Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Готовцева Лариса Евгеньевна

 

Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».

  

 

Почему мы выбрали пересказ?

     Это вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями, как общей дошкольной, так и в коррекционной педагогики ( Глухов В. П , Федоренко В.П) .

     Пересказ-это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст.

     Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложения и целого текста.

     Для эффективного проведения данной работы необходимо выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Обследование рекомендуется проводить в начале, в середине и в конце учебного года и заносить в специальный протокол.

     Анализ составленных пересказов базируется на показателях развития связанной речи. Индивидуальная оценка детских высказываний с позиции данных критериев позволяет определить уровень связности речи (высокий, средний, низкий) и служит дифференцированному подходу к обучению детей навыков пересказа.

     Есть книга (автор Лебедева Л.В, Козина И.В, Кулакова Т.В, Львова Т.В) «Конспекты занятий по обучению детей пересказов». Там разработана система, в которой охватывает 27 специальных подготовленных  занятий по трем возрастным группам детей: средней, старшей и подготовительной. Девять занятий на каждую возрастную группу, по три занятия на каждый период обучения. С опорой на графические схемы. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия. Все конспекты оснащены оригинальными пособиями. В своей работе они оперяются на произведение К.Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Е. Чарушина , Л.Толстого и других авторов.

    Важно учитывать объем произведения, четко выраженные начала, середину и конец сюжета, понятные и интересные для детей содержания, доступная прямая речь, короткие фразы. В начальном этапе работы использовались небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивался, по мере возрастания речевых возможностей детей.

При подборе текстов учитываются следующие требования:

Ø Высокая художественная ценность произведения

Ø Идейная направленность 

 

 

1.     Лексико-грамматические упражнения.

a)     «Подбери признаки» обогащение и активизация словаря прилагательных

b)    Игра « Подбери слова – родственники» упражнение в словообразовании

 

Ø Динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия

Ø Объем пересказа (возрастная особенность детей)

Ø Словарно - грамматическая наполняемость текста

Проводимые обследования на протяжении нескольких лет показала хорошую динамику детей по обучению пересказа, их желание и умение связно, красиво говорить.

Опыт работы.

Тема: Пересказ рассказа «От чего у лисы длинный хвост?» (по Н.Сладкову)

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

1.     Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста

2.     Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность)

3.     Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний

Ход занятий:

1.     Организационный момент. Развитие слухового внимания и мышления.  ( педагог загадывает загадку)

2.     Подготовка восприятия текста. Развитие долговременной памяти.

3.     Чтение рассказа «От чего у лисы длинный хвост?». Развитие речевого слуха, внимания, восприятия.

4.     Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи (на вопросы дети отвечают полными предложениями)

5.     Игра « Трудные слова». Сенсорно - словарная работа. Уточнение значение слов. Схема «Что означает перечеркнутый глаз, перечеркнутое ухо, перечеркнутый нос?» (невиданное, неслыханное и нечуянное ). Схема

 

a)     Игра «Что делает лесенок?» подбор действий с использованием картины – трансформера .

7.Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

8.Составление графического плана рассказа. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Схема

 

9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи, памяти.

                            10.Итог. Оценка работы детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_pereskazu.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».

      Педагог может активно повлиять на развитие речи детей?

Может, и практика это доказывает.

Почему мы выбрали пересказ?

     Это вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями, как общей дошкольной, так и в коррекционной педагогики ( Глухов В. П , Федоренко В.П) .

     Пересказ-это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст.

     Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложения и целого текста.

     Для эффективного проведения данной работы необходимо выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Обследование рекомендуется проводить в начале, в середине и в конце учебного года и заносить в специальный протокол.

     Анализ составленных пересказов базируется на показателях развития связанной речи. Индивидуальная оценка детских высказываний с позиции данных критериев позволяет определить уровень связности речи (высокий, средний, низкий) и служит дифференцированному подходу к обучению детей навыков пересказа.

     Есть книга (автор Лебедева Л.В, Козина И.В, Кулакова Т.В, Львова Т.В) «Конспекты занятий по обучению детей пересказов». Там разработана система, в которой охватывает 27 специальных подготовленных  занятий по трем возрастным группам детей: средней, старшей и подготовительной. Девять занятий на каждую возрастную группу, по три занятия на каждый период обучения. С опорой на графические схемы. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия. Все конспекты оснащены оригинальными пособиями. В своей работе они оперяются на произведение К.Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Е. Чарушина , Л.Толстого и других авторов.

    Важно учитывать объем произведения, четко выраженные начала, середину и конец сюжета, понятные и интересные для детей содержания, доступная прямая речь, короткие фразы. В начальном этапе работы использовались небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивался, по мере возрастания речевых возможностей детей.

При подборе текстов учитываются следующие требования:

  1. Высокая художественная ценность произведения
  2. Идейная направленность
  3. Динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия
  4. Объем пересказа (возрастная особенность детей)
  5. Словарно - грамматическая наполняемость текста

Проводимые обследования на протяжении нескольких лет показала хорошую динамику детей по обучению пересказа, их желание и умение связно, красиво говорить.

Опыт работы.

Тема: Пересказ рассказа «От чего у лисы длинный хвост?» (по Н.Сладкову)

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

  1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста
  2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность)
  3. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний

Ход занятий: 

  1. Организационный момент. Развитие слухового внимания и мышления.  ( педагог загадывает загадку)
  2. Подготовка восприятия текста. Развитие долговременной памяти.
  3. Чтение рассказа «От чего у лисы длинный хвост?». Развитие речевого слуха, внимания, восприятия.
  4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи (на вопросы дети отвечают полными предложениями)
  5. Игра « Трудные слова». Сенсорно - словарная работа. Уточнение значение слов. Схема «Что означает перечеркнутый глаз, перечеркнутое ухо, перечеркнутый нос?» (невиданное, неслыханное и нечуянное ). Схема

  1. Лексико-грамматические упражнения.
  1. «Подбери признаки» обогащение и активизация словаря прилагательных
  2. Игра « Подбери слова – родственники» упражнение в словообразовании
  3. Игра «Что делает лесенок?» подбор действий с использованием картины – трансформера .

7.Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

8.Составление графического плана рассказа. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Схема

9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи, памяти.

                            10.Итог. Оценка работы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детских способностей к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9  Тема:  Развитие детских способностей  к восприятию художественного произведения...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Вопрос развития речи дошкольников стоит очень остро. Это связано с тем, что дети стали больше общаться с компьютером и другими  средствами технического прогресса, чем друг с другом. В данной стат...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)...

Из опыта работы «Математическое развитие дошкольников в процессе использования художественных произведений».

Введение         Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающ...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духов...