Крнспект занятий "Зимующие птици"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Закреплять у детей знанмя о признаках зимы, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.Воспитывать доброжелательное отношение к птицам. Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.Формировать умение и навыки наблюдения за птицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx | 193.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад № 39
комбинированного вида Калининского района
Санкт-Петербурга
Конспект занятия по развитию речи
с детьми старшей группы
« Зимующие птицы »
Приоритеты образовательной области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.
Используемые педагогические технологии: элементы логоритмики, моделирование.
Подготовила воспитатель:
Иванова Наталья Александровна
Санкт-Петербург
2023
Конспект занятия «Зимующие птицы» в старшей группе
Цель: Закрепить у детей знания о признаках зимы, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.
Задачи:
развивающие:
• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
• совершенствовать диалогическую речь;
воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
образовательные:
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Оборудование: игрушка снеговик, иллюстрации с приметами зимы, плоскостная кормушка,
иллюстрации зимующих птиц, раскраски, цветные карандаши.
Ход занятия | |
Организ. момент | - Здравствуйте ребята. Отгадайте загадку Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила О каком времени года эта загадка? ( О зиме) - Сядет, тот кто назовет слова связанные с зимой. (Снег, лед, мороз, вьюга, санки, лыжи, снежки, снеговик, горка, снежки, снегири, снегопад, пурга, сосульки….) Какое сейчас время года? ( Зима) Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль) Сейчас у нас декабрь. Декабрь заканчивает год. Январь начинает год. Послушайте стихотворение Отчалил осени корабль И реки льдом сковал декабрь Начинает календарь Месяц с именем январь Белой вьюги вьется шаль Весь в снегу пришел февраль. |
I часть IIчасть | -Ребята, я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Отгадайте, кто нас будет ждать? Морковка нос, в руке метла Боится солнца и тепла. (Снеговик) - Скажем волшебные слова « На каблучке вокруг себя повернись В зимнем лесу очутись. Снеговик. Здравствуйте ребята! Я приготовил вам иллюстрации о зиме и хочу, чтобы вы рассказали мне, что происходит зимой? ( Дети составляют зимнюю картину) ( Зимой все кругом покрыто снегом. Часто дует ветер, метели. Реки и озера покрыты льдом. Небо серое, солнце светит мало и не греет. Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку. Люди одели теплую одежду – на улице холодно…) Какая зимняя картина у нас получилась. -Ребята как вы думаете, почему так тихо в лесу? ( Птицы не поют. Они улетели в теплые края) - А какие птицы остаются зимовать? ( Зимующие) - Эти птицы прилетают ближе к людям зимой почему? - Потому что человек их подкармливает. Эти птицы остаются у нас зимовать. . Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А. Тараскина. На снегу, как на страничке, Пишут голуби, синички, Пишет стая снегирей, Пишет серый воробей Письма Пете и Андрюшке, Чтобы сделали кормушки. Снеговик. Так кто же написал письмо? (Птицы.) А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.) Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.) Ребята, я принес кормушку давайте повесим ее. Отгадайте загадку, как зовут нашего первого гостя? 1.Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В тёплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю, — Чик-чирик! Не робей, Я бывалый. (Воробей) Воробей прилетел к кормушке. Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Воробей - весёлый, шустрый, маленький. У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. 2. Какая птица умеет ворковать? (Голубь) Второй гость у нас голубь. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля» Как голубь воркует? (Гру-гру) Следующая наша гостья 3. Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести. Может, в них и мало прока. Но горда собой… (Сорока) Сорока прилетела к кормушке. Послушайте, как трещит сорока. (Запись ) Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Прилетела к нам 4.Особа всем известная, Она – крикунья местная. Увидит тучку тёмную, Взлетит на ель зелёную И смотрит, словно с трона, Красавица (Ворона) Ворона прилетела к кормушке. Послушайте, как ворона каркает. (Запись ) Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Встречайте следующего гостя. |
III часть IV часть Заключительная часть | 5.Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это. (Снегири) Появляется снегирь. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись) Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. 6. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) Появляется синица. .Послушайте, как синичка поёт. (Запись ) Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. 7. Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клёст) Появляется клест. У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест. 8.О какой птице так говорят? Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой! (Дятел) Появляется дятел Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись ) Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом. Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых . Дупло в стволе служит гнездом. А еще, дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева. 9.Всю ночь летает - Мышей добывает. А станет светло - Спать летит в дупло. (Сова) - Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев. Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей) Физкультминутка Плавно руками помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем – Крылья мы сложим назад. Крылья расправим, Клювик почистим И все вернёмся назад. Д. И «Назови ласково» - А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово - что солнышко. - птица – птичка - синица – синичка - воробей – воробышек – воробьишко - снегирь – снегирек, снегиречек - голубь – голубка, голубок - галка – галочка Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц) Стихотворение Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их – Не счесть, видеть тяжело! А ведь в нашем сердце есть И для них тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Вот как много рассказал нам снеговик о зимующих птицах. Нам пора прощаться со снеговиком. «На каблучке вокруг себя повернись и в детском саду очутись.» Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесим кормушку, которую смастерили утром и насыпим в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов. Ребята, покажите, как вы будете покормить птиц? Пальчиковая гимнастика. «Зимние птицы» Я зимой кормлю всех птиц : Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей — (загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц) Вот кормушка у дверей. (показывают одной рукой на кормушку) Дам им булки, пшенной каши, Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, (загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм) Пусть клюет его она. (собранными в щепотку пальцами имитируем движения) Ребята выучим стихотворение по мнемотаблицы
Ранним утром на опушке, Мы повесили кормушку. Для щеглов и для синичек, И для всех голодных птичек Не едите, вы с ладошки. Зерна семечки и крошки. Прилетайте на опушку. Угощенье ждет в кормушке! Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели, А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду, А в четверг со всех краёв Стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей, А в субботу на пирог Налетели семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье. Воспитатель. Ребята, где мы сегодня побывали с вами? Что вам понравилось сегодня больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей) Снеговик оставил нам подарки, раскраски зимующих птиц. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крнспект занятия по развитию речи ." Главный начальник на улице"
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Главный начальник на улице» Воспитатель: Контарева Елена Викторовна.Задачи: вырабатывать у детей стереотип без...
Крнспект НОД по познавательному развитию в средней группе " В гости к Барбоскинам"
Задачи: • упражнять в нахождении геометрических фигур, в счете до 4; • учить порядному счету до 4; • развивать быстроту, ловкость, двигательные умения. Интеграция образовательных областей: социа...
Крнспект занятия "До свидания, осень"
Конспект занятия...
крнспект занятия по развитию речи "Расскажем мишке о зиме"
Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи....
Крнспект ООД по рисованию "Мы в космосе"
Цели: Учить детей придумывать композицию и содержание рисунка, передавать в рисунке характерные особенности предметов (космических кораблей, инопланетян, звезд, метеоритов, комет и т.д.); располагать ...
Крнспект НОД по развитию речи "Любимая игрушка"
Цель: создать условия для формирования умения описывать предметы...
Крнспект занятия для подготовительной группы "Синичкин день"
Беседа и художественное творчество...