Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36» Невского района Санкт-Петербурга
Программа по самообразованию на 2022/2023 учебный год
в средней группе.
Тема: «Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом»
Воспитатель:
Цепакина Анна Николаевна
Санкт-Петербург
2022
Пояснительная записка.
В ряду задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Только обладая хорошо развитой связной речью дошкольник может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, а также воспроизводить содержание текстов и произведений художественной литературы. Пересказ является первым видом рассказа, которому начинают учить детей воспитатели. Пересказ выступает как воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения.
Большинство педагогов и психологов признают значимость навыка пересказа для речевого развития ребенка. Значение пересказа высоко оценивали в классики педагогики, такие как К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой.
Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Не секрет, что хороший рассказчик является душой компании. Но даже взрослые люди не всегда могут интересно передать содержание книг или кинофильмов. Этому умению нужно обучать с детства.
Обучение пересказу, с одной стороны, приучает ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, а с другой – учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения.
Актуальность выбранной темы.
Выбранную тему я считаю крайне актуальной, так как важно заботиться о своевременном формировании связной (монологической) речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения речи.
Цель: Повышение своего профессионального уровня и компетентности в работе с детьми среднего дошкольного возраста при работе над развитием речи детей в целом, а также в процессе работы над пересказом и рассказом.
Задачи:
• формирование у детей грамматически правильной речи, обогащение словарного запаса и закрепление произношения трудных звуков русского языка.
• формированию у детей выразительной речи.
• развитие произвольного внимания, памяти и воображения.
• развитие эмоционально-нравственных качеств ребенка, таких как, смелость, радушие, взаимовыручка, умение сопереживать и сочувствовать героям произведения.
• формирование волевых процессов: усидчивость и умение дослушать повествование до конца.
• формирование любознательности и читательской активности, склонности к самостоятельной читательской деятельности.
• формирование полноценного эстетического восприятия произведения.
Формы работы:
- -совместная деятельность воспитателя с детьми;
- -индивидуальная работа с детьми;
- -свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для успешной реализации поставленных задач были определены следующие этапы работы:
- Подготовительный
- Углубление методических знаний.
- Изучение необходимой литературы, знакомство с современными подходами и достижениями в области выбранной темы.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для создания развивающей предметно-пространственной среды.
- Проведение диагностики, с целью выявления особенностей воспитанников, их недостающих знаний по заданной теме.
- Создание календарно-тематического планирования
- Основной этап. Практический
- Реализация поставленных задач в рамках НОД и в соответствие с календарно-тематическим планированием.
- Сотрудничество с родителями, вовлечение их в воспитательный и образовательный процесс ДОУ.
- Своевременное внесение дополнений и корректировки в соответствие с изменением учебного процесса группы. А также разработка методов работы при возникновении затруднений у отдельных воспитанников и разработка дополнительных заданий для детей более успешных в обучении.
- Заключительный этап.
- Проведение диагностики с целью обоснования полученных результатов.
- Обобщение и внедрение опыта.
- Определение перспектив в работе с детьми и родителями.
Основные направления работы с детьми на занятиях
- Литературное чтение.
- Словарная работа с незнакомыми, новыми словами.
- Работа с иллюстрацией, соотнесение иллюстраций с текстом.
- Обучение пересказу с опорой на ключевые слова.
- Обучение пересказу с опорой на наглядный материал.
- Заучивание фрагментов текста наизусть.
Выход темы:
• Создание календарно-тематического планирования по заданной теме в соответствие с требованием ФГОС и образовательной программы.
• Создание картотеки дидактических игр по литературным произведениям и их авторам.
• Преобразование книжного уголка в группе.
• Консультации для родителей
• Консультации для педагогов
• Ознакомление воспитанников со вспомогательными электронными ресурсами при знакомстве с литературными произведениями.
• Проведение досугов по заданной теме.
• Проведение открытого занятия для родителей и коллег.
Примерный календарно-тематический план на учебный год для средней группы, по теме «Пересказ»:
Период проведения | Учебный материал | Форма работы |
Сентябрь | Сказка «Лиса и журавль»
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила» | Прочтение сказки воспитателем. Проведение беседы. Пересказ по ролям. Инсценировка сказки Словарная работа: значение и употребление слов , используемых по теме «Осень». Подбор иллюстрационного материала для заданной темы. Наблюдение за явлениями природы осенью, с последующим описанием их детьми. |
Октябрь | Рассказ Н. Носова «Живая шляпа» Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | Прочтение рассказа воспитателем. Проведение беседы. Вопросы по сюжетной линии, и составление детьми своих вариантов рассказа; придумывание дополнительных героев, изменение финала рассказа. Прочтение сказки воспитателем. Обучение пересказу с помощью сюжетных картинок. (нахождение недостающих картинок). Пересказ по ролям |
Ноябрь | В. Драгунский «Друг детства » | Предварительная работа: дети приносят игрушки, с которыми они играли в раннем детстве. Прочтение рассказа воспитателем. Беседа, затрагиваются этические темы: дружба, любовь, привязанность. Воспитатель задает вопросы детям, которые раскрывают понятие «Друг», «Дружба» (Кто твой друг? Почему ты считаешь его своим другом? Может ли игрушка быть другом? Есть ли у тебя придуманные тобой друзья?) Пересказ текста автора. Составление рассказа о своем игрушечном друге из детства. |
Декабрь | Сказка П. Бажова «Серебряное копытце» Рассказ С. Георгиев «Я спас Деда Мороза» | Прочтение сказки воспитателем. Беседа. Словарная работа: значение и употребление слов , используемых по теме «Зима». Придумывание детьми других имен для героев и новое название сказки. Затрагивание темы «Семья», «Труд». Подготовка пересказа детьми дома с родителями. Чтение сказки воспитателем. Беседа. Заучивание отрывков рассказа наизусть |
Январь | К. Паустовский «Кот- Ворюга» | Чтение рассказа дома с родителями. Беседа и обсуждение. Подбор детьми другого названия для рассказа. Обсуждение темы «Домашние животные», работа описательными характеристиками животных. Подготовка к пересказу. |
Февраль | Рассказ Л. Толстого «Косточка» | Прочтение рассказа воспитателем. Обучение составлению плана рассказа. Обучение пересказу с помощью опорных слов. |
Март | Сказка В. Катаев «Цветик-семицветик»
Рассказы про мам и бабушек | Прочтение рассказа воспитателем. Беседа. Выделение главной мысли произведения. Рассуждения детей на тему правильных или неправильных желаний. Воспитание чувства сопереживания героям сказки. Заучивание наизусть присказки «Лети-лети лепесток» .Сочинение своей сказки «Цветик-семицветик», с использованием других сюжетных линий, но с сохранением замысла сказки автора. Составление рассказа по мнемотаблицам, опорным иллюстрациям. |
Апрель | В. Бианки «Купание медвежат» Виталий Бианки "Разговор птиц весной" (из сказки-рассказа "Птичьи разговоры") | Прочтение рассказа воспитателем. Беседа. Пересказ по ролям. Подбор музыки для рассказа. |
Май | Сказка «Колосок» | Прочтение сказки, беседа на тему «Труд». Заучивание сказки наизусть.Инсценировка сказки |
Подведение итогов проделанной работы
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что цель самообразования была достигнута. Задачи были выполнены, но возникли затруднения у определенных детей. Затруднения следующие: речь этих детей по-прежнему бедна и невыразительна, не развито на достаточно необходимом уровне произвольное внимание, память и воображение. У детей не сформированы волевые процессы: усидчивость и умение дослушать повествование до конца. К сожалению, очевидно, что у этих детей не сформировались эмоционально-нравственные качества, такие как, смелость, радушие, умение сопереживать и сочувствовать героям произведения.
Но также считаю необходимым отметить и положительное в работе, определенные успехи. В течение учебного года, помимо реализации учебного материала из календарно-тематического планирования, удалось реализовать следующие, заранее не запланированную деятельность, такую как:
- инсценировка стихотворения Э. Успенского «Разгром» на утреннике, посвященному Дню Матери.
- Разучивание стихотворения (отрывка) А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя».
- Участие воспитанников в конкурсе и как продукт, изготовление (совместно с родителями) книги, сказки «Новогодняя Звезда или как Елочка поселилась у нас в доме», с этой книгой дети работали и учились составлять рассказ (сказку) по опорным картинкам (иллюстрациям). И многое другое.
Также мне, как педагогу, удалось принять участие в творческой группе «Особенности обучения детей рассказыванию по картине в разных возрастных группах». Принять участие во Всероссийском семинаре «Рекомендации для родителей и педагогов по развитию речи детей 6-7 лет». Прослушать цикл вебинаров посвященных коррекции речевого развития и подготовке детей к обучению грамоте для воспитателей и учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций.
Считаю необходимым в следующем 2023-2024 учебном году продолжить заниматься самообразованием по выбранной теме, решая задачи, которые не удалось реализовать ранее. Цель своего самообразования оставляю прежней. Это, прежде всего, - повышение своего профессионального уровня и компетентности в работе с детьми дошкольного возраста, при работе над развитием речи детей в целом, а также в процессе работы над пересказом и рассказом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)
Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...
Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин
Развитие связной речи, старшие дошкольники, обучение рассказыванию, серии сюжетных картин....
"Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказыванием и рассказом" (подготовительная группа)
Актуальность:Эта тема для меня очень важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют ус...
Индивидуальная тема самообразования: «Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».
Развитие связной речи у дошкольников...
План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом
План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом...
План по самообразованию воспитателя старшей группы Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом
Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не...