Крнспект занятий "Зимующие птици"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Наталья Александровна

Закреплять у детей  знанмя о признаках зимы,  о сезонных изменениях  в природе, связанные с зимним периодом. Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.Воспитывать доброжелательное отношение к птицам. Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.Формировать умение и навыки наблюдения за птицами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx193.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное  дошкольное учреждение детский сад № 39

комбинированного вида Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект  занятия по развитию речи

с детьми старшей  группы

« Зимующие  птицы »

Приоритеты образовательной области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

Используемые педагогические технологии: элементы логоритмики,  моделирование.

                                                                             Подготовила воспитатель:

                                                                             Иванова Наталья Александровна

                                                           Санкт-Петербург    

                                                                     2023                                                                                          


         Конспект занятия «Зимующие птицы» в старшей группе

Цель: Закрепить у детей знания о признаках зимы, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

Задачи:

развивающие:

• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

• совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные:

• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: игрушка снеговик, иллюстрации с  приметами зимы, плоскостная кормушка,

иллюстрации зимующих птиц,  раскраски, цветные карандаши.

Ход занятия

Организ. момент

- Здравствуйте ребята.

Отгадайте загадку

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила

О каком времени года эта загадка? ( О зиме)

- Сядет, тот кто назовет слова связанные с зимой.

(Снег, лед, мороз, вьюга, санки, лыжи, снежки, снеговик, горка, снежки, снегири, снегопад, пурга, сосульки….)

Какое сейчас время года? ( Зима)

Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)

Сейчас у нас декабрь. Декабрь заканчивает год.

Январь начинает год.

Послушайте стихотворение

Отчалил осени корабль

И реки льдом сковал декабрь

Начинает календарь

Месяц с именем январь

Белой вьюги вьется шаль

Весь в снегу пришел февраль.

I часть

IIчасть

-Ребята, я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Отгадайте, кто нас будет ждать?

Морковка нос, в руке метла

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

- Скажем волшебные слова

« На каблучке вокруг себя повернись

В зимнем лесу очутись.

Снеговик.

Здравствуйте ребята!

Я приготовил вам иллюстрации о зиме и хочу, чтобы вы рассказали мне, что происходит зимой?

( Дети составляют зимнюю картину)

( Зимой все кругом покрыто снегом. Часто дует ветер, метели.  Реки и озера покрыты льдом. Небо серое, солнце светит мало и не греет. Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку. Люди одели теплую одежду – на улице холодно…)

Какая  зимняя картина у нас получилась.

-Ребята как вы думаете, почему так тихо в лесу? ( Птицы не поют. Они улетели в теплые края)

- А какие птицы остаются зимовать? ( Зимующие)

- Эти птицы прилетают ближе к людям зимой почему?

- Потому что человек их подкармливает. Эти птицы остаются у нас зимовать.

. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А. Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Снеговик.                                                                                                                       Так кто же написал письмо? (Птицы.)

А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

  Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Ребята,  я принес кормушку давайте повесим ее.

  Отгадайте загадку, как зовут нашего первого гостя?

1.Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый.

(Воробей)

Воробей прилетел к кормушке.

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

2. Какая птица умеет ворковать(Голубь)

Второй гость у нас голубь.

 Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей.                                                                  Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля»

 Как голубь воркует? (Гру-гру)

                                                                                                                     Следующая наша гостья

   3.  Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

(Сорока)

Сорока прилетела к кормушке.

 Послушайте, как трещит сорока. (Запись )

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Прилетела к нам

4.Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица  (Ворона)

Ворона прилетела к кормушке.

 Послушайте, как ворона каркает. (Запись )

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

 Встречайте следующего гостя.

III часть

IV часть

Заключительная часть

   5.Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.

(Снегири)

Появляется снегирь.

 Послушайте, как снегирь поёт. (Запись)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

6. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Появляется синица.

.Послушайте, как синичка поёт. (Запись )

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в

дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.                                                                                                                              

7. Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Появляется клест.

У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

8.О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Появляется дятел

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись )

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом. Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых . Дупло в стволе служит гнездом. А еще,  дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

9.Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

 - Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

            Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Д. И «Назови ласково»

- А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово - что солнышко.

- птица – птичка

- синица – синичка

- воробей – воробышек – воробьишко

- снегирь – снегирек, снегиречек

- голубь – голубка, голубок

- галка – галочка

 Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой(Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Стихотворение

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Вот как много рассказал нам снеговик о зимующих птицах. Нам пора прощаться со снеговиком.

«На каблучке вокруг себя повернись и в детском саду очутись.»

Воспитатель.                                                                                        Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесим кормушку, которую смастерили утром и насыпим в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

 Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

 Ребята, покажите, как вы будете покормить птиц? 

       Пальчиковая гимнастика. «Зимние птицы»

Я зимой кормлю всех птиц :

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей —

(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)

Вот кормушка у дверей.

(показывают одной рукой на кормушку)

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

(загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм)

Пусть клюет его она.

(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)

Ребята выучим стихотворение по мнемотаблицы

https://a2b2.ru/storage/files/person/144217/section/61651/80559_0019-029-.jpg   

      Ранним утром на опушке,

Мы повесили кормушку.

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек

Не едите, вы с ладошки.

Зерна семечки и крошки.

Прилетайте на опушку.

Угощенье ждет в кормушке!

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Ребята, где мы сегодня побывали с вами? Что вам понравилось сегодня больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)

Снеговик оставил нам подарки, раскраски зимующих птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крнспект занятия по развитию речи ." Главный начальник на улице"

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Главный начальник на улице» Воспитатель: Контарева   Елена    Викторовна.Задачи: вырабатывать у детей стереотип без...

Крнспект НОД по познавательному развитию в средней группе " В гости к Барбоскинам"

Задачи: • упражнять в нахождении геометрических фигур, в счете до 4; • учить порядному счету до 4; • развивать быстроту, ловкость, двигательные умения. Интеграция образовательных областей: социа...

крнспект занятия по развитию речи "Расскажем мишке о зиме"

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи....

Крнспект ООД по рисованию "Мы в космосе"

Цели: Учить детей придумывать композицию и содержание рисунка, передавать в рисунке характерные особенности предметов (космических кораблей, инопланетян, звезд, метеоритов, комет и т.д.); располагать ...

Крнспект НОД по развитию речи "Любимая игрушка"

Цель: создать условия для формирования умения описывать предметы...