ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2023-2024 г. ТЕМА: «АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
материал по развитию речи (младшая группа)

Саркисян Рита Вагановна

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8 «КАРАМЕЛЬКА»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2023-2024 г.

ТЕМА: «АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»

Воспитатель: Саркисян Р. В.

г. Боровск, 2023г.

План самообразования воспитателя второй младшей группы «Вишенки» на 2023-2024 год Саркисян Риты Вагановны.

Тема: «Активизация словаря детей 3-4 лет»

Цель:

  • Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста;
  • Объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей;

Задачи:

  •  расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;
  •  обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;
  •  развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник…), качества (сенсорные эталоны), особенности поверхности (гладкая, пушистая и т.д.), некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);
  •  обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет), учить находить между ними сходство и различие;
  •  развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т.д.)

Актуальность темы

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

Практические выходы:

1. Оформление папки-передвижки. Тема: «Активизация словаря детей младшего возраста»;

2. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Активизация словаря детей младшего возраста»;

 Литература:

Автор, название, год издания, издательство.

Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой .                                                                                                                                           Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 1 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.

Бородич  А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004

Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

                                    Перспективный план самообразования педагога:

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практический выход

Теоретическое изучение

проблемы

Сентябрь 2023г.

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

7. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

Создание развивающей среды

01.10.2023 – 20.05.2024

Оформление центра развития речи детей:

 Оформление        Картотеки игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

-изготовление альбомов предметных картинок (игрушки, транспорт),

-пополнение папки сюжетных картинок (Детский сад, времена года,)

Изготовление д\и: «Назови одним словом»,                                                      «Из какой сказки»                               Оформление дидактических пособий :                          «Загадки», «Расскажи сказку», «Скороговорки», «Фонетическая зарядка», «Потешки»            Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Практическая деятельность с детьми

01.10.2023 – 20.05.2024

Октябрь

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Осень».                                Беседа «Осень»                        Отгадывание загадок про овощи, фрукты,  ягоды; Рассматривание картин с сельскохозяйственной техникой, домашними и дикими животными и птицами.

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Листопад, листопад листья жёлтые летят»                       Наблюдения за сезонными изменениями в природе, одежде людей, городе;                                                                   Приготовить картотеку загадок на темы: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».

Ноябрь

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Безопасность».

Рассматривание альбома «Безопасность»

Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», ,«Машинки», «Большие и маленькие»

«Артикуляционная гимнастика»

  Изготовление папки с картинками на тему «Безопасность»            Сюжетно-ролевая  игра по правилам дорожного движения

Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме        сказки  "Колобок»

Декабрь

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Новый год у ворот» Беседа «Что такое новый год?». Рассматривание картин с изображением елочки Уточнение и закрепление в словаре слов                            Чтение художественной литературы Елочка

Презентация на тему: «Новый год у ворот».

Приготовить подборку книг на тему: «Новый год»

Новогодний утренник

Январь

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Зима».                                 Беседа «Зима»                      Наблюдения за сезонными изменениями в природе, одежде людей. Рассматривание картин с лесными зверями и птицами зимой. Отмечать красоту зимней природы на прогулках.                      Чтение художественной литературы по программе

Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно»

Показ презентации «Зима»

Рассматривание воды и льда при экспериментировании с ними.

Презентация на тему: «Зимующие птицы»

Февраль

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Зимние забавы». Уточнение и закрепление в словаре слов, обозначающих свойства и качества снега и льда.                      Чтение художественной литературы по программе

Изготовление папки с иллюстрациями на тему «Зимние забавы»

Подвижные игры на улице с использованием санок, ледянок, лыж. Катание с горки, игра в снежки, лепка снеговика.

Март

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы» «Маму я свою люблю»

Беседа «Моя мама»

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового,

Развлечение «Мамин праздник»

Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы.

Апрель

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Весна».                             Беседа «Признаки весны»      Рассматривание картин с домашними и дикими животными; Беседа об особенностях поведения лесных зверей и птиц весной.

Чтение художественной литературы по программе. сезону

Конспект занятия по развитию речи по теме:« «Здравствуй, весна!»

Презентация «Домашние животные», «Лесные звери и птицы»

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, одежде людей, на участке ДОУ.

Май

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Мой дом, мой город». Рассматривание картин и предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, мебель, одежда, спальные принадлежности. Рассматривание открыток, фотографий                  беседы о родном городе.,

Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья»

Тематическая фото-выставка «Моя семья»

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация «Учим ребёнка общаться».

Октябрь

Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей. Острый слух – правильная речь».    

Ноябрь

Консультация для родителей     «Как рассказывать сказки детям».

Декабрь

Совместная организация тематической выставки «Мастерская Деда Мороза»,                                                Проведение праздника» Новый год»: поем песни и читаем стихи.

Январь

Привлечение родителей к оформлению презентации  «Зима».

Февраль

Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»

Март

Проведение праздника 8 Марта: поздравляем мам и бабушек, поем песни и читаем стихи.

Апрель

Совместная организация тематической фото- выставки «Моя семья»

    Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка.                                          

Май

Совместное составление детьми и родителями мини-рассказа «Дом, в котором мы живем».

Памятки для родителей.

Список используемой литературы

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7.

5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.

8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М.: АРКТИ, 2006.

9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

11. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

12. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

13. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

14. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

15. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей....

План самообразования воспитателя младшей группы на тему: «Активизация словаря детей 3–4 лет»

Цель:- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей : 1....

План самообразования воспитателя средней группы на тему "Активизация словаря детей 4-5 лет"

План самообразования воспитателя средней группы на тему "Активизация словаря детей 4-5 лет"Тема: Активизация словаря детей 4-5 лет.Актуальность темы:Актуальность темы состоит в том, что...

План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"

Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...

План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...