Проект "Русская печь"
проект по окружающему миру (старшая группа)

В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Назрела необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Одной из задач стоящей перед нами, педагогами дошкольного образования, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Необходимость приобщения молодого поколения к национальным традициям трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, так же творит традиции будущего».

В связи с этим особую актуальность проекта приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_pech.docx973.18 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение города Новосибирска «Детский сад № 303»

Краткосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию

в старшей группе

«Русская печь»

IMG_256

Авторы: воспитатели группы № 15

Ангелова Н.В., Мисникова О.В.

2022 г.

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги).
  • по целевой установке – познавательный 
  • Вид проекта – познавательно-творческий.

Возраст детей: 5-6 лет.

Участники реализации проекта

Педагоги: Ангелова Н.В., Мисникова О.В.

Воспитанники: дети старшей  группы

Родители: старшей группы

Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя)

Актуальность: В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Назрела необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Одной из задач стоящей перед нами, педагогами дошкольного образования, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Необходимость приобщения молодого поколения к национальным традициям трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, так же творит традиции будущего».

В связи с этим особую актуальность проекта приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры.

Цель: Воспитывать духовно-нравственные ценности дошкольников путем приобщения к истокам народной культуры и быта через формирование представлений о русской печи.

Задачи:

Образовательные:

1. Создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению воспитанников ДОУ к народной культуре;

2. Познакомить воспитанников с русской печью, как символом русского быта;

3. Познакомить детей со строением печи, её устройством и назначением частей;

4. Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами (сказки, пословицы, частушки, поговорки);

5. Расширить словарный запас воспитанников (подпечек, заслонка, кочерга, лежанка, ухват, чугунок, кринка);

6. Расширить представление о народных традициях, обычаях;

Развивающие:

Развивать творческие способности воспитанников;

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к народным традициям и обычаям.

Ожидаемые результаты по проекту:

Пополнить знания детей о культуре и быте предков

- Расширить знания детей об использовании печи, познакомились с предметами печной утвари.

- Прочитать сказки, пословицы, поговорки, в содержании которых использовалась или есть печь, научить детей анализировать произведения

Ожидаемый продукт:

- Макеты печей

- Картотека пословиц о русской печке

Этапы проекта

Подготовительный

Выдвижение целей

1. Разработка плана работы по проекту.

2. Разработка и накопление методических материалов.

3. Подбор художественной литературы и иллюстраций.

4. Разработка конспектов.

5. Подбор подвижных игр.

6. Подбор тем бесед с воспитанниками.

7. Изготовление макета печи.

Ознакомление с темой

Деятельностный

Осуществление проекта

Беседы, чтение худ. литературы, д.и., конструктивная деятельность и т.д.

Участие в проекте

Завершающий

Проведение досуга «Посиделки у печки»

Содержание проекта

Подвижная игра

«Бабка – Ёжка»

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу

Настольно – печатная игра

«По дорогам сказок»

Закрепить знание сказок через игру

Чтение русской народной сказки

«Жихарка»

Расширить знания детей о русской избе, деревянной мебели и посуде

Чтение пословиц про русскую печь

Познакомить с пословицами о русской печи

Беседа «Печка»

Знакомство детей с традициями строительства «печи»

иллюстрации

Просмотр мультфильма

«Домовенок Кузя»

Воспитывать интерес к объектам ближайшего окружения

Сюжетно-ролевая игра «Мы готовим пироги»

Познакомить детей с бытом хозяек

Макет печи, детская посуда, фартук и т.д.

Привлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс

Чтение сказки «Гуси - лебеди»

Формировать у детей любовь к сказкам, в которых воплощены традиции русского народного творчества

Конструктивная игра

«Русская изба»

Закрепить у детей знание обустройства русской избы

Игра с сюжетными картинками. (индивидуальная работа)

«Расскажи сказку по картинкам»

Развивать у детей связную речь через знание сказок

Познакомить детей с росписями русской печи

Отгадывание загадок

«Русская печь»

Продолжать знакомить детей с бытом русского народа

(Сборник загадок)

Рассматривание

«Старинные предметы домашнего быта».

Познакомить детей с предметами быта (чугунок, ухват, и т.д)

Слушание песни о русской печке

Приобщать к музыкальному искусству через русское народное творчество

(аудиозапись)

Проведение досуга «Посиделки у печки»

социально-коммуникативная

Сюжетно ролевые игры: «Мы готовим пироги»

познавательная

Беседы:

«Русская печь», «Печка», «Печи разных народов»,

Досуг

«Посиделки у печки»

речевая

Чтение художественной литературы:

«Гуси – лебеди», стихотворение «Русская печь» В.Понаморев, «Жихарка», пословицы, загадки

художественно-эстетическая

Рисование «Русская печь», «Роспись на печи»

Конструирование «Чудо печка», «Русская изба»

Музыка «Песня о печке»

физическая

Подвижные игры:

«Бабка - Ёжка», «Печь и дрова», «Баба – Яга»

формы взаимодействия с родителями

Консультации:

«Приобщение детей к истокам русской культуры?»

Заключение

В рамках проекта «Русская печь» в группе был создан макет «Русская печь», в котором был воссоздан уголок русской избы с русской печкой и предметами русского быта. Были пополнены знания детей о культуре и быте предков. Ребята смогли прикоснуться к наследию прошлого русского народа.

Ребята узнали что, русская печь была не только сердцем и душой дома, но и основой всей жизни русского человека. Без неё жизнь людей в прошлом была невозможна. Мы познакомились с устройством русской печи, узнали, какой должна быть настоящая русская печь, расширили свои знания об использовании печи, познакомились с предметами печной утвари.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пословицы про печку

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Что есть в печи, все на стол мечи.

Счастье придет — и на печи найдет.

Словно с печи свалился.

Сижу у печи да слушаю людские речи.

С лица не воду пить, умела бы пироги печь.

Сиди на печи да гложи кирпичи.

У холодной печи не согреешься.

Мала печка, да тепленька.

Свое добро — хоть в печь, хоть в коробейку.

Сам семи печей хлебы едал.

Сам на печке, нос в горшочке, а язык на речке.

Сажает в печь хлебы, как пышки, а вынимает, как крышки.

Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть.

Лежебока хочет есть, да не хочет с печи слезть.

Иного хлебом не корми, только с печи не гони.

С печи сыт не будешь.

С печки до порога дальняя дорога.

С глупою речью сиди за печью.

Хорошо на печи пахать, да заворачивать трудно.

Добра та речь, что в избе есть печь.

Как не мечи, а лучше на печи.

Кто толчёт, тот и хлеб печёт.

 Конспект НОД «Русская печь» в старшей группе с использованием ИКТ

НОД «Русская печь» в средней группе с использованием ИКТ

Цель: ознакомление с особенностями русской печи

Задачи:

Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа;

Формировать представления о печи и предметах русского быта в избе;

Продолжать знакомить детей с культурой быта русского народа;

Обогащать словарный запас детей.

Ход:

-Посмотрите, что изображено на слайде? А посмотрите, что стоит на крыше избы? К чему ведет эта труба, как вы думаете?

-А вот вам подсказка: Что из угла в угол в доме не переставишь (Печь)

-А как вы поняли, что это печь?

Показ слайда

-Да, дети, вы совершенно правы - это русская печь. Только она Руси делали её вот такой большой, она занимала почти половину избы. И люди радовались, что такая она большая, потому что печь и напоит, и накормит, и обогреет, и вылечит. В народе говорили«Без печи и изба не изба!»«Мала печенька, да тёпленькая». А почему она тёпленькая? (Её топили дровами.) Да, дети, печь топили дровами, и она обогревала всю избу. А делается печь из кирпичей, значит она какая? (Кирпичная)

Это у нас один кирпич, а чтобы сложить печь надо много таких кирпичей, каждый кирпичик отдаёт своё тепло. Печь складывали из кирпичей и обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь – печник, пользовался почётом и уважением. Прошло уже столько времени, а печкой до сих пор пользуются люди. А кто из вас видел печь? А где?

-Как вы думаете, почему говорили, что печь обогреет?

А как печь накормит?

Почему говорили, что печь вылечит?

-Раньше на печи парились. Знаете как? Вот заболеет человек, простынет или кости заболят, что же делать? Натопят печь, остынет печь слегка, залезали на печку, а там жарко, обливали горячие камни водой,  и пар идти начинает, поэтому и говорили "париться", потому что пара было много. Напарятся на печи, отдохнут. И все болезни уходили. Поэтому и говорят, что печь вылечит.

Физминутка

Будем печку класть с тобой (Имитация движений)

Раз кирпичик, два другой.

И построили мы печь(Руки вперед)

Воот такую, выше плеч (руки вверх, показывая высоту)

слайд

Печь в доме была самой важной, поэтому ее очень любили и украшали разными рисунками. И каждый старался сделать свою печь самой необыкновенной и красивой!

С печью связана вся жизнь русского народа и поэтому люди говорили, что печь волшебная. И очень часто печь встречается в русских народных сказках.

-Давайте попробуем отгадать названия сказок, в которых была печь.

-Готовы? Тогда смотрим на слайд

Как помогает печь Машеньке(Она прячет Машеньку от гусей – лебедей)

А это из какой сказки картина? (Дети рассказывают про Емелю.)

А это какая сказка? (Маша печёт пироги для бабушки и дедушки)

Посмотрите на эту картинку, что вам здесь знакомо? (Бабушка печёт колобок)

А как помогает печь героям этой сказки(Под печкой спрятался козлёнок от волка)

IMG_1401

Детско-родительские проекты

IMG_256

IMG_256

IMG_256


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавтельное занятие в разделе "Рубёнок и окружающий мир" для детей старшей группы "Горячие пироги из русской печи"

На занятие дети работают с дрожжевым тестом, сами готовят пироги с повидлом, после чего мл. воспитатель уносит пироги на кухню и ставит их в духовку. Вечером дети угощают своих родителей пирогами собс...

Фольклорное занятие: "Хочешь есть калачи не - сиди на печи"

Данное занятие проводилось в рамках ознакомления дошкольников с русским народным творчеством, по приоритетному направлению нашего дошкольного учреждения. Дети знакомились с народными традициями, трудо...

ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ. ПЕЧЕМ ЖАВОРОНКИ

Мастер - класс для родителей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по формированию целостной картины мира. " Хочешь есть калачи, не сиди на печи."

Закрепляются знания детей о хлебе как одном из величайших богатств земли. Расширяются представления о роли труда в жизни человека....

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе по теме:«МЫ ПЕЧЕМ ТОРТИКИ ИЗ ПЕСКА»

Экспериментирование, как наиболее плодотворная форма приобретения опыта при знакомстве с неживой природой. Познакомить детей со свойствами песка и способов лепки, умение делать самостоятельные выводы....

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию (печать ладошкой и печать пальчиками) в старшей группе "Осьминожки"

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе "Осьминожки"...

Нетрадиционные техники рисования (оттиск листьями, пробкой; печать фигурами из пенопласта, кожуры цитрусовых; тычек ватными палочками; печать луком).

Спомощью листьев, подручных предметов, можно изобразить растения более натуральными. Ребенку начинающему рисовать в дошкольном возрасте с трудом дается изображение предметов. Нетрадициооные техн...