" Рекомендации при работе с художественными произведениями в ДО"
методическая разработка по развитию речи
- " Рекомендации при работе с художественными произведениями в ДО"
- Художественная литература могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромноевлияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.
- По мнению В.А. Сухомлинского, чтение книг «тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
- В соответствии с планом работы в детском саду знакомлю детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — моя важная задача.
- Перед занятием готовлю наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).Но прежде чем читать детям, я сама анализирую произведение: определяю идейную направленность рассказа или стихотворения, выясняю , что хотел сказать автор в каждой из них. Правильно воспринятый замысел писателя, художественные образы помогут выразительно прочитать книгу.
- Для выразительного преподнесения текста необходимо владеть и некоторыми техническими приемами: уметь регулировать дыхание, тембр голоса, его силу, следить за четкостью дикции, за правильностью ударений. Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, свое отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полноценному восприятию произведения ребенком, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это я поддерживаю беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т. д. Такими беседами направля внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроиться на сопереживание с героями, творчески отнестись к
- прочитанному. Считаю, что ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого я провожу различные предваряющие беседы, в которых обращаюсь к личному опыту каждого слушателя. В предваряющей беседе, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения.
- Чтобы чтение и рассказывание было обучающим я соблюдаю правило, чтобы дети видели ли, а не только слушали мой голос. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому перед занятием я произвожу интонационный разбор произведения(«дикторские прочтение») и тренируюсь в чтении вслух.
- На одном занятии читаю одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятие, оно ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмыслению событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами. Для первичного чтения детям дошкольного возраста выбираю произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в
- течение конкретного занятия в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2—3 занятия, читаю только в старшей и подготовительной к школе группах. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей
- сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. В детском саду у ребенка должны сформироваться некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам. Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.
- Нужно также стараться воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг.
- Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на
- вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки
- аккуратного обращения с книгой. Показывая иллюстрации, я одновременно комментирую их текстом стихотворения (рассказа и т.д.). Это усиливает восприятие и
- способствует лучшему запоминанию. Вместо иллюстраций после чтения можно показать мультфильм. В русской народной сказке «Снегурочка» посвящаю три разных занятия:
- первое — рассказывание сказки , беседа (анализ произведения, творческие упражнения, придумывание тематических загадок, упражнения для совершенствования грамматической правильности речи детей); второе — изобразительная деятельность (дети рисуют самостоятельно на тему сказки «Снегурочка»); третье — творческое рассказывание (придумывание своей сказки по мотивам «Снегурочки»).В детском саду широко применяются повторные занятия для лучшего усвоения и запоминания литературного материала. В этом случае также используются мультфильмы. Например, рассказываю русскую народную сказку «Хаврошечка», беседую с им уяснить содержание. Через некоторое время сказка прочитывается снова уже с показом
- мультфильма. Знакомые герои оживают на экране, хорошо запоминается их облик, поступки, речь.
- Большую помощь в работе с детьми мне оказывает аудиозапись. Я использую ее в целях ознакомления детей с записанными рассказами, стихотворениями, инсценировками . Это дает возможность детям самим оценить придуманные ими сказки, загадки, выделить лучшие.
- Итак, активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют следующие методы, которые применяю в своей педагогической работе с художественной литературой:
- — беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;
- — тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;
- — выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;
- — беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;
- — творческие задания, развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;
- — упражнения для совершенствования грамматической правильност выразительности речи;
- — применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/01/08/teatr.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/01/08/risunok.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/01/08/risunok_2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/01/08/r3.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/26/picture-21107.jpg)
Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».
Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы». Почему мы выбрали пересказ? Это вид работы заним...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-428110-1396120954.jpg)
Перспективное планирование работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через чтение художественных произведений с использованием игр и игровых упражнений
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста...
Технологическая карта в работе над художественным произведением
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями, направленное на развитие связной речи, посредством технологических карт в работе над художественным произведением (сказка, рассказ, басня)....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-673975-1443291670.jpg)
Алгоритм работы над художественными произведениями
ВИТАЛИЙ БАКАЛДИН СТИХИ О ХЛЕБЕ РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВЫРАЩИВАНИИ ХЛЕБА В СТАРИНУ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ КАКОЙ ПУТЬ ПРЕОДЕЛЫВАЕТ ХЛЕБ ДО ПРИЛАВКА МАГАЗИНА? ВКУСЕН ЛИ ОБЕД БЕЗ ХЛЕБА? КАК ДЕЛИЛИСЬ КОРКОЙ ХЛЕБА...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/10/picture-1313978-1612979258.jpg)
Рекомендации для родителей Семейное чтение ознакомление детей с художественными произведениями курских писателей
Дорогие родители, бабушки и дедушки!Представляем вашему вниманию результат инновационного педагогического проекта- хрестоматию курских писателей для детей дошкольного возраста «Антошка».В ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-1211266-1579970692.jpg)
Рекомендации родителям и педагогам. Художественные произведения детям о пожарной безопасности.
Рекомендации родителям и педагогам. Художественные произведения детям о пожарной безопасности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/05/picture-1275196-1601916624.jpg)
"Подборка художественных произведений по нравственно - патриотическому воспитанию для детей 5-7 лет". Рекомендации для родителей (законных представителей)
В рекомендации представлена подборка прозведений художественной литературы нравственно - патриотической направленности для детей старшего дошкольного возраста....
- Мне нравится (1)