Проект Забавы вокруг русской печи
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Познавательно- игровой проект по устному народному творчеству для детей раннего возраста "Забавы вокруг русской печи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zabavy_vokrug_russkoy_pechi.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Забавы вокруг русской печки»
1 младшей группы №2 Скляровой О.В.
Вид проекта: Познавательно- игровой.
Цель проекта: Знакомство с бытом и фольклором русского народа.
Задачи проекта.
1.Знакомить детей с элементами русского быта
* самовар, чугунок
* расписные деревянные ложки
*одежда – сарафаны, кокошники.
2.Воспитывать любовь к родному языку.
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Форма проведения: занятия, самостоятельная деятельность детей, элементы игры драматизации, интегрированное занятие.
1 этап - подготовительный
1.Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
2.Работа воспитателя: подобрать предметы и вещи русской старины, подобрать художественную литературу, потешки, картинки, иллюстрации.
3.Задания для родителей. Приготовить костюмы для занятия
* сарафаны
* кокошники
*рубашки – косоворотки
* картузы.
Для мини- музея подобрать предметы русской старины.
2 этап
1Беседа с детьми о предметах русского быта
2.Занятие: «В гостях у Насти»
3.Занятие «. Фока воду кипятит и как зеркало блестит»
3этап - обобщение результатов
1.Сотрудничество с родителями - фотовыставка
2.Интегрированное занятие: «Сорока- ворона»
3.Мини-музей - предметы и вещи русской
старины.
Тематическое планирование работы по проекту: «Забавы вокруг русской печки» в 1 младшей группе №3 Скляровой О.В.
Тема занятия | Цель | Содержание | Материалы |
1.Беседа о предметах русского быта. | Знакомить детей с предметами русской старины. Обогащать словарь детей названиями предметов деревенского быта (самовар, расписные деревянные ложки), | Самовар, расписные деревянные ложки, | |
2.Занятие: «В гостях у Насти» | Знакомить детей с русским костюмом (сарафаном). Учить детей видеть красоту в окружающем. | Рассматривание предметов русского быта. Рассказывание сказки о девочке Василисе. | Большая кукла в русском национ. костюме. Предметы - самовар, ложки, доски украшенные, тарелки расписные. |
4.Интегрированное занятие «Сорока-ворона» | Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации. | Приход в дом Сороки-вороны. Худ. слово: Ай, качи-качи» Рассказ вороны с элементами драматизации. Игра на ложках и пение песни «Сорока-ворона. Пляска под р.н. мелодию. Угощение. | Элементы русского костюма; предметы русского быта. Расписные деревянные ложки (по 2 штуки на каждого ребенка). Костюм Сороки-вороны. Магнитофонные записи р.н. мелодий: Светит месяц». «Калинка» |
3.Занятие:Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем». | Рассматривание самовара. Ознакомление строится на его сходстве с чайником и отличии от него. Загадка. У носатого у Фоки постоянно руки в боки. Фока воду кипятит и как зеркало блестит. Дид/игра. Напоим куклу чаем. | Самовар, кукла. Посуда чайная. |
Очень действенный и доступный ребенку подход к культуре через предметы, в которых воплощена история, прошлое и настоящее. Знакомясь с подлинными вещами (самоваром, расписные деревянные ложки, чугунком и другими предметами), дети должны осознать, что прошло много лет, а они сохранились и донесли до нас информацию о быте прошлого.
Проект: «Забавы вокруг русской печки»
Цель. Знакомство с бытом и фольклором русского народа.
Задачи.
1.Знакомство детей с элементами русского быта.
* Самовар
*Чугунок
*Расписные деревянные ложки
*Одежда –сарафан, кокошники, рубушки-косоворотки
2.Воспитывать любовь к родному языку.
В детском саду у детей с самого раннего возраста формируем представление о русской культуре. На занятиях детей знакомим с изделиями народного исскуства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками.
Для начала подобрала для группы предметы русского народного быта: самовар, расписные деревянные ложки, коврик, кружева. Сходили с детьми на экскурсию в «Русскую избу», где провела с детьми беседу и знакомила детей с русской печкой, чугунком, расшитыми полотенцами. Читала детям потешки.
Хлебом, солью привечаем,
Самовар на стол несем
Мы за чаем не скучаем
Говорим о том, о сем!
Пышет жаром самовар
Из-под крышки рвется пар
Сидит чайник наверху
Греет донышко в пару!
Сорока-сорока, где была?
Далеко! Кашу варила. Маслом поливала.
Маком посыпала. На порог скакала.
Гостей созывала. Гости услыхали, быть обещали…
Фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей. В свободное от занятий время, включаясь вместе с детьми в игровую деятельность, старалась передать детям богатство народной игры. В игре Утена», которая
По лугам гуляла
Гнездо совивала
Деток выводила
Деток собирала.
Народ создает ласковый, светлый образ матери, который впитывают дети.
На интегрированном занятии «Сорока-ворона» знакомились с элементами интерьера русской избы и предметами обихода (лавка, печка, балалаечка. расписные рушники, посуда).
Необходимо помнить, что ранний возраст- это период, когда ребенок особенно привязан к дому, к семье. Поэтому эффективность, проводимой в саду работы, зависит от отношения к ней в семье ребенка.
Я познакомила родителей с проектом. Они с интересом отнеслись к проекту и сшили костюмы в русском народном стиле. Это сарафаны, кокошники, рубашки-косоворотки, картузы.
Оформила фотовыставку детей в русских народных костюмах. И по итогам проекта у нас в группе появился уголок с элементами русского быта.
История самовара.
Среди вещей, окружающего нас мира, самовару долгое время отводилось одно из важнейших мест. Ему немногим более 250 лет. Самовар стал символом русского хлебосольства, домашнего уюта и гостеприимства.
Производство самоваров началось со 2 половины 18 века в Москве. Санкт-Петербурге, Ярославле, Туле.
Предшественником самовара считался сбитенник. Он походил на чайник, только с поддувалом.
Самовар кипит
Уходить не велит!
За чаем не скучают
Чай пьешь до ста лет проживешь!
Интегрированное занятие по произведению «Сорока-ворона»
1 младшей группы№2 Скляровой О.В.
Цель. Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации.
Материал. Русские народные костюмы, предметы русского быта, расписные деревянные ложки по 2 штуки на каждого ребенка. Магнитофонная запись русских народных плясовых мелодий. Элементы интерьера русской избы и предметы обихода (лавка, печка, расписные рушники, посуда).
Ход занятия.
Дети собираются к Сороке-вороне в гости, одетые в русские народные костюмы.
Воспитатель. Тук-тук! Здесь живет Сорока-ворона? Сорока встречает гостей низким поклоном. На ней на плечи наброшена шаль или большой расписной платок, который зрительно вырисовывает крылья, когда сорока разводит в стороны руки.
Сорока-ворона. Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу, как живу. Вот чугунок, в котором я кашу варю. Вот печка: здесь я пироги пеку, бараночки, кренделечки, калачики.
Ай, качи, качи, качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
Все румяны. Горячи!
(Показывает блюдо с баранками).
Воспитатель. Ой, горячи-горячи! Взять в руки нельзя, обжигают. Сорока-ворона, ты их положи на окошко, чтобы остудились, а потом нас угостишь. А сейчас расскажи. Пожалуйста, где ты летала, что ты видала? Ребята, попросим вместе. Воспитатель и дети громко приговаривают: «Сорока- ворона! Где была?
Сорока-ворона. Далеко! По полю летала, зерна собирала, печку топила, кашку варила. Маслом поливала, маком посыпала. Детишек скликала, кашкой угощала…
. Прошу за стол, гости дорогие! Из печки достается ухватом горшочек с кашей, ставится на стол. Дети садятся за стол, и повторяется потешка. Таким образом, в процессе драматизации дважды повторяется первая часть потешки.
Сорока-ворона. (Продолжает, раздавая детям угощение).Этому дала в чашечке, этому в плошечке, этому в поварешечке, этому на ложечке, а этому весь масленичек. Сорока-ворона раскладывает кашу в заранее приготовленную посуду. Дети понарошку едят кашу.
Воспитатель. Нам понравилась твоя каша, Сорока-ворона. Дети, споем песенку и сыграем на ложках для Сороки-вороны. Побуждать детей проговаривать и припевать текст потешки. При этом отбивают ритм песенки на деревянных ложках.
Сорока-ворона. А плясать вы умеете? Исполняется запись русской народной мелодии.
Дети танцуют под музыку.
Сорока - ворона угощает детей гостинцами и приговаривает.
Ай, качи-качи-качи!
Вот баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи!
Все румыны, горячи!
Занятие: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»
1младшая группа№2 Скляровой О.В.
Цель. Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»
Материал. Самовар, кукла в русском народном костюме, чайная посуда.
Ход занятия.
Экскурсия в Русскую избу. Рассмотрели с детьми стол, украшенный расшитыми полотенцем, печь с ухватом, чугунок на печи. В «Избе» на столе стоит самовар. Ознакомление детей с этим новым для ребят предметом, строится на его сходстве с чайником и отличии от него. Загадать загадку о самоваре:
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
Художественное слово:
Пышет жаром самовар
Из-под крышки рвется пар
Сидит чайник наверху
Греет донышко в пару.
Затем провести с детьми дидактическую игру «Напоим куклу чаем». Приход куклы в русском народном костюме. Рассмотреть одежду –сарафан, кокошник. После этого угостить всех чаем из самовара, приговаривая:
Хлебом - солью привечаем
Самовар на стол несем
Мы за чаем не скучаем
Говори о том, о сем!
Занятие: « В гостях у Насти»
1 младшая группа№2 Скляровой О.В.
Цель. Продолжать знакомить детей с русским костюмом –сарафаном, обогащать словарь детей изделиями из дерева, умение видеть красоту в окружающем.
Материал. Кукла в русском костюме. Предметы из дерева тарелки расписные, доски резные.
Ход занятия.
Гостей встречает хозяйка
Здравствуйте гости дорогие! Я долго вас ждала, в доме прибрала. Все стены украсила, чтобы вас порадовать. Посмотрите на тарелки расписные, доски резные, яркие, праздничные и смешные!
Пьют гости чай после домашних хлопот с горячими пирожками и разговоры ведут. «Мы за чаем не скучаем. По две чашки выпиваем!»
Вот и время пришло сказку послушать. Звучит русская народная мелодия.
Расскажу вам сказку о русской одежде. Жила - была девочка Василиса - умная, послушная, маме, папе помогала. Бывало, наденет рубаху длинную белую, узором вышитую и побежит с подружками играть. Показ рубашки.
Выросла девочка и стала Василисой Прекрасной. Стала Василиса наряжаться в сарафаны. На голову она одела кокошник. Рассмотреть сарафан и кокошник. Еще голову украшали венками из цветов.
Предложить детям потанцевать вместе с куклой под русскую народную мелодию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Забавы вокруг печки».
В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, ...
Проект "Игры вокруг русской печки"
Проект "Игры вокруг русской печки учит детей с народными играми, с традициями бытом русского народа....
Проект "Русская печь - всему дому кормилица."
Данный проект направлен на воспитание духовно - нравственных ценностей дошкольников путём к истокам народной культуры и быта через формирование представлений о русской печи....
Проект "Русская печь"
Приобщение детей к истокам русской культуры и быта через формирование представления о русской печи, развитие познавательных интересов и творческих способностей....
Инженерная книга проекта: «Русская печь: прошлое и настоящее»
Данный проект позволит удовлетворить потребность дошкольников - поделиться личным опытом; даст возможность педагогам сформировать навыки технического творчества у детей; родители дошкольников см...
проект от русской печи до свч
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценн...
Проект "Русская печь"
В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Назрела необходимость качественных изменений в деятель...