" Рекомендации при работе с художественными произведениями в ДО"
методическая разработка по развитию речи
- " Рекомендации при работе с художественными произведениями в ДО"
- Художественная литература могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромноевлияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.
- По мнению В.А. Сухомлинского, чтение книг «тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
- В соответствии с планом работы в детском саду знакомлю детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — моя важная задача.
- Перед занятием готовлю наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).Но прежде чем читать детям, я сама анализирую произведение: определяю идейную направленность рассказа или стихотворения, выясняю , что хотел сказать автор в каждой из них. Правильно воспринятый замысел писателя, художественные образы помогут выразительно прочитать книгу.
- Для выразительного преподнесения текста необходимо владеть и некоторыми техническими приемами: уметь регулировать дыхание, тембр голоса, его силу, следить за четкостью дикции, за правильностью ударений. Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, свое отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полноценному восприятию произведения ребенком, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это я поддерживаю беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т. д. Такими беседами направля внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроиться на сопереживание с героями, творчески отнестись к
- прочитанному. Считаю, что ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого я провожу различные предваряющие беседы, в которых обращаюсь к личному опыту каждого слушателя. В предваряющей беседе, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения.
- Чтобы чтение и рассказывание было обучающим я соблюдаю правило, чтобы дети видели ли, а не только слушали мой голос. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому перед занятием я произвожу интонационный разбор произведения(«дикторские прочтение») и тренируюсь в чтении вслух.
- На одном занятии читаю одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятие, оно ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмыслению событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами. Для первичного чтения детям дошкольного возраста выбираю произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в
- течение конкретного занятия в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2—3 занятия, читаю только в старшей и подготовительной к школе группах. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей
- сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. В детском саду у ребенка должны сформироваться некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам. Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.
- Нужно также стараться воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг.
- Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на
- вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки
- аккуратного обращения с книгой. Показывая иллюстрации, я одновременно комментирую их текстом стихотворения (рассказа и т.д.). Это усиливает восприятие и
- способствует лучшему запоминанию. Вместо иллюстраций после чтения можно показать мультфильм. В русской народной сказке «Снегурочка» посвящаю три разных занятия:
- первое — рассказывание сказки , беседа (анализ произведения, творческие упражнения, придумывание тематических загадок, упражнения для совершенствования грамматической правильности речи детей); второе — изобразительная деятельность (дети рисуют самостоятельно на тему сказки «Снегурочка»); третье — творческое рассказывание (придумывание своей сказки по мотивам «Снегурочки»).В детском саду широко применяются повторные занятия для лучшего усвоения и запоминания литературного материала. В этом случае также используются мультфильмы. Например, рассказываю русскую народную сказку «Хаврошечка», беседую с им уяснить содержание. Через некоторое время сказка прочитывается снова уже с показом
- мультфильма. Знакомые герои оживают на экране, хорошо запоминается их облик, поступки, речь.
- Большую помощь в работе с детьми мне оказывает аудиозапись. Я использую ее в целях ознакомления детей с записанными рассказами, стихотворениями, инсценировками . Это дает возможность детям самим оценить придуманные ими сказки, загадки, выделить лучшие.
- Итак, активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют следующие методы, которые применяю в своей педагогической работе с художественной литературой:
- — беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;
- — тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;
- — выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;
- — беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;
- — творческие задания, развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;
- — упражнения для совершенствования грамматической правильност выразительности речи;
- — применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».
Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы». Почему мы выбрали пересказ? Это вид работы заним...
Перспективное планирование работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через чтение художественных произведений с использованием игр и игровых упражнений
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста...
Технологическая карта в работе над художественным произведением
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями, направленное на развитие связной речи, посредством технологических карт в работе над художественным произведением (сказка, рассказ, басня)....
Алгоритм работы над художественными произведениями
ВИТАЛИЙ БАКАЛДИН СТИХИ О ХЛЕБЕ РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВЫРАЩИВАНИИ ХЛЕБА В СТАРИНУ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ КАКОЙ ПУТЬ ПРЕОДЕЛЫВАЕТ ХЛЕБ ДО ПРИЛАВКА МАГАЗИНА? ВКУСЕН ЛИ ОБЕД БЕЗ ХЛЕБА? КАК ДЕЛИЛИСЬ КОРКОЙ ХЛЕБА...
Рекомендации для родителей Семейное чтение ознакомление детей с художественными произведениями курских писателей
Дорогие родители, бабушки и дедушки!Представляем вашему вниманию результат инновационного педагогического проекта- хрестоматию курских писателей для детей дошкольного возраста «Антошка».В ...
Рекомендации родителям и педагогам. Художественные произведения детям о пожарной безопасности.
Рекомендации родителям и педагогам. Художественные произведения детям о пожарной безопасности....
"Подборка художественных произведений по нравственно - патриотическому воспитанию для детей 5-7 лет". Рекомендации для родителей (законных представителей)
В рекомендации представлена подборка прозведений художественной литературы нравственно - патриотической направленности для детей старшего дошкольного возраста....
- Мне нравится (1)