рыжовой, наглядный метод |
Цель | Создать условия для понимания детьми дошкольного возраста причинно-следственных связей при изучении вопроса о свойствах воздуха. |
Задачи | Обучающие: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Развивающие: развивать у детей исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщение). Воспитательные: вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его самостоятельно доступными способами. |
Оборудование: | Видео-аудиальные средства: мультимедийная установка (для показа отрывка из мультфильма «Свободный урок о воздухе»), аудиозаписи для музыкального сопровождения. Раздаточный материал на каждого ребенка: воздушный шар, веера, трубочка для рисования, стаканчик с водой, гуашь, кисти, бумага для рисования формата А4, полиэтиленовый пакет, мнемо-схема о «свойстве воздуха» |
Предварительная работа | Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь». Разучивание физкультминутки, наблюдение за воздухом во время прогулок. Чтение познавательной литературы, беседа «Что такое ветер?» |
Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы | Игровая – словесные, дидактические игры; Коммуникативная - обсуждение, взаимодействие; Опытно-экспериментальная – проведение опытов; Двигательная - динамическая пауза. |
Планируемый результат | Воспитанники имеют представления о свойствах воздуха; умеют правильно строить свои ответы на вопросы, используют ранее полученные знания; владеют опытно-экспериментальными умениями и навыками; имеют навыки в работе со схемами; понимают взаимосвязь человека и неживой природы; сформированы ценностные отношения к окружающему миру. |
Структура занятия
Этапы деятельности | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
1. Вводная часть | ||
Мотивационно- побудительный: Приветствие детей, организация и установление зрительного контакта. Загадывание загадки Рефлексия, подведение итогов | Педагог приветствует воспитанников. Организовывает их в круг и побуждает к дружескому общению друг с другом. «Минутка настроения» - «Подари свою улыбку» Загадывание загадки про «воздух». | Под музыкальное сопровождение воспитанники входят в зал. Встают в круг и приветствуют друг друга, дарят тепло улыбок. Воспитанники угадывают загадку. |
2. Основная часть | ||
Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации: Дидактическая игра «Вопрос-ответ» уточнить знания о свойстве воздуха. Постановка проблемной ситуации. Побуждение к решению проблемной ситуации. Опыты | С помощью дидактической игры «Вопрос-ответ» (А вы знаете, что такое воздух? Мы можем увидеть воздух? Почувствовать его запах?). Давайте обсудим этот вопрос! Как можно увидеть, ощутить, поймать... воздух? Педагог и воспитанники уточняют знания о свойстве воздуха, используя мнемо-схему о свойстве воздуха. Педагог побуждает детей к решению проблемных ситуаций с помощью вопроса «как вы думаете, где мы можем найти ответы на ваши вопросы?» После высказывания воспитанников педагог сообщает детям: «Я тоже не вижу воздух, но я знаю, что он здесь есть. Хотите сами в этом убедиться?» Педагог предлагает детям отправиться в лабораторию и проверить все наши утверждения с помощью опытов с воздухом. | Воспитанники с помощью мнемо-схемы обобщают знания, полученные ранее. В ходе размышлений и беседы дети выявили проблемные вопросы: «внутри людей есть воздух? А как можно узнать, есть ли воздух вокруг нас? Как его можно увидеть или потрогать? Ветер, это тоже воздух? Дети высказываются, выдвигают гипотезы и ищут пути решения к своим предположениям. |
Динамическая пауза Динамическая пауза «Воздух невидимка» | Педагог предлагает немного отдохнуть, и поиграть в игру. Проговаривает слова и показывает движения. | Дети встают врассыпную, прогова-ривают слова из стихотворения «Воздух- невидимка» и выполняют движения. |
Опыт-игра «Поймай невидимку» .Рефлексия, подведение итогов. | Педагог предлагает детям взять полиэтиленовый пакет и сложить его в несколько раз. Исследовать и ответить на вопрос: «Что в нем находится?» Затем предложить поймать воздух в пакет. По окончании работы педагог предлагает сделать выводы. | Дети ловят в пакет воздух, а затем его выпускают. По окончании работы дети делают выводы, что воздух увидеть нельзя, но его можно поймать. |
#1054;пыт «Как обнаружить воздух» Рефлексия, подведение итогов. | Педагог предлагает детям взять веер и помахать им перед своим лицом. Что вы чувствуете? А если сильнее помахать? Подводит к выводу, что ветер - это движение воздуха. | Дети выполняют движения. И приходят к выводу, воздух легко обнаружить, если создать движение. |
#1054;пыт «Воздух в человеке» Рефлексия, подведение итогов. | Педагог предлагает детям закрыть нос и рот. Что вы чувствуете? Подойти к стаканчикам с водой, поставить соломинку в воду и выдуйте воздух. Что происходит? Какой можем сделать вывод? | Дети закрывают рот и нос. Приходят к выводу, что воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Дети дуют через соломинку в воду и делают вывод: что воздух есть внутри нас. |
#1054;пыт «Сжимаемость воздуха. Вес воздуха» Рефлексия, подведение итогов. | Педагог задает вопрос: ребята как вы думаете, воздух имеет вес? И как это можно проверить? Педагог с детьми кладет на одну чашу весов надутый шарик, на другую не надутый. Ребята как вы думаете, а воздух при нагревании может расширяться? Педагог предлагает проверить свои предположения. Заносит в группу холодную бутылку, на горлышко одет не надутый шарик. Затем бутылку ставят в миску с горячей водой. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сужается. | Дети предполагают, что воздух не имеет вес. Кладут шары на весы (чаша с надутым шариком перевешивает) Дети высказывают свои предположения. Они наблюдают за тем, как шарик сам надувается, а при охлаждении сдувается. |
Просмотр видеообращения (отрывок из мультфильма «Свободный урок о воздухе», где сова рассказывает о свойствах воздуха) | Педагог предлагает детям посмотреть фильм и сравнить наши выводы, сделанные во время опытов и мнение ученых. Просмотр видеообращения, в котором сова рассказывает о свойствах воздуха. | Дети просматривают отрывок из мультфильма. Приходят к выводу, что сделали верные выводы исходя из проведенных опытов. |
3. Заключительная часть | ||
Рефлексивный круг: обмен впечатлениями. | Педагог предлагает детям поделиться впечатлениями о проведенных опытах. Ребята, какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали нового? Звучит музыка. Мероприятие закончено. | Каждый ребенок делится впечатлениями, рассказывает о том, что ему больше всего понравилось, какое задание или опыт был самым интересным или сложным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарные планы педагогических мероприятий.
1. Совместная деятельность детей и взрослых познавательной направленности во второй младшей группе «Где живут фигуры». 2. Совместная деятельность детей и взрослых социально-коммуникативной...
Сценарный план педагогического мероприятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «На острове далеком, ждут помощи друзья…»
Сценарный план педагогического мероприятия по позновательному развитию детей старшего возраста "На острове далеком ждут помощи друзья..."...
Сценарные планы педагогических мероприятий.
1. Совместная деятельность детей и взрослых познавательной направленности в средней группе. 2. Совместная деятельность детей и взрослых социально - коммуникативной направленности в средней группе. 3. ...
Сценарный план педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы ТНР на тему «Превращения в волшебной стране Театралии»
Цель: создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений в театрализованной деятельности, желание участвовать в театрализованных играх, развивать связную речь....
Сценарный план педагогического мероприятия с детьми.
Сценарный план педагогического мероприятия с детьми....
Сценарный план педагогического мероприятия "Великий невидимка – воздух"
Конспект занятия...
Сценарный план педагогического мероприятия «Великий невидимка – воздух»
Опытно-экспериментальная деятельность для расширения представлений о свойствах воздуха...