проект от русской печи до свч
проект по развитию речи (старшая группа)
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.
Как происходили изменения от русской печи до микроволновой я и хотела отразить в проекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ot_russkoy_pechi_do_svch_1_gruppa.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Дымок из трубы вылетает,
Как в древней далёкой Руси.
В России домов не бывает
Без русской добротной печи.
Изба без печи сиротеет.
Без неё нет в доме тепла.
Она словно символ России,
Была, есть и будет всегда.
Ни у одного народа не связано так много с печью, как у русского. История русской печи насчитывает не одну сотню лет. Несмотря на это русская печь успешно дожила до нашего времени, зачастую её можно встретить ещё во многих деревнях России. Любители старины и уюта не прочь иметь такую печь и в загородных домах и дачах. Откуда такая популярность? В какой -то степени русская печь является символом России и является целым явлением славянской культуры, олицетворением русского духа.
Как много новых технологий,
К нам с новым веком в дом пришло.
Забудем, как в печи готовили похлёбку,
И вкусные пекли мы калачи.
Наше время - время технологий. Многие вещи вместо нас делает техника.
В последнее время многие приобретают для домашнего использования микроволновые печи, её можно встретить практически на каждой кухне. К неё уже настолько сильно привыкли, что в случае её отсутствия, возникает вопрос о том, как именно разморозить продукты или подогреть пищу.
Достижения научно - технического прогресса несут удобство и благо. Сегодня мы не мыслим свою жизнь без многих технических средств, ставших уже привычными и такими необходимыми.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.
Как происходили изменения от русской печи до микроволновой мы и хотели отразить в нашем проекте.
Цель: Формирование основ начального инженерно - технического мышления через историю предметов.
Задачи:
1. Познакомить детей с приборами бытовой техники (микроволновая печь).
2.Познакомить детей с русской печью, как символом русского быта.
3.Формировать у детей позитивные установки к конструктивно - модельному творчеству, готовность к совместной деятельности со сверстниками.
4.Расширить словарный запас детей, активизировать речевую деятельность детей.
Сроки реализации: с 23 .10. 2023 - 3.11.2023г.г.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: дети 5 - 7 лет, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- познавательное; социально коммуникативное;
- художественно - эстетическое развитие.
Интеграция видов деятельности:
- познавательная,
- двигательная,
- продуктивная.
Ожидаемый результат проекта:
Дети узнают, что русская печь была не только сердцем и душой дома, но и основой всей жизни русского человека. Ребята будут иметь представление о современной бытовой технике и осознают её значимость в современной жизни людей. У детей обогатиться словарный запас детей. Привлечение родителей в процесс
Этапы работы над проектом:
1 этап: подготовительный (накопление знаний).
2 этап: основной (совместная деятельность детей, родителей, воспитателей).
3 этап: заключительный (результат).
Подготовительный этап:
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и задач.
- Подбор материала по теме проекта.
- Экскурсия в Музей советского района «Левые Чёмы».
- Экскурсия в библиотеку А.Л. Барто.
- Экскурсия в мини музей «Русская изба»
- Составление плана основного этапа проекта.
- Создание развивающей среды.
- Подбор литературы.
- Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала.
- Привлечение родителей к работе над проектом" От печки до микроволновки".
Материально техническое оснащение проекта:
- Мини – музей «Русская изба» представляет собой воспроизведение жилого деревенского помещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства;
- Экспонаты музея «Кухонные принадлежности»;
- Мини макет Русская изба;
- Телевизор для просмотра мультфильмов и презентаций по теме;
- Д/и «Было стало», «На что похоже», «Скажи ласково», «Посчитай предметы быта»;
- Коллекция сказок (Колобок, Жихарка, Гуси –Лебеди, Каша из топора, Емеля, Царевна –Лягушка, «Сивко - Бурко», «Баба Яга»)
- Иллюстрации «Печка как герой сказок», «Устройство русской печи», «Предметы русского быта»
- Атрибуты для сюжетно ролевой игры;
- Краски, кисти, бумага, клей, цветная бумага, пластилин для художественно эстетического развития;
- Конструктор из фанеры, конструктор деревянные кубики, конструктор Лего крупные детали и конструктор Лего мелкие детали.
Основной этап:
День недели | Интеграция образовательных областей | Совместная образовательная деятельность в режимных моментах |
Понедельник 23. | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие» | Познавательная беседа «Русская печь» Просмотр видео «Русская печь в доме» Д/и «Расскажи сказку по картинкам» С/р игра «Мы готовим пироги» Пальчиковая игра «Избушка» Подвижные игры «Печь и дрова» Познакомить с новой русской народной игрой |
Вторник 24.10 | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие» | Познавательная беседа «СВЧ» Д/и «Назови ласково» Д/и «Посчитай предметы быта» Настольно печатная игра «По дорогам сказок» Конструктор из настоящих кирпичиков «Печка» Подвижная игра «Бабка Ёжка» |
Среда 25.10 | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно эстетическое развитие» | Беседа «Русская печка как персонаж сказок» Беседа «Щи да каша — пища наша» (познакомить с традициями в русской кухне, предметами кухонной утвари) Чтение русской народной сказки «Жихарка». Д/и «Кто больше назовет?» Цель: закрепить названия сказок где была русская печь. С/р игра «Приготовим угощенье всем на удивление» (формировать игровые умения детей; учить объединять несколько действий в единый сюжет; развивать диалогическую речь) Лепка из пластилина «Русская печь» |
Четверг 26.10 | «Познавательное развитие»
«Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие» | Крылатая мудрость - образ печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках. Загадки о предметах быта (закреплять знания детей о предметах быта; развивать любознательность к окружающему; развивать мышление и внимание детей) Разучивание пословиц, поговорок Чтение стихотворения «Русская печь» В. Понаморева Д/игра «Найди такой же». Конструкторская деятельность «Русская печка из лего конструктора» Подвижная игра «У Маланьи у старушки» |
Пятница 27.10 | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно эстетическое развитие» «Физическое развитие» | Познавательная беседа «Профессия инженер» Чтение русской народной сказки «Гуси Лебеди». Д/ и «Вопрос – ответ» Цель игры: познакомить с предметами старинного русского быта. Конструирование «Моё изобретение из лего» Аппликация «Русская печь» Цели: Расширить представления детей русской печи. Продолжать учить детей вырезать по контуру изображения из бумаги и наклеивать по инструкции. Физкультминутки «Мы шагаем по площадке» |
Понедельник 30.10 | «Познавательное развитие»
«Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно эстетическое развитие» | Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка». Просмотр мультфильма Фиксики «СВЧ» Д/и «Назови части предмета» Учить называть части предмета. Развивать словарь. Дидактическая игра "Топим печь". «Микроволновая печь» лепка из пластилина Задание на дом изготовление поделки «Если бы я был инженером» |
Вторник 31.10 | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие» | Чтение русской народной сказки «По щучьему велению». Просмотр мультфильма «Домовёнок Кузя» Чтение пословиц поговорок по теме проекта. Загадки про бытовую технику. Д/И «Найди названный предмет» Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта. Конструктор «Мебель для избушки» (печь, стол, скамья)
Подвижная игра «Дедушка Мазай» |
Среда 1.11 | «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно эстетическое развитие» «Физическое развитие» | Чтение русской народной сказки «Сивка-Бурка», Конструирование печки из фанеры по фото инструкции. Рисование на тему «Русская печка» Цели: Учить детей рисовать печь, украшать её узором Физкультминутки «Мы шагаем по площадке» Подвижная игра «Ложки» |
Четверг 2.11 | «Познавательное развитие» «Художественно эстетическое развитие» «Физическое развитие» | Викторина по русским народным сказкам. Раскрашивание раскрасок с героями сказок. Подвижная игра «Жмурки» |
Пятница 3.11 | «Познавательное развитие» «Художественно эстетическое развитие» «Физическое развитие» | Беседа «Что мы узнали нового» Чтение сказки «Каша из топора» Дидактические игры «Разрезные картинка (печка, свч, плита.)» Изготовление коллажа «Наши маленькие инженеры» Рече двигательная игра «Печка ты печка»
|
Заключительный этап (результат).
- Изготовление коллажа «Наши маленькие инженеры»
- Оформление выставки поделок «От русской печи до микроволновки»
- Викторина «Путешествие по русским народным сказкам»
- Создание инженерного журнала «Русская печь из лего конструктора»
- Дети узнали, что русская печь была не только сердцем и душой дома, но и основой всей жизни русского человека.
- Ребята имеют представление о современной бытовой технике и осознают её значимость в современной жизни людей.
- У детей пополнился словарный запас, дети научились конструировать по схеме из различных конструкторов макеты русской печи и СВЧ.
Список использованных источников и литературы
- Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. - М., 2002
- Даль В.И. Пословицы русского народа. – Москва, 1997.
- О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
- 1. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.
- Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2007– 128 с
- Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь Солнечный круг/СПб.:Детство-пресс, 2004. 112с.
- Мир русской деревниМ., 1999 «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение», 1990., «Красна изба», С.-П.,2000 ,
- «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».- 5-е изд. – М.; Просвещение, 2006.
- Народные русские сказки в обработке А.Н.Афанасьева, Москва, 1982.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - Москва, 1990.
- Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Забавы вокруг русской печи
Познавательно- игровой проект по устному народному творчеству для детей раннего возраста "Забавы вокруг русской печи"...
Русская изба. Русская печь.
При знакомстве детей с предметами русской избы оченьпригодился данный материал....
Русская изба. Русская печь.
Данный материал пригодится при знакомстве дошкольников с предметами русской избы, русской печи....
Проект "Русская печь - всему дому кормилица."
Данный проект направлен на воспитание духовно - нравственных ценностей дошкольников путём к истокам народной культуры и быта через формирование представлений о русской печи....
Проект "Русская печь"
Приобщение детей к истокам русской культуры и быта через формирование представления о русской печи, развитие познавательных интересов и творческих способностей....
Инженерная книга проекта: «Русская печь: прошлое и настоящее»
Данный проект позволит удовлетворить потребность дошкольников - поделиться личным опытом; даст возможность педагогам сформировать навыки технического творчества у детей; родители дошкольников см...
Проект "Русская печь"
В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Назрела необходимость качественных изменений в деятель...