Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «На полянке». Звуковая культура речи; работа над предложением»."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с элементами обучения грамоте. Дети в игровой форме учатся строить предложения, закрепляют позицию звука в слове. Занятие построено в форме путешествия по осеннему лесу. На занятии используются здоровьесберегающие технологии в виде физминуток, зарядки для глаз, сохранения равновесия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_polyanke.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность. Речевое развитие.
Занятие в подготовительной группе.
Тема: «На полянке». Звуковая культура речи; работа над предложением».
Задачи: совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении; продолжать работу над смысловой стороной слова.
Материал к занятию. Стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»;
звуковые карточки «Птичка», круги - звуки, слова-прямоугольники, иллюстрации на тему: «Осень»; музыкальное сопровождение: игра «Птицы-пальчики», классическая музыка П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь», «пение птиц».
Ход занятия.
На экране демонстрационная картина «На лесной поляне», на полу расположены «пеньки» полукругом в шахматном порядке.
Воспитатель произносит: «Ау, ау». Дети выходят из раздевалки и тоже кричат «Ау» и подходят к воспитателю.
Воспитатель спрашивает: «Дети, вы заблудились? (Да). Скажите, а зачем вы произносили «Ау»? (Ответы детей: когда заблудишься, надо позвать на помощь)
А что, если тихо произнести «Ау»? попробуйте тихо, еле слышно сказать. (Дети произносят). А теперь – громко? (Дети говорят громко) ух, как громко! Что вы сейчас делали? (Кричали). В лесу очень легко заблудиться. Поэтому надо кричать громко, чтобы вас услышали, если вы вдруг заблудитесь.
Воспитатель. - Ребята, а как вы думаете, где в лесу можно найти друг друга? (На полянке). А вы не заметили, как мы все на полянке очутились? Куда бы нам присесть? Вокруг полянки есть пенёчки. Давайте все дружно сядем на них.
Воспитатель. – Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной».
Есть в осени первоначальной короткая,
но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Эти строки написал замечательный русский поэт Фёдор Тютчев. Какие удивительно красивые слова встречаются в этом четверостишии. Послушайте: Осень первоначальная – это какая осень? Каким словом можно заменить слово дивная? (Ответы детей).
Воспитатель читает еще раз фрагмент стихотворения и просит произнести вместе с воспитателем строчки произведения и посчитать количество слов со звуком р. (Дети определяют количество слов, называют их).
Воспитатель. Ну вот, ребята, слова нашли, молодцы! А теперь мы поиграем в другую игру. Но сначала проведём зарядку для глаз. Сегодня у нас вторник. Гимнастика для глаз: Во вторник часики – глаза
Водят взгляд туда-сюда.
Ходят право, ходят влево.
Не устанут никогда
Воспитатель. – Ребята, посмотрите все направо. Что там вдалеке? (Дети называют: деревья, лес, поляна). Да, там есть ещё полянка, но к ней подойти нелегко: надо пройти через болото по кочкам. Пойдём, только очень осторожно. (Дети идут по «кочкам»). Дети проходят и садятся на стульчики лицом к доске.
Воспитатель. Дети, сейчас я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество и порядок слов в предложении: «Поспевает брусника, стали дни холоднее». (Ответы детей. Определение: 5 слов в предложении). Обратите внимание на то, как мы будем записывать это предложение. Первое слово «Поспевает» мы запишем слева (прикрепляет прямоугольник к доске), затем «записываем» слово «брусника», оно второе, третье слово «стали», четвёртое – «дни» и последнее, пятое «холоднее». (Воспитатель прикрепляет каждое слово к доске магнитом). А теперь и вы у себя на карточке запишите предложение «Поспевает брусника, стали дни холоднее». (Дети поворачиваются к столу). Я буду подходить к вам, а вы мне шёпотом прочитаете. (Самостоятельная работа детей). Итог: ребята, вы большие молодцы. Убирайте свои слова в тарелочку. Проведём зарядку.
Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон и два – наклон –
Зашумел листвою клён.
Воспитатель. Сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Живое предложение». У вас на столе картинки на тему: «Осень». Посмотрите на них и придумайте своё предложение. (Дети придумывают предложение с опорой на картинку, поднимают руку, произносят). Воспитатель предлагает выстроить предложение «Осенью птицы улетают». (Выходят дети – слова и по порядку выстраиваются у доски. Упражнение проводится с разными предложениями (2 - 3). Дети убирают картинки на край стола). Звучит «пение птиц».
Воспитатель. – Дети, отгадайте загадку:
Это кто, собравшись в стаи
Днём осенним улетает?
А летят они туда,
Где тепло всегда – всегда
(Дети отгадывают загадку. Проводится муз. игра с пальчиками «Птицы-пальчики». Присаживаются на стулья за стол).
Воспитатель. – Ребята, я предлагаю вам поиграть ещё в одну игру, которая называется «Найди звук». У вас на столе есть звуковые карточки «Птички» для определения положения звука. Сейчас я буду называть слова, а вы будете определять заданный мною звук в начале, середине, конце слова. Будьте внимательны. (Дети определяют положение звука и выкладывают на карточке).
Какие вы, ребята, молодцы. А теперь нам домой пора. Пойдём опять через болото. Будьте осторожны и внимательны. (Дети проходят и садятся на полянку на пенёчки). Звучит классическая музыка П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь»). Подводим итог занятия: где были, что делали…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Забота взрослых о детях» (Серия занятий о правах ребенка).
В занятии дается понятие детям,как о них заботятся взрослые, как сами дети это осознают....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи. Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи (Гербова В.В., с37) Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением. Цель: продолжать фор...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Чебурашке» (Звуковая культура речи. Звук [Ч])
Цели:1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах);2) Развивать фонематический слух детей.3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука Ч;4) Н...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема «На лесной полянке»
Ребята отправляются в путешествие на лесную полянку и становятся свидетелями ссоры глассныхи согласных. Нерадивый ученик потерял свой портфель. Из него вывалились учебники, а Азбука вообще лишилась не...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи".
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну красивой речи"
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Обучающие:Дать представления о предложении. Упражнять в составлении предложений...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Обучающие:Дать представления о предложении. Упражнять в составлении предложений...