План по самообразованию воспитателя "Развитие речи детей при помощи использования новых пед. технологий"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
В современном обществе остро стоит проблема развития речи детей,именно поэтому я взяла план по самообразованию развитие речи детей при помощи новых педагогических технологий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2023-2024_.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
В
Дата начала работы над темой: 01.09.2023г.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2024г.
Цель работы:
Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.
Задачи:
-изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
-использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
-создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры)
Актуальность: Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Актуальность выбранной темы
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, игровые технологии, ИКТ.
Этапы реализации:
Этап, срок реализации | Содержание работы | Форма отчета |
1. Подготовительный | 1.Анкетирование родителей по данной теме. 2.Составление библиографии по теме самообразования. 3. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания. 4. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам: деятельности по речевому развитию дошкольников» Сентябрь Использование мнемотехники -Использование камешков «Марблс» -Использование Су-Джок терапии (массажные шарики) -Использование лэтбука -Использование «Волшебные кольца Луллия» -Использование здоровьесберегающих технологии -Использование элементов ТРИЗ – технологий -Использование LEGO- технологии -Использование технологии «Арт – терапия» 5.Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка развитию речи) | 1. Список библиографии. 2.Оформление папки по самообразованию. 3. Перспективный план работы с детьми в старшей группе. 4.Зона развития речи детей». |
2.Организационно-диагностический
|
| 1.Фото отчеты о проведенных мероприятиях. Консультации для родителей по данной теме; Консультации; Папки передвижки. |
3.Результативный-итоговый | 1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы. 2.Анкетирование родителей с целью выяснения результативности проведенной работы по теме самообразования 3.Диагностика детей на конец учебного года. 4. Самоанализ педагогической деятельности. 5. Обобщение и распространение педагогического опыта. | 1.Оформление папки по обобщению опыт; 2.Оформление уголка развития речи |
Методы и формы работы:
- беседы;
- игры;
- чтение художественной литературы;
- творческие задания;
- художественное творчество;
- трудовая деятельность;
- работа с родителями;
- -Консультация для воспитателей
- -Мастер класс для педагогов ДОУ.
- -Консультации для родителей.
- - Мастер класс для родителей
Предполагаемые итоги реализации:
Ожидаемые результаты для воспитателя:
совершенствование образовательного процесса;
активизация речевой деятельности дошкольников;
улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
Ожидаемые результаты для детей:
- умение владеть навыками выразительной речи;
- умение последовательно высказывать свои мысли при использовании игровых технологий.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2.Дать общую характеристику содержания понятия «речевое развитие»
3.Исследовать эффективность использования современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста.
4.Разработать презентацию «Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.»
5.Разработать картотеку современных игровых технологий для развития речи детей старшей группы.
Методическая работа:
- Выбор и определение темы самообразования
- Планирование работы по теме самообразования
- Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета,
- Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах
- Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции
- Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста
- Знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов
- Консультации со старшим воспитателем по выбранной теме
Перспективный план по самообразованию
Месяц | Название темы | Работа воспитателя | ||
работа с детьми | работа с родителями | |||
Сентябрь-Май | Изучение литературы по Теме: «Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста». | 1.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования. 2.Составление анкеты для родителей, подбор вопросов 3. Составить перспективный план работы по самообразованию. 4. Проведение диагностики детей в начале учебного года. 5.Анализ результатов диагностики. 6.Уточнить средства, методы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи детей | Знакомство с различными играми по развитию речи Презентация «современные игровые технологии в развитии речи детей.» | Вводная анкета для родителей Беседы с родителями о необходимости использование современных игровых технологий в развитии речи детей |
Сентябрь | Использование мнемотехники | 1.Изготовление мнемотаблиц. Подготовка и применение дидактического материала 2.Пополнить детскую библиотеку художественной литературой об устном творчестве. 3. Открытое занятие «Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
| 1.Составление описательного рассказа по картине «Сбор урожая» - мнемотаблицы 2. Игра "Чудесный мешочек" - «Обведи по точкам, узнай героя сказки» 3.Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц. 4. Речевая игра-фантазия «Если бы у меня были Сапоги-скороходы» - мнемотаблицы Цель: -развитие творческого воображения и речи-фантазии. - определение овощей и фруктов на ощупь | Совмесное оформление папок передвижек данной тематики |
Октябрь | Использование камешков «Марблс» | Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. Публикация на сайтах. | 1. «Недошитое платье» - камушки «Марблс» 2. Изготовление подарков для мам из шариков бумаги - камушки «Марблс» 3. «Моя любимая буква» - камушки «Марбсл». 4.»Гриб» камушки «Марблс»(украшение трафарета пуговицами и бусинами) Цель:- научить в умении выкладывание букв из различных материалов марблс, палочки, спички, пуговицы | Консультация «Нетрадиционные формы работы с детьми по речевому развитию» |
Ноябрь | Использование Су-Джок терапии (массажные шарики) | «Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка»- Мастер-класс для педагогов | 1.«Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок 2.Упражнение «Один-много» Су-Джок 3.Упражнение «Кручу - верчу» с использованием Су-Джок Цель: - развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность. | Мастер-класс для родителей «Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка» |
Декабрь | Использование лэтбука | Изготовление лэтбука «Речевичок» - Презентация на семинаре | 1.«Знакомство с волшебной книгой» 2. «Речевичок» 3. «Профессии» 4. «Времена года» Цель:ознакомление детей на занятиях по развитию речи с Лэпбуком по средствам игр, с помощью которых у детей будут закреплены умения составлять пересказы. | Изготовление Лэпбука по развитию речи «Речевичек» |
Январь | Использование «Волшебные кольца Луллия» | Разработать мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста» Мастер класс на педсовете | 1.«Зима». 2.«Зимующие птицы». 3.«Виды транспорта». 4. «Семья» Цель: -развитие познавательных интересов ребенка, расширение и активизация словаря. Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности. | Консультация для родителей «Правильная речь – залог успешного обучения в школе» |
Февраль | Использование здоровьесберегающих технологий | «Здоровьесберегающие технологии как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Разработать мастер класс для педагогов | 1.Зрительная гимнастика Игра с крупами (манка, перловка, бобовые, семена). 2. Логоритмика. 3. Сказкатерапия 4.Артикуляционная гимнастика Цель:-совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; Повышение резервов дыхательной системы. | Мастер-класс для родителей «Как правильно использовать здоровьесберегающие технологии для речевого развития» |
Март | Использование элементов ТРИЗ – технологий | «ТРИЗ – эффективное внедрение педагогической технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»-консультацию для педагогов Посещение педсоветов, семинаров, конференций | 1.«Волшебные Лего-сказки». 2. «Построй свою историю» 3. «Городские и сельские постройки» 4. «Безопасность» Стимулировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствовать воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развивать самостоятельность, способность решать любые задачи творчески. | Консультация для родителей «ТРИЗ – эффективная технология в речевом развитии детей дошкольного возраста» |
Апрель | Использование LEGO- технологии | посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и городского уровня | 1.«Волшебные Лего-сказки». 2. «Построй свою историю» 3. «Городские и сельские постройки» 4. «Безопасность» Стимулировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствовать воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развивать самостоятельность, способность решать любые задачи творчески. | Совместная деятельность детей и родителей - «Постройка из лего,» Семейный конкурс «Придумай загадку про свою постройку» |
Май | Использование технологии «Арт – терапия» | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете. | 1. Тестопластика. 2.Рисование телом. Развивать творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику. Использование художественного творчества. | Совместное творчество детей и родителей - «Арт – терапия» Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» Выставка фотоколлаж о проделанной работе. Родительское собрание |
Список литературы
1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.
2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методическое пособие.
3. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л. М. Граб
4. Шульгина Е.В., Третьяк Н.Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.
5. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.
6. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» - О.А. Шорохова.
7. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.
8. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.10.00
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершен...
План по самообразованию "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр упражнений"
План по самообразованию во 2 младшей группе...
План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».Обоснование выбранной темы:Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...
План по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» сентябрь 2022-май2023г
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоен...
План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Тема «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ...
План по самообразованию. Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...