Развитие речи "Знатоки родного языка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechie_znatoki_rodnogo_yazyka.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи в подготовительной группе: «Знатоки родного языка»
Возраст: подготовительная группа 6-7 лет.
Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.
Задачи:
Образовательные: в увлекательной форме повторить и обобщить знания детей: назови общим словом; антонимы; положение звука в слове; составление предложений; счет слогов.
Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование: слайды к занятию с изображением сказочных героев и звукозаписями, звездочки-награды, эмблемы для детей, медали для награждения.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ведущий: Какое у вас настроение?
Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.
Ра-ра-ра- начинается игра
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Са-са-са- под кустом сидит лиса
На-на-на- на дворе сейчас весна
Ша-ша-ша- мама моет малыша
Ар-ар-ар- кипит наш самовар
Усь-усь-усь- на лугу пасется гусь
Та-та-та- у нас в доме чистота.
Ребята, а вы любите играть? Я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру-соревнование, которая называется «Знатоки родного языка».
Хотите в нее поиграть?
А как вы думаете, кто такие знатоки? (Ответы детей.)
А что такое родной язык? (Ответы детей.)
Прежде чем начать игру выберите каждый картинку с изображением совы или книги. Это символы мудрости и знаний.
Ну вот, вы и разделились на команды. Сова мудрая, значит вы мудрецы, а книга, источник знаний, значит вы знатоки. (Дети садятся полукругом за столы)
А сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Каждая команда по очереди будут выполнять задания. Задания будут не простые, и давать их вам будут сказочные герои. В конце каждого задания вас будет оценивать жюри, за каждое правильное задание, команда получает звезду. В конце игры жюри подведёт итог нашего соревнования.
Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество звезд.
Начинаем нашу игру!
- Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой отправил вам задание, посмотрите на экран.
Дети: Карлсон.
Поиграем в игру «Задавалки». Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать, чья команда ответит на большее количество вопросов, получит звезду.
Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Какие бывают согласные звуки? (твёрдые - мягкие; глухие - звонкие).
Назовите первый и последний звук в слове «платок».
Сколько звуков в слове «кот»?
Назовите гласный звук в слове «мак».
Назовите все звуки в слове «соль».
Сколько звуков «к» в слове «кружка»?
Ведущий: Отвечаем быстро Игра « Много- один».
Окна- окно, стекла-… ,седла- … , крылья-… , перья-… , колеса-… , кольца-…, зерна-… , звенья-… .
Назовите последний звук во всех словах.
Дети: Звук О. Какой он? (Гласный).
Молодцы! Справились с заданием!
- Внимание команды! Внимательно послушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задания.
(Звучит звукозапись из мультфильма «Вини-Пух и все-все-все», голос Пятачка: «Кажется дождь начинается»)
Дети: «Пятачок».
Ведущий: Следующее задание от Пятачка.
Назови общим словом.
Зима, весна, лето, осень – времена года.
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье - дни недели.
Март, апрель, май – весенние месяцы.
Груша, яблоко, банан, персик – это фрукты.
Заяц, жираф, лиса, волк – это дикие животные.
Роза, астра, ромашка, тюльпан – цветы.
Кошка, собака, свинья, корова – домашние животные.
И наоборот: обобщающее понятие, а вы подбирают к нему три подходящих слова.
Домашние животные –
Одежда –
Растения –
Продукты питания –
Транспорт –
И с этим заданием справились! Молодцы!
- Ведущий достает из черного ящика туфельки.
Ведущий: Дети, что это?
Дети: Туфельки.
Ведущий: Кому они принадлежат?
Дети: Золушке.
Ведущий: Итак, следующее задание вам отправила Золушка.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Педагог называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.
1 команда 2 команда
Большой – маленький Мягкий – твердый
Жара – Холод Тяжелый – легкий
Светлый – темный Ложиться – вставать
Грязный – чистый Говорить – молчать
Добро – зло Широкий - узкий
Высокий - низкий Короткий - длинный
Быстрая – медленная Толстый- худой
Подниматься- спускаться Вверх- вниз
Чистый- грязный Мокрый – сухой
Вперёд-назад Проиграл – выиграл
Ведущий: С заданием справились, давайте немного отдохнем!
ФИЗМИНУТКА
Вот ученикам зарядка.
Выполняем по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Влево повернитесь,
Вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать
И спокойно подышать.
- Ведущий: Чтобы узнать, от кого следующее задание, послушайте загадку:
Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
Ну, отгадайте, как звали её?
- Красная шапочка.
Игра «Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ слова зачитывают капитаны)
Воспитатель: Задание: участникам команд нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в большое или маленькое.
Слова для команды «Мудрецы»
- Дом (домик, домище)
- Забор (заборчик, заборище)
- Гвоздь (гвоздик, гвоздище)
- Глаз (глазик, глазище)
- Пакет ( пакетик, пакетище)
- Зуб (зубик, зубище)
Слова для команды «Знатоки»
- Мороз (морозик, морозище)
- Комар (комарик, комарище)
- Сапог (сапожок, сапожище)
- Сугроб ( сугробик, сугробище)
- Хвост (хвостик, хвостище)
- Человек (человечек, человечище)
Физкультминутка
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
- ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать. (Приседания.)
А теперь рывки руками
- вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)
- Послушайте песню, и отгадайте от кого следующее задание. (водяной)
«Где спрятался звук?».
Дети определяют позицию звука «и» в словах:
Мудрецы: сани, иволга, помидор, нитки.
Определяют позицию звука «о» в словах:
Знатоки: волк, облако, метро, автобус.
- Ведущий: Отгадайте загадку и узнаете, кто из сказочных героев отправил следующее задание?
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
Дети: Буратино!
"Подбери слово": детям называют только первый слог, они должны придумать слово, начинающееся на него
- команда. 2 команда.
1. ма- 1. ли-
2. ры 2. зи-
3. ва- 3. си-
4. лу- 4. пи-
5. ро- 5 ки-
- Посмотрите на экран. Кто же из сказочных героев пользуется этим транспортом?
Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать… (Яга)
Задание «Помогите Бабушке Яге рассадить пассажиров по вагонам. Если в названии животного 1 слог, значит, он поедет в первом вагоне. Если 2 слога-во втором вагоне. Если 3 слога-в третьем вагоне»
Задание дается каждой команде. Вы сначала обсудите в команде, а кто - то один пойдет и рассадит пассажиров по вагонам. Здесь главное не скорость, а правильность.
«Вспомните правило: как можно определить количество слогов по наличию в слове гласных звуков»
(Знает каждый из учеников - Сколько гласных - столько и слогов.)
1-волк, слон, лев; 2-белка, лиса, заяц; 3-собака, корова, теленок.
- Угадайте, чей наряд мы видим на экране, тот и прислал нам следующее задание.
Летела стрела и попала в болото,
А в болоте поймал ее кто-то.
Она распростилась с зеленою кожей
И стала красивой и очень пригожей. (Царевна – лягушка.)
1 задание «Выберите схему предложения: Весной птицы вьют гнезда»
Команда получает звезду за правильный ответ (на листочке)
2 задание «Составить предложение по схеме» (по картине)
Команда получает звезду за правильный ответ.
- Ведущий: Вам сейчас будет показано видео. Внимание на экран! Последнее задание: «Видеосообщение от Царицы Русского языка». А, давайте похлопаем.
Царица Русского языка: Ребята, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями! А с моим заданием справитесь? Тогда отгадайте загадку:
Он могучий и великий,
Кучу делает открытий.
Им приятно изъясняться
И писать, и пообщаться.
Он дружить нам помогает
И на песни вдохновляет,
С ним любой вопрос решу –
Даже стих на нем пишу!
Говорить на нем привык –
Русский мой, родной…. (язык)
- Молодцы, вы ответили правильно и показали свои знания! Пройдет ещё немного времени, вы все пойдете в школу и обязательно попадёте в волшебную страну Знаний! Я вам благодарна за ваши знания и передаю подарки вам.
Ведущий: Ребята, на этом наша игра подошла к концу, все задания выполнены! Вы – большие молодцы! А пока жюри подводят итоги, мы с вами разомнемся!
«Логический поезд» - «Что из чего сделано?»
Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.
- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.
- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.
- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.
- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.
- Платье из шелка – шелковое платье.
- Мяч из резины – резиновый мяч.
- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.
- Шуба из меха – меховая шуба.
- Пюре из картофеля – картофельное пюре.
- Сок из земляники – земляничный сок.
- Сумка из кожи – кожаная сумка.
- Стена из камня - каменная стена.
Ведущий: Слово предоставляется жюри! (Объявляются победители, вручаются медали)
Рефлексия: Ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше? А какие - то задания было трудно выполнять? А вы бы хотели поиграть в нее еще?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поисково-исследовательская деятельность детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекции и развития средств родного языка
В статье раскрыто значение организации поисково- исследовательской деятельности дошкольников при проведении коррекционной работы с детьми с логозаключением ОНР, показаны особенности поиска и исследова...
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ РОДНОГО ЯЗЫКА
Дошкольники-прирождённые исследователи....
Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....
Сценарий праздника родного языка для старших дошкольников «О русский мой, родной язык»
Цель: Создать условия для познавательно-речевого развития...
Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка
Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...
Досуговое мероприятие по мордовскому (мокша) языку по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 6-7 лет «Тядянь – алянь кяльсь - народть ваймоц» («Родной язык – душа народа»)
Досуговое мероприятие по мордовскому (мокша) языку по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 6-7 лет...
Сценарий по речевому развитию" Знатоки родного языка"
Речевое развитие...