Развитие словарного запаса у дошкольников С ОНР
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
В статье пойдет речь о обогащении словаря дошкольников родственными словами и словами с переносным значением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие словаря | 409.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие словарного запаса у дошкольников с ОНР
Обогащение словаря родственными словами
Обучение ребенка подбирать родственные слова – важнейший вид работы, который подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем не возможно будет научиться применять на практике грамматические правила.
Дети с бедным словарным запасом имеют большие трудности при подборе родственных слов. Например, к слову «белый» подбирают вместо однокоренных слов «белить, беляк, беленький» другие грамматические формы этого же самого слова «белая», «белые». Мешает этому и неточное понимание смыслового значения многих слов, приводящее к неправильному их подбору. Не чувствуя смыслового «родства» слов, даже старшеклассники нередко к слову «гроза» в качестве проверочного подбирают «град», к слову «ночной» - «начало» и т.п.
Знакомство с родственными словами можно начать со стихотворения:
Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живем одной семьей,
Поиграть хотим с тобой.
Первоначально образование родственных слов лучше осуществлять с помощью наглядного материала, детям предлагается назвать родственные слова по картинкам. Например, назовем родственные слова к слову «снег»:
снегурочка, снеговик, снежинка, снегоход, снегопад.
Далее подбор родственных слов лучше осуществлять с помощью наводящих вопросов. Здесь при образовании родственных слов детям нужно помогать наводящими вопросами, например: подберем родственные слова к слову «мороз».
Если мороз небольшой, легкий, то как его можно назвать? (морозец)
Поздней осенью начинаются небольшие … (заморозки)
Что делает мороз? (морозит)
На морозе можно уши и нос… (отморозить)
Реки и озера зимой… (замерзают)
Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
Какая погода бывает во время мороза? (морозная)
А как в это время бывает на улице? (морозно)
Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике? (морозильная)
Что очень вкусное делают из замороженных сливок? (мороженое)
После нескольких подобных упражнений ребенку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы в этом случае нужно задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов.
Наибольшей заинтересованности у детей в данной работе можно достичь, создавая с детьми какое-либо изображение, например, дерево из родственных слов. Подберем родственные слова к слову «соль» и украсим веточки дерева.
Можно предложить украсить кактус родственными словами. Посмотрите, сколько родственных слов можно подобрать к слову «варить».
При выполнении такого задания дети стремятся подобрать как можно больше родственных слов, чтобы заполнить все пустующие места на картинке.
Для обогащения словаря родственными словами у дошкольников хорошо использовать рифмованные тексты для заучивания:
ДРУЖАТ ДРУЗЬЯ И ПОДРУГИ,
ДРУЖНО все вместе живут.
Их отношенья друг с другом
ДРУЖБОЮ люди зовут.
СНЕЖНОЙ зимой очень СНЕЖНО.
Ведь СНЕГ – из СНЕЖИНОК нежных.
СНЕГОПАДЫ бывают порой.
СНЕГОВИК наш стоит под горой.
Все РЫБЫ и РЫБКИ живут лишь в воде
И плавают вольно везде.
РЫБАЧИТЬ приходят порой РЫБАКИ,
Чтоб РЫБНОЙ покушать ухи.
Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребенок довольно быстро поймет сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.
Обогащение словаря словами с переносным значением
В русском языке есть слова, которые используются не в прямом, а в переносном, т.е. иносказательном смысле. Понимание этого нужно обязательно воспитывать у ребенка уже с дошкольного возраста, потому что иначе ему будет непонятен смысл многих выражений, да и сам он сможет выражать свои мысли довольно примитивно. Ведь даже в таких привычных нам выражениях, как «дождь пошел», «снег идет», «часы идут», «уходит корабль в море», «поезд приходит утром», «ребенку пошел второй годик» и т.д. слова «идет, пошел» употребляются в переносном смысле, поскольку ходить можно только при помощи ног. Но если подобные фразы в силу повседневности их употребления ребенку вполне понятны, то смысла многих других переносных выражений он понять не сможет.
Например, на вопрос о том, что значит «золотые руки», многие дети отвечают, что руки сделаны из золота. А это значит, что им нужно объяснить, почему обычные человеческие руки иногда называются «золотыми». Это относится и ко всем другим случаям употребления слов в переносном значении.
Ребенок должен научиться понимать, что во всех переносных выражениях используется какое-то одно особенно «яркое» качество определенного предмета, которое «переносится» на другие предметы для более выразительной, более образной и тонкой их характеристики. Например, когда мы говорим золотые руки, золотая голова, золотое сердце или даже самого человека называем «золотым», то здесь учитывается только одно качество золота – его очень большая ценность, драгоценность. И этим мы как будто хотим сказать, что данного человека или его умелые руки, доброе сердце, умную голову мы ценим не меньше, чем само золото.
Когда же речь идет о «золотой осени», «золотом солнце» или «золотых волосах», то здесь на эти предметы «переносится» другое качество золота – его цвет. И это выражение является гораздо более образным, более поэтичным и тонким, чем, если бы мы просто сказали, что осень хорошая, а солнце и волосы – желтого цвета.
При словах «золотая осень» перед глазами невольно возникает картина прекрасного осеннего леса с очень красивым «убором» деревьев, листья которых имеют самые разные оттенки желтого цвета. При простых же, обыденных словах такой картины возникнуть просто не может. И очень важно, чтобы ребенок научился понимать, а затем и сам употреблять в своей речи переносные выражения.
Эффективным приемом является использование зарифмованных текстов с прямым и переносным значением слов:
ХОДЯТ не только люди и звери,
Но и ЧАСЫ, ПОЕЗДА, КОРАБЛИ…
Можешь ты в это, дружок, поверить?
И ДОЖДИК ИДЕТ, не касаясь земли.
Встретил я ТЕПЛЫЙ ВЗГЛЯД,
ТЕПЛОЙ была наша ВСТРЕЧА,
ТЕПЛОЙ БЕСЕДА была,
Теплым был летний вечер.
Человек поднимается в горы.
НАСТРОЕНЬЕ у нас ПОДНЯЛОСЬ,
ПОДНИМАЮТСЯ ВЕТЕР и ВОЛНЫ,
ПОДНИМАЕТСЯ БУРЯ всерьез.
Принести можно разные вещи:
Чемоданы, тетради, посуду…
ПРИНЕСТИ можно ДОБРЫЕ ВЕСТИ,
И пусть они будут с нами повсюду.
Наибольшую работу над переносным значением слов нужно продолжать как в плане закрепления приведенных здесь переносных выражений, так и в направлении «поиска» все новых и новых слов, употребляемых в переносном значении:
«бегут» годы, минуты;
«течет» время,
«скачут» температура, давление, мысли;
«сладкие» надежды,
«темный» человек и т.д.
Какие-либо границы установить невозможно, но основной принцип один: чем больше переносных выражений усвоит ребенок, тем лучше и глубже он будет понимать литературные и другие произведения и тем богаче и образнее будет его собственная речь.
Учитель-логопед: Рущицькая Надежда Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие словарного запаса у дошкольников.
Игры на развитие словарного запаса у дошкольников....
Картотека игр по развитию словарного запаса у дошкольников
Картотека игр по развитию словарного запаса у дошкольников...
Психолого-педагогические основы развития словарного запаса старших дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Солнышко» Психолого-педагогические основы развития словар...
«Речевое развитие. Упражнения на классификацию слов языка и пополнение словарного запаса у дошкольников»
Прежде чем ребенок начнет читать, ему предлагают научиться писать! С точки зрения традиционной системы – этот парадокс объясняется тем, что при чтении ребенок не просто занимается угадыванием бу...
Рекомендации для родителей по развитию словарного запаса дошкольников 5-7 лет
Родителям нужно очень внимательно отнестись к развитию активного словаря своего ребёнка. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизн...
Речевые игры для развития словарного запаса старших дошкольников.
Консультация для родителей старших дошкольников Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это...
Консультация для родителей на тему «Развитие словарного запаса у дошкольников»
Уважаемые родители!Сегодня мы обсудим важную тему — развитие словарного запаса у дошкольников. Развитие речи является ключевым аспектом общего развития ребёнка. Богатый словарный запас помогает ...