итоговый отчёт по самообразованию во 2 младшей группе на тему : " Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей 3-4 лет".
проект по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Итоговый отчет по самообразованию
Должность : воспитатель 2 мл.группы
ФИО_: Плотникова С.Е.
Индивидуальная тема : «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей 3-4 лет»
Срок и период работы над темой : 1 учебный год (2020-2021 уч .год)
Цель самообразования по теме : Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Задачи самообразования :
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Результаты диагностики на начало учебного года.
НАЧАЛО ГОДА: ВЫСОКИЙ – 19,8% СРЕДНИЙ – 33% НИЗКИЙ – 47,2%
На основании данной диагностики составила перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики рук. Я стала активно внедрять в работу с детьми пальчиковые игры, в течение трёх месяцев мы играли в эти игры, затем постепенно, комплексы пальчиковой гимнастики усложнялись.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел плана | Форма и содержание работы | Сроки |
Работа с детьми | Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Индивидуальная работа с детьми:
с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки)
Свободная самостоятельная деятельность детей:
| В ТЕЧЕНИЕ ГОДА |
Работа с родителями | #1057;овместное оформление информационно-наглядного материала по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» 3. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов. #1050;онсультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования»; «Пальчиковая гимнастика»; «Что представляет собой пальчиковая гимнастика»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»; «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики» | В ТЕЧЕНИЕ ГОДА |
Работа с педагогами | 1.Консультация для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» #1054;формление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика» | ДЕКАБРЬ ФЕВРАЛЬ |
Самореализация | 1.Изучить литературу по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» 2.Внедрение в работу с детьми дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников 3.Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук 4.Консультация для воспитателей: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» 5.Составить картотеку упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук 7.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика» #1055;роведение открытого занятия на тему : «К нам весна шагает»(конспект занятия с элементами развития мелкой моторики) | В ТЕЧЕНИЕ ГОДА |
Изучение методической литературы | Работа со следующей научной и учебно-методической литературой: #1041;ардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2010. #1041;ольшакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. #1045;рмакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009. #1050;рупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011. #1055;именова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. #1058;имофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012. #1062;вынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 2013. #1057;околова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2009. 9. Кольцова М.М «Развитие моторики». – М.: Эксмо, 2012. #1045;лена Данилова «Пальчиковые игры». – М.: Эксмо, 2011. #1057;трогонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М.: Эксмо, 2011. | В ТЕЧЕНИЕ ГОДА |
Творческое сотрудничество совместно с семьей дает свои положительные результаты.
Родители научились проводить гимнастику и делают её с ребятишками систематически и с желанием. А главное заметен результат совместной работы: дети стали лучше говорить, выучили много пальчиковых игр.
Таким образом, использование разнообразных методов в моей работе дали определённые результаты. Дети стали достигать лучшего уровня развития мелкой моторики.
Результаты диагностического исследования развития мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста.
НАЧАЛО ГОДА: ВЫСОКИЙ – 19,8% СРЕДНИЙ – 33% НИЗКИЙ – 47,2%
КОНЕЦ ГОДА: ВЫСОКИЙ – 38,5% СРЕДНИЙ – 38,5% НИЗКИЙ – 23%
Динамика развития мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста на конец учебного года составляет – 18,7%.
МДОУ «Кизильский детский сад №3»
Конспект открытого занятия во второй младшей группе с элементами развития мелкой моторики рук на тему : « К нам весна шагает»
Выполнила: Плотникова С.Е.
2021г.
ЦЕЛИ.
- Закрепить знания о смене времен года, дать представления об изменениях, происходящих весной в природе.
- Уточнить знания детей о перелётных птицах (грач, скворец, ласточка, поведении птиц весной, знакомить с понятием «перелётные птицы».
- Продолжать знакомить с понятием «дикие животные», с названиями детёнышей животных, образом жизни животных в весенний период.
- Знакомить детей с растениями (дерево, частями (ствол, корни, ветки).
- Активизировать словарь за счет слов: имен существительных (солнышко, ручей, лучи, подснежник, почка); глаголов (звенит, тает, набухает,.).
- Закладывать основы экологического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать речь, воображение, творческие способности, учить отвечать на вопросы предложением.
- Развивать умение слушать речь, понимать содержание, соотносить слова с
движениями пальцев.
- Формировать чувство ритма, координацию движений.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
Ход занятия.
- Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.
Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна).
- Правильно, это весна. Как узнали, что наступила весна? - /показ картинок с изображением признаков весны: светит солнышко, тает снег, бегут ручьи, прилетают грачи; дети называют признаки/.
- А сейчас с помощью пальчиков расскажем и покажем, что происходит весной в природе.
Пальчиковая гимнастика «Весна пришла».
(дети повторяют слова за воспитателем и выполняют движения)
Снова солнце в небе улыбается, (соединить запястья, пальцы
развести)
Снег растаял, ручейки звенят, (взмахи кистями вверх - вниз; ладони
параллельно друг дружке –
зигзагообразные движения)
И подснежник первый распускается, (ладони соединены – бутон-
распускается)
С юга птицы с песнями летят. (большие пальцы перекрещены,
остальными - взмахи)
- Молодцы. Послушайте, кто это поёт? – (звучит аудиозапись).
- Правильно, это птицы. Почему так весело поют? - /ответы детей/.
- Какие птицы прилетают к нам весной? - /показ картинок с изображением грача, скворца, ласточки; дети называют птиц/.
-Как назовём этих птиц одним словом? - /хоровые и индивидуальные ответы детей/. – Правильно, это перелётные птицы. Что делают птицы весной? - /ответы детей /.
-Правильно,вьют гнёзда.
Ребята давайте поиграем с вами в дидактическую игру «Покажи птице путь к гнезду».
Проведите линии так, чтобы все птицы попали в свое гнездо.
Захотели птицы пить и прилетели к лужице воды напиться. Давайте покажем, как птицы пьют воду.
Упражнение для пальчиков
«Птица пьёт водичку»
Наклонилась, (большой и указательный пальчики сложены в
виде клюва)
Захватила, (опустить «клюв»)
Поднялась (поднять кисть вверх)
И проглотила. (открыть и закрыть «клюв»)
Упражнение на дыхание «Ветерок»
-Весной дует ветер. Как дует сильный ветер?- /дети показывают/ - А теперь подул лёгкий ветерок. Как он подул? А теперь опять налетел сильный ветер.
-Сильный ветер разбудил зверей в лесу. Какие звери живут в лесу? - /ответы детей/. – Правильно, в лесу живут дикие животные. Кто проснулся в лесу? - /показ игрушки – медведя/.
Упражнение «Мишка»
(дети повторяют слова за воспитателем и выполняют движения)
Мишка вылез из берлоги, (показывают руками)
Огляделся на пороге, (руки на поясе, повороты)
Потянулся он со сна. (руки вверх, тянутся)
В гости к нам пришла весна. (руки вытянуты вперёд, взмахи
кистями)
- А это кто вылез из-под куста? - /показ игрушки – белого зайчика, ответы детей/. – Да, это заяц. В какое время года у зайца белая шубка? - /ответы/. – Что происходит с зайчиком весной? - /ответы детей, показ игрушки – серого зайчика/.
-Давайте расскажем и покажем сказку «Приключения зайки».
(обыгрывание сказки с помощью фигурок, выполненных из пальцев рук).
Жил-был возле леса на полянке (пальцы скрещены, где росли красивые цветы (запястья вместе, ладони слегка разъединены, заяц (большой и указательный пальцы подняты вверх – «ушки»). Ему было очень скучно («ушки» опущены, и он пошел искать друга (пальчики «идут»). В лесу («ёлка» из пальчиков) он встретил другого зайчика («ушки»). На их беду, в лес прибежал волк - зубами щелк (соединить и разъединить большой и указательный пальцы). Убежали зайцы («бегут» пальчиками, спрятались и думают, что им сделать. И решили они построить дом (соединить пальцы, запястья развести). Посмотрели зайцы (соединить большой и указательный пальцы в колечки, поднести к глазам, что волка нет, и пошли в лес. Они пилили (ладони параллельно друг другу, движения вперёд-назад) рубили (движения ладонями вверх-вниз, молоточком колотили (пальцы в кулачок, постукивают) и построили себе дом (соединить пальцы, запястья развести). А в доме стол (пальцы одной руки сжаты в кулачок, накрыть сверху ладонью, стул (ладонь прямо, вторая сжата в кулачок – приставить, кровать и крепкий замок (пальцы соединены между собой, закрыты). Прибежал на стук волк - зубами щелк (упражнение «Волк», посмотрел на дом зайцев (упражнение «Бинокль») и убежал прочь (пальчики «бегут»). А зайцы стали жить - поживать и добра наживать.
-Весной у животных появляются детёныши.
Игра с массажным мячиком «Назови детёныша»
(индивидуальные ответы детей)
Зимой спали медведь, еж, змея, пчелы. Наступила весна звери и насекомые проснулись.
-Ребята ,выполните задание: я раздам вам карточки, на которых изображена лесная полянка. Посадите медведя возле дерева. Ежика посадите под куст, змею положите на камень, а пчела полетела вверх к цветам на деревья.
-Весной просыпаются не только звери. Греет солнышко, идёт дождик, просыпаются деревья (показ картинки – дерево без листочков).
- Давайте покажем, какие части есть у дерева (дети называют и показывают):
локти соединить – ствол
пошевелить пальцами – ветки
кисти опустить вниз – корни
-Что происходит с деревом весной? - /ответы детей/. – Правильно, на деревьях набухают почки -/показ картинки/.- Давайте их покажем: ладони соединить, округлить – «почки»; отвести пальцы в стороны – «почки» раскрываются.
-Весной распукаются первые весенние цветы.Какие вы знаете?(одуванчик,подснежник,мать и мчеха,ландыш…).Как подругому можно их назвать?Правильно,первоцветы.
- А сейчас поиграем в игру с «Весенние цветы»
- На картинке с цветами найдите место кружочкам. Подбирайте кружочки по цвету и величине.
-Весной дождик часто бывает, землю поливает.
-Поиграем в игру «Тучки и солнышко»
- Развешайте тучки на веревке с помощью прищепок.
- Постучите пальчиками по столу, как капельки дождевые падают на землю. Вот пошел сильный дождь, капельки стучат сильно и быстро. Вот дождик стал слабеть, стучим тихо, редко. Вот упала последняя капелька, стукните пальчиком один раз. Вот и солнышко выглянуло. Сделайте солнышку лучи из прищепок.
Подул легкий ветерок, подуйте тихонько. Вот ветерок подул сильнее, подуйте сильно. Ветер разогнал тучи, снимайте их с веревочки.
- Молодцы. О чём мы говорили на занятии? - /ответы детей/.
Давайте ещё раз вспомним, что происходит весной в природе
(дети повторяют за воспитателем слова и движения):
От сосулек звон, звон!
Просыпайся клён, клён!
Растопился снег, снег!
Ручейки в бег, в бег!
Гром шагает: топ, топ!
Почки слышно: хлоп, хлоп!
(Г. Лагздынь)
Итог занятия. Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали. А весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности....
Родительское собрание на тему "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр"
Познакомить родителей с пальчиковыми играми. Показать родителям необходимость занятия с детьми пальчиковыми играми для развития речи детей....
План по самообразованию по теме "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений"
План по самообразованию по теме "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений"...
Родительское собрание Тема: "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр".
Знакомство родителей с пальчиковыми играми. Показ родителям необходимость занятия с детьми пальчиковыми играми для развития речи детей....
Учебно-методическое пособие по теме:«Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»
У детей с ЗПР страдают все предпосылки успешной деятельности, имеют место эмоционально-волевые нарушения, что в свою очередь приводят к снижению общей активности и низкой мотивации детей. Следует конс...
План по самообразованию воспитателя младшей группы по теме: "Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет через нетрадиционную аппликацию нитками."
Краткий план по самообразованию на год воспитателя младшей группы по нетрадиционной технике аппликации нитками....