Каталог русских народных сказок для чтения по возрастам (с пояснением)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Каталог
русских народных сказок для чтения по возрастам (с пояснением)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
katalog.docx | 34.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Каталог
русских народных сказок для чтения по возрастам (с пояснением)
«Сказка – это то золото,
что блестит огоньками в глазах детей»
Г.Х.Андерсен
Роль сказок в духовно-нравственном воспитании детей.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Действенным средством в воспитании моральных и духовно-нравственных качеств личности дошкольников является народная сказка.
Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом.
Однажды Альберта Энштейна спросили: «Как мы можем сделать наших детей умнее?». Его ответ был простым и мудрым: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, - сказал он, - читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Он понимал ценность чтения и воображения.
В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: "Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".
При знакомстве со сказками, прибаутками, чистоговорками, скороговорками и другими произведениями как устного народного, так и литературного творчества, дети не только знакомятся с героями, бытом, превращениями, но и приобретают навыки поведения в различных ситуациях, учатся распознавать добрые и злые дела и поступки, а также развивают свою речь: как монологическую, так и диалогическую.
Русская народная сказка играет важную воспитательную роль. Добро и зло чётко разграничено и даёт чёткий ответ на конкретную ситуацию. Например, Колобок, который убежал из дома, считал себя самостоятельным и храбрым, но на пути у него попалась хитрая лисица. Ребёнок, даже самый маленький, сделает для себя вывод, что ведь на месте колобка мог бы оказаться и он.
Народная сказка подойдёт даже для самых маленьких деток. И по мере взросления малыша, всегда найдётся подходящая поучительная история, которая сможет дать подсказку или даже ответ на вопрос, который ребёнок ещё не может решить сам.
Благодаря красоте русской речи сказки читать одно удовольствие. В них хранится и народная мудрость, и лёгкий юмор, которые умело переплетаются в сказочном сюжете. Читать сказки детям очень полезно, так как это хорошо пополняет словарный запас ребёнка и помогает ему в дальнейшем правильно и чётко формировать свои мысли.
Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, следовательно, сказку возможно и необходимо использовать как средство воспитания положительных духовно-нравственных качеств ребенка дошкольного возраста.
Любая сказка имеет социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего, следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках встречается мысль, что книги - источник мудрости. В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, определяется содержание нравственного воспитания. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.
Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
В русских сказках, явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества. Трудолюбие - одна из главных человеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком. В сказках просто и естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт. Сказка внушает детям, что жизнь жестоко наказывает легкомыслие тех, кто не ценит главного в жизни - повседневного, упорного и не понимает основной ценности человека - трудолюбия.
Таким образом, педагогические сокровища народа в лице русских народных сказок, далеко не исчерпали себя. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Для детей от 1 года до 2 лет (ранний возраст)
№п/п | Название |
1 | Курочка Ряба |
2 | Колобок |
3 | Репка (обр.К.Ушинского) |
4 | Как коза избушку построила (обр.М.Булатова) |
Цели занятий по развитию речи.
Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить. Поощрять доброжелательное отношение ребенка к сверстникам. Побуждать к сочувствию и отзывчивости.
Расширять запас понимаемых слов, простейших бытовых действий. Помогать детям запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий.
Развивать умение произносить простые по звуковому составу слова и фразы, состоящие их 2х слов (дай мне, на).
Содействовать формированию умения выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями.
Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).
Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.
Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении.
Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.
Сказки для детей с 2 до 3 лет (первая младшая группа).
№п/п | Название |
1 | Козлятки и волк (обр.К.Ушинского) |
2 | Теремок (обр.М.Булатова) |
3 | Маша и медведь (обр.М.Булатова) |
4 | Три медведя (Л.Толстой) |
На третьем году жизни дети интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Предлагать для самостоятельного рассматривания книги.
Помогать детям отвечать на простейшие вопросы (Что? Кто? Что делает?) и более сложные (Какой? Кому? Где? Куда? И т.п.)
Во время несложных игр-инсценировок повторять несложные фразы.
Сказки для детей с 3 до 4 лет (вторая младшая группа)
№п/п | Название |
1 | Кот, петух и лиса (рус.нар. обр.М.Боголюбской) |
2 | Колобок (рус.нар. в обр. К.Ушинского) |
3 | Снегурушка и лиса |
4 | Гуси-лебеди (рус.нар) |
5 | Лиса и заяц (рус.нар.обр.В.Даля) |
6 | У страха глаза велики (рус.нар. обр.М.Серовой) |
7 | Бычок-черный бочок, белые копытца. (рус.нар. обр.М.Булатова) |
8 | Волк и козлята (обр.А.Н.Толстого) |
9 | Теремок(обр.Е.Чарушина) |
Четвертый год жизни- чрезвычайно благоприятный возраст для развития диалогической речи, творческого рассказывания.
Особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Успешно осваивают бытовой словарь, что помогает им общаться.
На 4-м году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения. Начинают выяснять причинно- следственные связи.
Целесообразно использовать игры-инсценировки, повторение стихотворных строк, участие в драматизации сказок, дословное воспроизведение ответов на вопросы в фиксированном диалоге (русские народные песенки).
Серьезное внимание следует уделять обучению рассказывания и пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и последовательным картинкам.
Большую помощь в этом могут оказать сказки. Детям нравится составлять концовки к хорошо известным народным сказкам, пересказывать сказку по иллюстрациям, показывать сценки из сказок.
Одним из условий его формирования является доступный ребенку анализ произведений с точки зрения образности и выразительности речи.
В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы.
Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним.
Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.
Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.
Упражнять в образовании слов по аналогии. Учить делать простейшие выводы, высказывать предположения. Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.
Сказки для детей с 4 до 5 лет (средняя группа).
№п/п | Название |
1 | Про Иванущку –дурочка (обр.М.Горького) |
2 | Война Грибов с ягодами (обр.В Даля) |
3 | Сестрица Аленушка и братец Иванушка (обр.А.Н.Толстого) |
4 | Жихарка (обр.И.Карнауховой) |
5 | Лисичка-сестричка и волк. (рус. нар. в обр. М. Булатова) |
6 | Зимовье (рус.нар. в обр. И. Соколова-Микитова) |
7 | Лиса и козел (обр.О.Капицы) |
8 | Привередница (обр.В Даля) |
9 | Лиса-лапотница (обр.В Даля) |
10 | Петушок и бобовое зернышко |
Пятый год жизни- чрезвычайно благоприятный возраст для развития языкового чутья. Одним из условий его формирования является доступный ребенку анализ произведений с точки зрения образности и выразительности речи.
В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы.
Учить оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
Волноваться за судьбу героев, сопереживать, выделять слова, передающие состояние, чувства героев сказки.
Упражнять в инсценировании отрывка из произведения.
Помогать детям учиться предотвратить любую конфликтную ситуацию, стоит лишь прочитать: «Ах, не надо, ох, не надо ссориться по пустякам».
Сказки для детей с 5 до 6 лет (старшая группа).
№п/п | Название |
1 | Лиса и кувшин (обр.О.Капицы) |
2 | Крылатый, мохнатый да масляный (обр.И.Карнауховой) |
3 | Хаврошечка (рус.нар. обр.А.Н.Толстого) |
4 | Заяц – хвастун (рус.нар. обр.О.Капицы ) |
5 | Царевна-лягушка (рус.нар. в обработке М.Булатова) |
6 | Рифмы (вторизованный пересказ Б.Шергина) |
7 | Сивка-Бурка (рус.нар.обр.М.Булатова) |
8 | Финист-Ясный сокол (рус.нар) |
Шестой год жизни - чрезвычайно благоприятный возраст для развития диалогической речи, творческого рассказывания.
Серьезное внимание следует уделять обучению рассказывания и пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и последовательным картинкам.
Большую помощь в этом могут оказать сказки. Детям нравится составлять концовки к хорошо известным народным сказкам, пересказывать сказку по иллюстрациям, показывать сценки из сказок.
Одним из условий его формирования является доступный ребенку анализ произведений с точки зрения образности и выразительности речи.
В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы.
Помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Помочь детям составлять план пересказа, учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.
Обогащать словарь детей вежливыми словами.
Вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, их признаки.
Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет).
№п/п | Название |
1 | Илья Муромец и Соловей-разбойник (былина, запись А.Гильфердинга) |
2 | Василиса Прекрасная (из сборника сказок А.Афанасьева) |
3 | Волк и лиса (обр.Соколова-Микитова) |
4 | Добрыня и Змей (пересказ Н.Колпаковой) |
5 | Снегурочка (по народным сюжетам) |
6 | Садко (былина, запись П.Рыбникова, отрывок) |
7 | Семь Симеонов – семь работников (обр.И.Карнауховой) |
8 | Сынко-Филипко (пересказ Е.Поленовой) |
9 | Не плюй в колодец – пригодится воды напиться (обр.К.Ушинского) |
По методике В.В.Гербовой «Развитие речи» | |
1 | Никита – Коже-мяка (рус.нар.) |
2 | Алеша Попович и Тугарин Змей (былина) |
3 | Старик—годовик (В.Даль) |
Старший дошкольный возраст предполагает обогащение, уточнение и активизация словаря. Дети знакомятся со сказками и былинами.
Русские народные сказки - красочный пример устного народного творчества, раскрывающий в полной мере всю самобытность предков.
Герои сказок часто представлены в лице животных. Так волк всегда отображал жадного и злого, лиса хитрого и смекалистого, медведь сильного и доброго, а заяц слабого и трусливого человека. Но мораль этих историй заключалась в том, что не стоит вешать ярмо даже на самого злого героя, ведь всегда может встретиться трусливый заяц, который сможет обхитрить лису и победить волка.
В русских былинах с помощью поэтической формы нашли своё отражение историческое мудрое мышление и сознание народа, сердечная преданность Родине, беспрекословная любовь к родной земле, к труду, к близким и родным людям. Также древние былины отображают обличение врагов, посягающих на Русь и разоряющих города и села. В глубоком смысле былины заложено осуждение злодейств как врагов так и земляков, которые порой оказывались предателями. В сюжете былины мы так же можем увидеть осмеяние человеческих пороков и низменных поступков.
-Познакомить с необычным складом речи былины, с образом былинных богатырей.
-Приобщать к былинному эпосу, к былинному складу речи.
-Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.
-Совершенствовать диалогическую речь детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.Перед воспитателем ...
Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, ...
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТЫ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлен опыт работы по формированию навыков анализа народных сказок детьми старшей группы. Материал основан на адаптированной и разработанной для детей дошкольного возраста Т.А. Сидорчук ...
Значение русских народных сказок для детей дошкольного возраста.
В данной статье рассказывается о значении русских народных сказок для детей. Сказки -удивительное и уникальное явление как в русской литературе, так и во всей русской культуре, которое несет в се...
КАРТОТЕКА БАШКИРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: Приобщение детей к культуре башкирского народа. Знакомить детей с истоками народной мудрости: с башкирскими сказками....
Игры-драматизации русских народных сказок с детьми раннего возраста «Репка. Теремок. Колобок»
Игры-драматизации русских народных сказок с детьми раннего возраста «Репка. Теремок. Колобок»...
Особенности чувашских народных сказок для чтения и рассказывания дошкольников, раскрывающие традиции, обычаи народа по сказкам «Нужда», «Чемень», «Улып».
В значительной степени морально-нравственные устоиу подрастающих поколений, в том числе и у чувашского народа,формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок.Однако возрастающий уро...