План по самообразованию воспитателя "Развитие речи детей при помощи использования новых пед. технологий"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Рамазанова Юлия Владимировна

В современном обществе остро стоит проблема развития речи детей,именно поэтому я взяла план по самообразованию развитие речи детей при помощи новых педагогических технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2023-2024_.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

В

Дата начала работы над темой: 01.09.2023г.

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2024г.

Цель работы: 

Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.

Задачи:

-изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

-использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;

- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

-создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры)

Актуальность: Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

Актуальность выбранной темы

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, игровые технологии, ИКТ. 

Этапы реализации:

Этап, срок

реализации

Содержание работы

Форма отчета

1. Подготовительный

1.Анкетирование родителей по данной теме.

2.Составление библиографии по теме самообразования.

3. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.

4. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:

деятельности по речевому развитию дошкольников» Сентябрь

Использование мнемотехники

-Использование камешков «Марблс»

-Использование Су-Джок терапии (массажные шарики)

-Использование лэтбука

-Использование «Волшебные кольца Луллия»

-Использование здоровьесберегающих технологии

-Использование элементов ТРИЗ – технологий

-Использование LEGO- технологии

-Использование технологии «Арт – терапия»

5.Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка развитию речи)

1. Список библиографии.

2.Оформление папки по самообразованию.

3. Перспективный

план работы с детьми в старшей группе.

4.Зона развития речи детей».

2.Организационно-диагностический

 

  • Внедрение в работу подготовленного материала.
  • Практическое применение наработанных материалов с детьми старшей группы.
  • Промежуточная диагностика детей
  • по данной теме.
  • Реализация перспективного плана по теме самообразования в работе с детьми
  • Реализация перспективного плана по теме самообразования в работе с родителями.

1.Фото

отчеты о проведенных мероприятиях. Консультации для родителей по данной теме;

Консультации;

Папки передвижки.

3.Результативный-итоговый

1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.

2.Анкетирование родителей с целью выяснения результативности проведенной работы по теме самообразования

3.Диагностика детей на конец учебного года.

4. Самоанализ педагогической деятельности.

5. Обобщение и распространение

педагогического опыта.

1.Оформление папки по обобщению опыт;

2.Оформление уголка развития речи

Методы и формы работы:

  • беседы;
  • игры;
  • чтение художественной литературы;
  • творческие задания;
  • художественное творчество;
  • трудовая деятельность;
  • работа с родителями;
  • -Консультация для воспитателей
  • -Мастер класс для педагогов ДОУ.
  • -Консультации для родителей.
  • - Мастер класс для родителей

Предполагаемые итоги реализации:

Ожидаемые результаты для воспитателя:

совершенствование образовательного процесса;

активизация речевой деятельности дошкольников;

улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;

достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;

повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Ожидаемые результаты для детей:

- умение владеть навыками выразительной речи;

- умение последовательно высказывать свои мысли при использовании игровых технологий.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.Дать общую характеристику содержания понятия «речевое развитие»

3.Исследовать эффективность использования современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста.

4.Разработать презентацию «Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.»

5.Разработать картотеку современных игровых технологий для развития речи детей старшей группы.

Методическая работа:

  • Выбор и определение темы самообразования
  • Планирование работы по теме самообразования
  • Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета,
  • Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах
  • Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции
  • Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста
  • Знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов
  • Консультации со старшим воспитателем по выбранной теме

Перспективный план по самообразованию

Месяц

Название темы

Работа воспитателя

работа с детьми

работа с родителями

Сентябрь-Май

Изучение литературы по Теме: «Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста».

1.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

2.Составление анкеты для родителей, подбор вопросов

3. Составить перспективный план работы по самообразованию.

4. Проведение диагностики детей в начале учебного года.

5.Анализ результатов диагностики.

6.Уточнить средства, методы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи детей

Знакомство с различными играми по развитию речи

Презентация «современные игровые технологии в развитии речи детей.»

Вводная анкета для родителей

Беседы с родителями о необходимости использование современных игровых технологий в развитии речи детей

Сентябрь

Использование мнемотехники

1.Изготовление мнемотаблиц.

Подготовка и применение дидактического материала

2.Пополнить детскую библиотеку художественной литературой об устном творчестве.

3. Открытое занятие «Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»

        

1.Составление описательного рассказа по картине «Сбор урожая» - мнемотаблицы

2. Игра "Чудесный мешочек" - «Обведи по точкам, узнай героя сказки»

3.Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц.

4. Речевая игра-фантазия «Если бы у меня были Сапоги-скороходы» - мнемотаблицы

Цель: -развитие творческого воображения и речи-фантазии.

- определение овощей и фруктов на ощупь

Совмесное оформление папок передвижек данной тематики

Октябрь

Использование камешков «Марблс»

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Публикация на сайтах.

1. «Недошитое платье» - камушки «Марблс»

2. Изготовление подарков для мам из шариков бумаги - камушки «Марблс»

3. «Моя любимая буква» - камушки «Марбсл».

4.»Гриб» камушки «Марблс»(украшение трафарета пуговицами и бусинами)

Цель:- научить в умении выкладывание букв из различных материалов марблс, палочки, спички, пуговицы

Консультация «Нетрадиционные формы работы с детьми по речевому развитию»

Ноябрь

Использование Су-Джок терапии (массажные шарики)

«Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка»- Мастер-класс для педагогов

1.«Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок

2.Упражнение «Один-много» Су-Джок

3.Упражнение «Кручу - верчу» с использованием Су-Джок

Цель: - развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Мастер-класс для родителей «Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка»

Декабрь

Использование лэтбука

Изготовление лэтбука «Речевичок»        - Презентация на семинаре

1.«Знакомство с волшебной книгой»

2. «Речевичок»

3. «Профессии»

4. «Времена года»        Цель:ознакомление детей на занятиях по развитию речи с Лэпбуком по средствам игр, с помощью которых у детей будут закреплены умения составлять пересказы.

        Изготовление Лэпбука по развитию речи «Речевичек»

Январь

Использование 

«Волшебные кольца Луллия»

Разработать мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Мастер класс на педсовете

1.«Зима».

2.«Зимующие птицы».

3.«Виды транспорта».

4. «Семья»        

Цель: -развитие познавательных интересов ребенка,

расширение и активизация словаря. Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности.

Консультация для родителей «Правильная речь – залог успешного обучения в школе»        

Февраль

Использование здоровьесберегающих технологий

«Здоровьесберегающие технологии как средство речевого развития детей дошкольного возраста»        Разработать мастер класс для педагогов

1.Зрительная гимнастика Игра с крупами (манка, перловка, бобовые, семена).

2.  Логоритмика.

3. Сказкатерапия

4.Артикуляционная гимнастика        

Цель:-совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; Повышение резервов дыхательной системы.

Мастер-класс для родителей «Как правильно использовать здоровьесберегающие технологии для речевого развития»

Март

Использование элементов ТРИЗ – технологий

«ТРИЗ – эффективное внедрение педагогической технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»-консультацию для педагогов

Посещение педсоветов, семинаров, конференций

1.«Волшебные Лего-сказки».

2. «Построй свою историю»

3. «Городские и сельские постройки»

 4. «Безопасность»

Стимулировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствовать воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развивать самостоятельность, способность решать любые задачи творчески.

Консультация для родителей «ТРИЗ – эффективная технология в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Апрель

Использование LEGO- технологии

посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и городского уровня

1.«Волшебные Лего-сказки».

2. «Построй свою историю»

3. «Городские и сельские постройки»

 4. «Безопасность»

Стимулировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствовать воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развивать самостоятельность, способность решать любые задачи творчески.

Совместная деятельность детей и родителей - «Постройка из лего,»

Семейный конкурс «Придумай загадку про свою постройку»

Май

Использование технологии «Арт – терапия»

Отчёт о проделанной работе

 по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на

педсовете.

1. Тестопластика.

2.Рисование телом.

Развивать творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику. Использование художественного творчества.

Совместное творчество детей и родителей - «Арт – терапия»

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Выставка фотоколлаж о проделанной работе.

Родительское собрание

 

Список литературы

1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.

2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методическое пособие.

3. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л. М. Граб

4. Шульгина Е.В., Третьяк Н.Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.

5. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.

6. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» - О.А. Шорохова.

7. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.

8. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.10.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершен...

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».Обоснование выбранной темы:Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...

План по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» сентябрь 2022-май2023г

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоен...

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Тема «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ...

План по самообразованию. Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...