ПРОЕКТ «ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ - РЕЧЬ НАМ РАЗВИВАЮТ»
проект по развитию речи (младшая группа)

Неверова Светлана Павловна
Актуальность темы Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики, т. е. гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Учёные отмечают, что дети, у которых лучше развита мелкая моторика рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь, т. к. пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ - РЕЧЬ НАМ РАЗВИВАЮТ» 

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:  Неверова Светлана Павловна.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, воспитатели, родители

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА: дети младшего дошкольного возраста.

ТИП ПРОЕКТА: развивающий, групповой, творческо-исследовательский.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: долгосрочный (Сентябрь – август)

Актуальность темы

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики, т. е. гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Учёные отмечают, что дети, у которых лучше развита мелкая моторика рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь, т. к. пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие ребёнка будет в пределах нормы. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Проведённые диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстаёт от нормы и развитие мелкой моторики. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: разработать и совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук, способствующих развитию речи детей.

Задачи:

- составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук, способствующей развитию речи на основе тематического планирования;

- подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук, нацеленных на формирование и развитие речи;

- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста, используя разнообразные формы, методы и приёмы;

- привлечь родителей к изготовлению развивающей среды в группе по развитию мелкой моторики и речи.

Гипотеза: развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является основой в развитии речи 2 -3 летних детей и в этом помогают пальчиковые игры.

Ожидаемый результат

- возрастание интереса у детей к двигательной деятельности: упражнениям и пальчиковым играм;

- значительное повышение внимания и памяти;

- положительная динамика в развитии мелкой моторики, экспрессивной речи;

- накопление впечатлений, личного опыта;

- обогащение эмоциональной сферы;

- активизация познавательно - речевых и художественных способностей;

- приобретение детьми навыков диалогического общения.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

1. Изучение эффективных технологий и методик по развитию мелкой моторики рук и речи.

2. Выбор путей реализации проекта.

3. Мониторинг уровня развития мелкой моторики рук и речи.

2 этап - основной

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук и речи на основе тематического планирования с подбором материала:

- упражнения с элементами самомассажа;

- упражнения для кисти рук;

- игры и упражнения с различными предметами;

- статические упражнения;

- динамические упражнения;

- пальчиковые игры;

Пополнение развивающей среды в группе играми и пособиями для развития мелкой моторики рук и речи в непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

2. Работа с детьми:

- игры с предметами;

- разного вида шнуровки;

- картотека пальчиковых игр;

- игры с бумагой;

- игры с крупой;

- игры с карандашами, пуговицами, природным материалом;

- игры с сухими бассейнами с различными наполнителями;

- нетрадиционная техника рисования.

3. Работа с родителями:

- анкетирование «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте»;

- консультации:

«Речь и пальчики»

«Пальчиковые игры и развитие речи-какая связь?»

«Игры с предметами домашнего обихода»

«Как проводить с ребёнком пальчиковые игры»

«Приёмы развития мелкой моторики»;

- мастер-класс «Волшебные пальчики»;

- «Дни общения» (индивидуальные беседы);

- изготовление пособий по развитию мелкой моторики.

по ходу реализации проекта

3 этап – заключительный

1. Подведение итогов и анализ:

- мониторинг уровня развития мелкой моторики рук и речи детей;

- анкетирование родителей (для определения результативности проделанной работы).

2. Постановка задачи на будущее

Реализация проекта через разные виды детской деятельности

1 Изучение тематики, формулировка проблемы.

Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.

2 Мониторинг сформированности мелкой моторики рук и речи детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и сформированности речи, выстроить систему работы.

3 Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для родителей. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.

4 Включение речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей.

Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта

5 Консультации на тему: «Речь и пальчики», «Пальчиковые игры и развитие речи-какая связь?», «Игры с предметами домашнего обихода», «Пальчиками играем- стихи повторяем», «Приёмы развития мелкой моторики».

Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

6 Мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики».

Познакомить родителей с различными видами речевых пальчиковых игр.

7 Изготовления родителями пособия по развитию мелкой моторики.

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

8 Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

9 Повторный мониторинг в конце учебного года.

Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании психоречевого развития детей.

10 Анализ проделанной работы по проекту «Пальчики играют – речь нам развивают» с педагогами ДОУ

Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

11 Постановка новой проблемы: «Ловкие пальчики в мире весёлых превращений». Пополнить план работы разделом «Нетрадиционные формы развития мелкой моторики рук»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Пальчики играют-речь ребёнка развивают"

Развитие моторики-неотъемлемая часть общего развития ребёнка.Упражнения на моторику развивают речь, внимание, тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности. И если уде...

Проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»

Формирование активной речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр и упражнений.    ...

***Проект "Пальчики играют - речь ребенка развивают"

Проект "Пальчики играют - речь ребенка развивают"Воспитатель: Тагашева Мария Витальевна...

Проект "Пальчики играют-речь ребенка развивают"

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста...

Педагогический проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»

. Ведение 2.1.Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей ...