Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Цепакина Анна Николаевна

Материал к самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36» Невского района Санкт-Петербурга

Программа по самообразованию на 2022/2023 учебный год

в средней  группе.

Тема: «Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом»

Воспитатель:

Цепакина Анна Николаевна

Санкт-Петербург

2022

Пояснительная записка.

  В ряду задач, стоящих перед дошкольными   учреждениями, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.       Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Только обладая хорошо развитой связной речью дошкольник может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, а также воспроизводить содержание текстов и произведений художественной литературы. Пересказ является первым видом рассказа, которому начинают учить детей воспитатели. Пересказ выступает как воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения.

  Большинство педагогов и психологов признают значимость навыка пересказа для речевого развития ребенка. Значение пересказа высоко оценивали в классики педагогики, такие как К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой.

Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Не секрет, что хороший рассказчик является душой компании. Но даже взрослые люди не всегда могут интересно передать содержание книг или кинофильмов. Этому умению нужно обучать с детства.

Обучение пересказу, с одной стороны, приучает ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, а с другой – учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения.

 

Актуальность выбранной темы.

Выбранную тему я считаю крайне актуальной, так как  важно  заботиться о своевременном формировании связной (монологической) речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения речи.

Цель: Повышение своего профессионального уровня и компетентности в работе с детьми среднего дошкольного возраста при работе над развитием речи детей в целом, а также в процессе работы над пересказом и рассказом.

Задачи:

 •        формирование у детей грамматически правильной речи, обогащение словарного запаса и закрепление произношения трудных звуков русского языка.

•        формированию у детей выразительной речи.

•        развитие произвольного внимания, памяти и воображения.

•        развитие эмоционально-нравственных качеств ребенка, таких как, смелость, радушие, взаимовыручка, умение сопереживать и сочувствовать героям произведения.

•        формирование волевых процессов: усидчивость и умение дослушать повествование до конца.

•        формирование любознательности и читательской активности, склонности к самостоятельной читательской деятельности.

•        формирование полноценного эстетического восприятия произведения.

Формы работы:

  • -совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • -индивидуальная работа с детьми;
  • -свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Для успешной реализации поставленных задач были определены следующие этапы работы: 

  1. Подготовительный
  • Углубление методических знаний.
  • Изучение необходимой литературы, знакомство с современными подходами и достижениями в области выбранной темы.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для создания развивающей предметно-пространственной среды.
  • Проведение диагностики, с целью выявления особенностей воспитанников, их недостающих знаний по заданной теме.
  • Создание календарно-тематического планирования

  1. Основной этап. Практический
  • Реализация поставленных задач в рамках НОД и в соответствие с календарно-тематическим планированием.
  • Сотрудничество с родителями, вовлечение их в воспитательный и образовательный процесс ДОУ.
  • Своевременное внесение дополнений и корректировки в соответствие с изменением учебного процесса группы. А также разработка методов работы при возникновении затруднений у отдельных воспитанников и разработка дополнительных заданий для детей более успешных в обучении.
  1. Заключительный этап.
  • Проведение диагностики с целью обоснования полученных результатов.
  • Обобщение и внедрение опыта.
  • Определение перспектив в работе с детьми и родителями.

Основные направления работы с детьми на занятиях

  • Литературное чтение.
  • Словарная работа с незнакомыми, новыми словами.
  • Работа с иллюстрацией, соотнесение иллюстраций с текстом.
  • Обучение пересказу с опорой на ключевые слова.
  • Обучение пересказу с опорой на наглядный материал.
  • Заучивание фрагментов текста наизусть.

Выход темы:

•        Создание календарно-тематического планирования по заданной теме в соответствие с требованием ФГОС и образовательной программы.

•         Создание картотеки дидактических игр по литературным произведениям и их авторам.

•        Преобразование книжного уголка в группе.

•        Консультации для родителей

•        Консультации для педагогов

•        Ознакомление воспитанников со вспомогательными электронными ресурсами при знакомстве с литературными произведениями.

•        Проведение досугов по заданной теме.

•        Проведение открытого занятия для родителей и коллег.

Примерный календарно-тематический план на учебный год для средней группы, по теме «Пересказ»:

Период проведения

Учебный материал

Форма работы

Сентябрь

Сказка «Лиса и журавль»

 

Обучение рассказыванию: составление рассказов  на тему «Осень наступила»

Прочтение сказки воспитателем. Проведение беседы. Пересказ по ролям. Инсценировка сказки

Словарная работа: значение и употребление слов , используемых по теме «Осень». Подбор иллюстрационного материала для заданной темы. Наблюдение за явлениями  природы осенью, с последующим  описанием их детьми.

Октябрь

Рассказ Н. Носова «Живая шляпа»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Прочтение рассказа воспитателем. Проведение беседы. Вопросы по сюжетной линии, и составление детьми своих вариантов рассказа; придумывание дополнительных героев, изменение финала рассказа.

Прочтение сказки воспитателем. Обучение пересказу с помощью сюжетных картинок. (нахождение недостающих картинок). Пересказ по ролям

Ноябрь

В. Драгунский «Друг детства »

Предварительная работа: дети приносят игрушки, с которыми они играли в раннем детстве.

Прочтение рассказа воспитателем. Беседа, затрагиваются этические темы: дружба, любовь, привязанность. Воспитатель задает вопросы детям, которые раскрывают понятие «Друг», «Дружба» (Кто твой друг? Почему ты считаешь его своим другом? Может ли игрушка быть другом? Есть ли у тебя придуманные тобой друзья?)

Пересказ текста автора.

Составление рассказа о своем игрушечном друге из детства.

Декабрь

Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»

Рассказ С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»

Прочтение сказки воспитателем. Беседа. Словарная работа: значение и употребление слов , используемых по теме «Зима». Придумывание детьми других имен для героев и новое название  сказки. Затрагивание темы «Семья», «Труд». Подготовка пересказа детьми дома с родителями.

Чтение сказки воспитателем. Беседа. Заучивание отрывков рассказа наизусть

Январь

К. Паустовский «Кот- Ворюга»

Чтение рассказа дома с родителями. Беседа и обсуждение. Подбор детьми другого  названия для рассказа. Обсуждение темы «Домашние животные», работа  описательными характеристиками животных. Подготовка к пересказу.

Февраль

Рассказ Л. Толстого «Косточка»

Прочтение рассказа воспитателем. Обучение составлению плана рассказа. Обучение пересказу с помощью опорных слов.

Март

Сказка В. Катаев «Цветик-семицветик»

 

Рассказы про мам и бабушек

Прочтение рассказа воспитателем. Беседа. Выделение главной мысли произведения. Рассуждения детей на тему правильных или неправильных желаний. Воспитание чувства сопереживания героям сказки. Заучивание наизусть присказки «Лети-лети лепесток» .Сочинение своей сказки «Цветик-семицветик», с использованием других сюжетных линий, но с сохранением замысла сказки автора.

Составление рассказа по мнемотаблицам, опорным иллюстрациям.

Апрель

В. Бианки «Купание медвежат»

Виталий Бианки "Разговор птиц весной" (из сказки-рассказа "Птичьи разговоры")

Прочтение рассказа воспитателем. Беседа. Пересказ по ролям. Подбор музыки для рассказа.

Май

Сказка «Колосок»

Прочтение сказки, беседа на тему «Труд». Заучивание сказки наизусть.

 Инсценировка сказки

Подведение итогов проделанной работы

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что цель самообразования была достигнута. Задачи были выполнены, но возникли затруднения у определенных детей. Затруднения следующие: речь этих детей по-прежнему бедна и невыразительна, не развито на достаточно необходимом уровне произвольное  внимание, память и воображение. У детей не сформированы  волевые процессы: усидчивость и умение дослушать повествование до конца. К сожалению, очевидно, что у этих детей не сформировались эмоционально-нравственные качества, такие как, смелость, радушие, умение сопереживать и сочувствовать героям произведения.

   Но также считаю необходимым отметить и положительное в работе, определенные успехи. В течение учебного года, помимо реализации учебного материала из календарно-тематического планирования, удалось реализовать следующие, заранее не запланированную деятельность, такую как:

  • инсценировка стихотворения Э. Успенского «Разгром» на утреннике, посвященному Дню Матери.
  • Разучивание стихотворения (отрывка) А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя».
  •  Участие воспитанников в конкурсе и как продукт, изготовление (совместно с родителями) книги, сказки «Новогодняя Звезда или как Елочка поселилась у нас в доме», с этой книгой дети работали и учились составлять рассказ (сказку) по опорным картинкам (иллюстрациям). И многое другое.

  Также мне, как педагогу, удалось принять участие в творческой группе «Особенности обучения детей рассказыванию по картине в разных возрастных группах». Принять участие во Всероссийском семинаре «Рекомендации для родителей и педагогов по развитию речи детей 6-7 лет». Прослушать цикл вебинаров посвященных коррекции речевого развития и подготовке детей к обучению грамоте для воспитателей и учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций.

Считаю необходимым в следующем 2023-2024 учебном году продолжить заниматься самообразованием по выбранной теме, решая задачи, которые не удалось реализовать ранее. Цель своего самообразования оставляю прежней. Это, прежде всего, - повышение своего профессионального уровня и компетентности в работе с детьми дошкольного возраста, при работе над развитием речи детей в целом, а также в процессе работы над пересказом и рассказом.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин

Развитие связной речи, старшие дошкольники, обучение рассказыванию, серии сюжетных картин....

"Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказыванием и рассказом" (подготовительная группа)

Актуальность:Эта тема для меня очень важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют ус...

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом...

План по самообразованию воспитателя старшей группы Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не...