лексическая тема"Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: Весна
Словарь по теме:
Предметный: месяц, март, апрель, май, оттепель, проталины, лужи, ручьи,
льдины, скворечник, птицы (перелётные), гнёзда, почки, листочки,
подснежники, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, гром, молния.
Глагольный: наступила, пришла, трещит, ломается, журчат, пробивается, набухают, расцветают, просыпается, прилетают, щебечут, поют, вьют гнёзда, выводят птенцов, сверкает, гремит, греет.
Признаков: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, перелётные, проворные, голосистые.
Наречия: ласково, тепло, дождливо, весело, плавно, быстро.
Грамматический строй
1. «Почемучка?» (установление элементарных причинно - следственньгх связей)
Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко)
Почему бегут ручьи?
Почему тает лед?
Почему трескается лед?
Почему набухают почки?
Почему лопаются почки?
Почему прилетают птицы?
Почему радуются люди?
Почему люди одеваются легче, чем зимой?
2. «Подбери слово» (подбор прилагательных к слову весна)
Весна какая? - ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, цветущая, холодная, теплая.
3. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек.
(солнце, скворец, дерево., почка, листок, сугроб, ручей, проталина, подснежник, лужа, льдинка, грач)
4. «Исправь ошибку» (употребление сложных предложений с союзом потому что)
Засветило солнышко, потому что стало тепло.
Пришла весна, потому что прилетели грачи.
Тает снег, потому что бегут ручьи.
Поговорите с ребенком о признаках весны. Ранней весной солнце начинает прогревать почву, снег тает, на реках начинается ледоход. На кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена, березы. На опушках появляется первая травка. С приходом весны появляется много корма и для зверей, поэтому весной у них рождаются детеныши. Весной возвращаются перелетные птицы, все птицы весной вьют гнезда, где высиживают птенцов. Просыпаются насекомые и их личинки. Поздняя весна наступает в мае, это пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши.
Большинство птиц в мае уже высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Солнышко пригревает все ярче, идут весенние дожди. Скоро лето…
Игра «Расскажи что происходит в природе весной»
Взрослый называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним весной. Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают вить гнезда и т.д.
Игра «Назови ласково»
Солнце-солнышко, лужа- лужица
Дождь — луг —
Цветок — земля-
Облако — роща-
Птица — вода-
Птенец — дерево-
Жук — ветка-
Гнездо- капля —
Трава — росток —
Лист — ручей —
Игра «Один- много»
Гнездо – гнезда перо — перо-
Дерево- птенец — детеныш —
Ветка- лист- зверь —
Почка- песня- цветок —
Игра «Весной бывает – не бывает»
Воробьи возвращаются из жарких стран.
Птицы вьют гнезда.
На деревьях распускаются почки.
Птицы улетают в теплые края.
Листья желтеют и опадают.
Листья распускаются.
Расцветают цветы.
На реке тает лед
Солнышко светит все ярче.
Сильный мороз.
Появляется первая травка.
Становится тепло.
Люди собирают урожай.
Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.
Пальчиковая игра «Весна»
К нам весна лишь заглянула
(потянуть руки вперед)
В снег ладошку окунула
(руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки
то тыльной, то лицевой стороной)
И расцвел там нежный
(руки от локтей до запястий соединить,
кисти сложить в форме цветка)
Маленький подснежник
(пальцы раскрываются, словно подснежник)
Составить короткий рассказ о весне.
- Какое время года наступило? Назови весенние месяцы (для старших дошкольников и младших школьников)
- Какое солнце весной? Что происходит весной со снегом?
- Что происходит с деревьями, травой и цветами весной?
- Что происходит с птицами и животными?
- Какой труд выполняют люди весной?
- Нравится ли тебе весна? Почему?
«Какой, какая, какое, какие».
Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое.
Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая.
Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя.
Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое.
Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые
«Продолжи предложение».
На дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда)
На ветке почка, а на ветках? (почки)
Поет птица, а поют? (птицы)
Сосулька капает, а сосульки? (капают)
Подснежник красивый, а подснежники? (красивые)
Бежит ручей, а бегут? (ручьи)
«Назови одним словом».
Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.
Место, где стаял снег и открылась земля. — Проталина
Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.
Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.
Падение капель оттаявшего снега. — Капель.
- Стихи про весну.
Где ты, солнышко, проснись! — Сосулька, сосулька,
Где ты, скворушка, вернись! Скажи мне, о чем
Сыпать снег зима устала. Ты плачешь так горько
Кап, кап, кап! Весна настала! Под нашим окном?
Е. Карганова. Сказала сосулька,
Сквозь слезы вздыхая:
По весне набухли почки — Я плачу о том,
И проклюнулись листочки. Что на солнышке таю.
Посмотри на ветки клена- Н. Красильников
Сколько носиков зеленых!
Т. Дмитриев Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
К нам весна шагает быстрыми шагами. И в полях звенит ручей,
И сугробы тают под ее ногами. Если солнце ярче светит,
Черные проталины на полях видны. Если птицам не до сна,
Верно, очень теплые ноги у весны. Если стал теплее ветер,
И. Токмакова. Значит к нам пришла весна!
Е.Карганова.
Пальчиковая гимнастика
Солнышко, золотое донышко — пальчики касаются большого пальца,
Гори ясно, чтобы не погасло — пальчики касаются большого пальца,
Побежал в саду ручей — указательным и средним пальцами бегают по столу,
Прилетели сто грачей — скрещивают кисти и изображают машущие крылья,
А сугробы тают — работают кистями, сжимая кулачки,
Цветочки подрастают — потрясти пальцами над головой.
К нам весна лишь заглянула — потянуть руки вперед,
В снег ладошку окунула — руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки
то тыльной, то лицевой стороной,
И расцвел там нежный — руки от локтей до запястий соединить,
кисти сложить в форме цветка,
Маленький подснежник — пальцы раскрываются, словно подснежник.
Весенний дождь
(Н. Полякова)
Поутру надел на ножки (Наклониться к полу.)
Дождь хрустальные сапожки.
Где наступит сапожок, (Топнуть одной ногой, затем – другой.)
Там раскроется цветок. (Руки вверх, кисти рук, — как лепестки цветов.)
От дождя травинки (Опустить руки, выпрямиться.)
Распрямили спинки. (Отвести плечи назад, встать прямо.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность с детьми "Мишка проснулся" по лексической теме: "Весна. Признаки весны"
Признаки ранней весны....
Лексическая тема «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»
Лексическая тема «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»...
лексическая тема "Весна. Признаки весны"
дидактические игры по лексической теме "Весна. Признаки весны"...
Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Представленный материал для закрепления лексической темы "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы". Для совместной работы детей и родителей. Длительность проекта две недели. Первая неделя: &q...
Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».
Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной»....
ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА. Домашнее задание по лексической теме: Весна. Труд людей весной.
Задание для родителей по лексической теме: Труд людей весной....
Лексическая тема "Весна. Признаки весны"
Дидактические игры и упражнения по теме "Весна"...