Проект "Русская печь"
проект по окружающему миру (старшая группа)
В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Назрела необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Одной из задач стоящей перед нами, педагогами дошкольного образования, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Необходимость приобщения молодого поколения к национальным традициям трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, так же творит традиции будущего».
В связи с этим особую актуальность проекта приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_pech.docx | 973.18 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 303»
Краткосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию
в старшей группе
«Русская печь»
Авторы: воспитатели группы № 15
Ангелова Н.В., Мисникова О.В.
2022 г.
Информационная характеристика проекта:
Тип проекта:
- по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги).
- по целевой установке – познавательный
- Вид проекта – познавательно-творческий.
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники реализации проекта
Педагоги: Ангелова Н.В., Мисникова О.В.
Воспитанники: дети старшей группы
Родители: старшей группы
Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя)
Актуальность: В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Назрела необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Одной из задач стоящей перед нами, педагогами дошкольного образования, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Необходимость приобщения молодого поколения к национальным традициям трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, так же творит традиции будущего».
В связи с этим особую актуальность проекта приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры.
Цель: Воспитывать духовно-нравственные ценности дошкольников путем приобщения к истокам народной культуры и быта через формирование представлений о русской печи.
Задачи:
Образовательные:
1. Создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению воспитанников ДОУ к народной культуре;
2. Познакомить воспитанников с русской печью, как символом русского быта;
3. Познакомить детей со строением печи, её устройством и назначением частей;
4. Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами (сказки, пословицы, частушки, поговорки);
5. Расширить словарный запас воспитанников (подпечек, заслонка, кочерга, лежанка, ухват, чугунок, кринка);
6. Расширить представление о народных традициях, обычаях;
Развивающие:
Развивать творческие способности воспитанников;
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народным традициям и обычаям.
Ожидаемые результаты по проекту:
- Пополнить знания детей о культуре и быте предков
- Расширить знания детей об использовании печи, познакомились с предметами печной утвари.
- Прочитать сказки, пословицы, поговорки, в содержании которых использовалась или есть печь, научить детей анализировать произведения
Ожидаемый продукт:
- Макеты печей
- Картотека пословиц о русской печке
Этапы проекта
Подготовительный
Выдвижение целей
1. Разработка плана работы по проекту.
2. Разработка и накопление методических материалов.
3. Подбор художественной литературы и иллюстраций.
4. Разработка конспектов.
5. Подбор подвижных игр.
6. Подбор тем бесед с воспитанниками.
7. Изготовление макета печи.
Ознакомление с темой
Деятельностный
Осуществление проекта
Беседы, чтение худ. литературы, д.и., конструктивная деятельность и т.д.
Участие в проекте
Завершающий
Проведение досуга «Посиделки у печки»
Содержание проекта
Подвижная игра
«Бабка – Ёжка»
Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу
Настольно – печатная игра
«По дорогам сказок»
Закрепить знание сказок через игру
Чтение русской народной сказки
«Жихарка»
Расширить знания детей о русской избе, деревянной мебели и посуде
Чтение пословиц про русскую печь
Познакомить с пословицами о русской печи
Беседа «Печка»
Знакомство детей с традициями строительства «печи»
иллюстрации
Просмотр мультфильма
«Домовенок Кузя»
Воспитывать интерес к объектам ближайшего окружения
Сюжетно-ролевая игра «Мы готовим пироги»
Познакомить детей с бытом хозяек
Макет печи, детская посуда, фартук и т.д.
Привлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс
Чтение сказки «Гуси - лебеди»
Формировать у детей любовь к сказкам, в которых воплощены традиции русского народного творчества
Конструктивная игра
«Русская изба»
Закрепить у детей знание обустройства русской избы
Игра с сюжетными картинками. (индивидуальная работа)
«Расскажи сказку по картинкам»
Развивать у детей связную речь через знание сказок
Познакомить детей с росписями русской печи
Отгадывание загадок
«Русская печь»
Продолжать знакомить детей с бытом русского народа
(Сборник загадок)
Рассматривание
«Старинные предметы домашнего быта».
Познакомить детей с предметами быта (чугунок, ухват, и т.д)
Слушание песни о русской печке
Приобщать к музыкальному искусству через русское народное творчество
(аудиозапись)
Проведение досуга «Посиделки у печки»
социально-коммуникативная
Сюжетно ролевые игры: «Мы готовим пироги»
познавательная
Беседы:
«Русская печь», «Печка», «Печи разных народов»,
Досуг
«Посиделки у печки»
речевая
Чтение художественной литературы:
«Гуси – лебеди», стихотворение «Русская печь» В.Понаморев, «Жихарка», пословицы, загадки
художественно-эстетическая
Рисование «Русская печь», «Роспись на печи»
Конструирование «Чудо печка», «Русская изба»
Музыка «Песня о печке»
физическая
Подвижные игры:
«Бабка - Ёжка», «Печь и дрова», «Баба – Яга»
формы взаимодействия с родителями
Консультации:
«Приобщение детей к истокам русской культуры?»
Заключение
В рамках проекта «Русская печь» в группе был создан макет «Русская печь», в котором был воссоздан уголок русской избы с русской печкой и предметами русского быта. Были пополнены знания детей о культуре и быте предков. Ребята смогли прикоснуться к наследию прошлого русского народа.
Ребята узнали что, русская печь была не только сердцем и душой дома, но и основой всей жизни русского человека. Без неё жизнь людей в прошлом была невозможна. Мы познакомились с устройством русской печи, узнали, какой должна быть настоящая русская печь, расширили свои знания об использовании печи, познакомились с предметами печной утвари.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пословицы про печку
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Что есть в печи, все на стол мечи.
Счастье придет — и на печи найдет.
Словно с печи свалился.
Сижу у печи да слушаю людские речи.
С лица не воду пить, умела бы пироги печь.
Сиди на печи да гложи кирпичи.
У холодной печи не согреешься.
Мала печка, да тепленька.
Свое добро — хоть в печь, хоть в коробейку.
Сам семи печей хлебы едал.
Сам на печке, нос в горшочке, а язык на речке.
Сажает в печь хлебы, как пышки, а вынимает, как крышки.
Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть.
Лежебока хочет есть, да не хочет с печи слезть.
Иного хлебом не корми, только с печи не гони.
С печи сыт не будешь.
С печки до порога дальняя дорога.
С глупою речью сиди за печью.
Хорошо на печи пахать, да заворачивать трудно.
Добра та речь, что в избе есть печь.
Как не мечи, а лучше на печи.
Кто толчёт, тот и хлеб печёт.
Конспект НОД «Русская печь» в старшей группе с использованием ИКТ
НОД «Русская печь» в средней группе с использованием ИКТ
Цель: ознакомление с особенностями русской печи
Задачи:
Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа;
Формировать представления о печи и предметах русского быта в избе;
Продолжать знакомить детей с культурой быта русского народа;
Обогащать словарный запас детей.
Ход:
-Посмотрите, что изображено на слайде? А посмотрите, что стоит на крыше избы? К чему ведет эта труба, как вы думаете?
-А вот вам подсказка: Что из угла в угол в доме не переставишь (Печь)
-А как вы поняли, что это печь?
Показ слайда
-Да, дети, вы совершенно правы - это русская печь. Только она Руси делали её вот такой большой, она занимала почти половину избы. И люди радовались, что такая она большая, потому что печь и напоит, и накормит, и обогреет, и вылечит. В народе говорили: «Без печи и изба не изба!», «Мала печенька, да тёпленькая». А почему она тёпленькая? (Её топили дровами.) Да, дети, печь топили дровами, и она обогревала всю избу. А делается печь из кирпичей, значит она какая? (Кирпичная)
Это у нас один кирпич, а чтобы сложить печь надо много таких кирпичей, каждый кирпичик отдаёт своё тепло. Печь складывали из кирпичей и обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь – печник, пользовался почётом и уважением. Прошло уже столько времени, а печкой до сих пор пользуются люди. А кто из вас видел печь? А где?
-Как вы думаете, почему говорили, что печь обогреет?
А как печь накормит?
Почему говорили, что печь вылечит?
-Раньше на печи парились. Знаете как? Вот заболеет человек, простынет или кости заболят, что же делать? Натопят печь, остынет печь слегка, залезали на печку, а там жарко, обливали горячие камни водой, и пар идти начинает, поэтому и говорили "париться", потому что пара было много. Напарятся на печи, отдохнут. И все болезни уходили. Поэтому и говорят, что печь вылечит.
Физминутка
Будем печку класть с тобой (Имитация движений)
Раз кирпичик, два другой.
И построили мы печь, (Руки вперед)
Воот такую, выше плеч (руки вверх, показывая высоту)
слайд
Печь в доме была самой важной, поэтому ее очень любили и украшали разными рисунками. И каждый старался сделать свою печь самой необыкновенной и красивой!
С печью связана вся жизнь русского народа и поэтому люди говорили, что печь волшебная. И очень часто печь встречается в русских народных сказках.
-Давайте попробуем отгадать названия сказок, в которых была печь.
-Готовы? Тогда смотрим на слайд
Как помогает печь Машеньке? (Она прячет Машеньку от гусей – лебедей)
А это из какой сказки картина? (Дети рассказывают про Емелю.)
А это какая сказка? (Маша печёт пироги для бабушки и дедушки)
Посмотрите на эту картинку, что вам здесь знакомо? (Бабушка печёт колобок)
А как помогает печь героям этой сказки? (Под печкой спрятался козлёнок от волка)
Детско-родительские проекты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавтельное занятие в разделе "Рубёнок и окружающий мир" для детей старшей группы "Горячие пироги из русской печи"
На занятие дети работают с дрожжевым тестом, сами готовят пироги с повидлом, после чего мл. воспитатель уносит пироги на кухню и ставит их в духовку. Вечером дети угощают своих родителей пирогами собс...
Фольклорное занятие: "Хочешь есть калачи не - сиди на печи"
Данное занятие проводилось в рамках ознакомления дошкольников с русским народным творчеством, по приоритетному направлению нашего дошкольного учреждения. Дети знакомились с народными традициями, трудо...
ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ. ПЕЧЕМ ЖАВОРОНКИ
Мастер - класс для родителей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по формированию целостной картины мира. " Хочешь есть калачи, не сиди на печи."
Закрепляются знания детей о хлебе как одном из величайших богатств земли. Расширяются представления о роли труда в жизни человека....
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе по теме:«МЫ ПЕЧЕМ ТОРТИКИ ИЗ ПЕСКА»
Экспериментирование, как наиболее плодотворная форма приобретения опыта при знакомстве с неживой природой. Познакомить детей со свойствами песка и способов лепки, умение делать самостоятельные выводы....
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию (печать ладошкой и печать пальчиками) в старшей группе "Осьминожки"
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе "Осьминожки"...
Нетрадиционные техники рисования (оттиск листьями, пробкой; печать фигурами из пенопласта, кожуры цитрусовых; тычек ватными палочками; печать луком).
Спомощью листьев, подручных предметов, можно изобразить растения более натуральными. Ребенку начинающему рисовать в дошкольном возрасте с трудом дается изображение предметов. Нетрадициооные техн...