Моя педагогическая находка «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Цель моей педагогической находки демонстрация личного педагогического опыта развития речи детей раннего возраста посредством фольклора
Задачи:
1. Познакомить с опытом использования фольклора на практике;
2. Способствовать творческой самореализации педагогов.
3. Создать психологически-комфортную обстановку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы. Фольклор | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая находка
Мир детского фольклора
«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора».
Цель: демонстрация личного педагогического опыта развития речи детей раннего возраста посредством фольклора
Задачи:
- Познакомить с опытом использования фольклора на практике;
- Способствовать творческой самореализации педагогов.
- Создать психологически-комфортную обстановку. СЛАЙД №2
1 этап:
Вступительное слово.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть.
И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего – и легче всего в игре».
Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»
И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает«народная мудрость», устное народное творчество. ----СЛАЙД № 3
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость. Многие люди, напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты домашним бытом, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах и компьютерных играх. Вот почему так важно в жизни детей и в педагогический процесс, включать знакомства с разнообразными видами народного творчества, в том числе русский фольклор и привлекать к этому родителей.
Как отмечает советский учёный по дошкольному воспитанию, доктор педагогических наук Александра Платоновна Усова: «Педагогам детского сада надо специально заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, также звучали его драгоценные зёрна. Только при этих условиях язык будет живым и ярким». Слайд № 4
Отмечаемая в раннем детстве способность быстро улавливать и копировать интонации взрослых благоприятствует тому, что в дальнейшем, когда речь становится для детей средством общения, у них легко и непроизвольно возникают интонации, выражающие чувства, которые они испытывают: радость, огорчение, удовлетворение, раздражение.
Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
2 этап
В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам. (На слайде список малых форм). СЛАЙД № 5
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, использовала такие потешки как, например:
1.Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка - пригожий
2.Наша деточка в дому
Что оладышек в меду
Красно яблочко в саду.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).
Одним из ключевых методов является использование потешек для развития мелкой моторики и стимулирования речевой активности. (Пальчиковые игры) Сл 6
Потешки помогают ребенку запоминать слова и фразы, развивают его слух и внимание.
Хорошо известны детям потешки, я использовала в играх - забавах, в утренней гимнастике и подвижных играх, на занятиях по ИЗО деятельности. Это всегда помогало детям проявить речевую и двигательную активность.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, я веду работу с родителями по этой теме; в беседах, в папках- передвижках, видео сообщение объясняю им ценность русского фольклора для воспитания детей; знакомлю с потешками, колыбельными песенками, ведь многие родители не помнят их содержания. СЛАЙД 7
ВЫВОД
Таким образом, я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
У моих воспитанников чаще бывают положительные эмоции, веселое, бодрое настроение. Фольклор развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка. Слайд № 8
Всем спасибо за внимание.
Говорим вам – до свидания!
Фольклор –
Душа народа, жизнь и быт,
Его культура и обряды,
Его поэтика и песни
Его культура и наряды,
В чём суть сего?
Постичь придётся
Поколеньям нашим молодым.
Всё это отголоском отзовётся
И близким и родным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"
Данный план разработан на 2015-2016 учебный год. Тема плана самообразования: "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора".Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством фолькло...
Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора
План по самообразованию на тему: Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора...
Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Потешкина книжка»
Детский фольклор-обширная область устного народного поэтического творчества....
План самообразования на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"
Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклораЦель: развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора· Задачи:...
Анкетирование родителей на тему: "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора".
Анкета...
Перспективный план 2020-2021г.«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
laquo;Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»...
Педагогический проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора. Тема: «Потешкина книжка»
Актуальность. Фольклор одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окр...