Развитие словарного запаса у дошкольников С ОНР
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Рущицькая Надежда Сергеевна

В статье пойдет речь о обогащении словаря дошкольников родственными словами и словами с переносным значением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие словаря409.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словарного запаса у дошкольников с ОНР

 Обогащение словаря родственными словами

Обучение ребенка подбирать родственные слова – важнейший вид работы, который подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем не возможно будет научиться применять на практике грамматические правила.

Дети с бедным словарным запасом имеют большие трудности при подборе родственных слов. Например, к слову «белый» подбирают вместо однокоренных слов «белить, беляк, беленький» другие грамматические формы этого же самого слова «белая», «белые». Мешает этому и неточное понимание смыслового значения многих слов, приводящее к неправильному их подбору. Не чувствуя смыслового «родства» слов, даже старшеклассники нередко к слову «гроза» в качестве проверочного подбирают «град», к слову «ночной» - «начало» и т.п.

Знакомство с родственными словами можно начать со стихотворения:  

                                 Мы слова похожие,

  Как родственники схожие.

Мы живем одной семьей,

Поиграть хотим с тобой.

Первоначально образование родственных слов лучше осуществлять с помощью наглядного материала, детям предлагается назвать родственные слова по картинкам. Например, назовем родственные слова к слову «снег»:

  

снегурочка, снеговик, снежинка, снегоход, снегопад.

Далее подбор родственных слов лучше осуществлять с помощью наводящих вопросов. Здесь при образовании родственных слов детям нужно помогать наводящими вопросами, например: подберем родственные слова к слову «мороз».

Если мороз небольшой, легкий, то как его можно назвать?  (морозец)

Поздней осенью начинаются небольшие …  (заморозки)

Что делает мороз? (морозит)

На морозе можно уши и нос… (отморозить)

Реки и озера зимой… (замерзают)

Иногда вода в них насквозь… (промерзает)

Какая погода бывает во время мороза? (морозная)

А как в это время бывает на улице? (морозно)

Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике? (морозильная)

Что очень вкусное делают из замороженных сливок? (мороженое)

 После нескольких подобных упражнений ребенку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы в этом случае нужно задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов.

Наибольшей заинтересованности у детей в данной работе можно достичь, создавая с детьми какое-либо изображение, например, дерево из родственных слов. Подберем родственные слова к слову «соль» и украсим веточки дерева.

                           

Можно предложить украсить кактус родственными словами. Посмотрите, сколько родственных слов можно подобрать к слову «варить».

При выполнении такого задания дети стремятся подобрать как можно больше родственных слов, чтобы заполнить все пустующие места на картинке.

Для обогащения словаря родственными словами у дошкольников хорошо использовать рифмованные тексты для заучивания:

ДРУЖАТ ДРУЗЬЯ И ПОДРУГИ,

ДРУЖНО все вместе живут.

Их отношенья друг с другом

ДРУЖБОЮ люди зовут.

СНЕЖНОЙ зимой очень СНЕЖНО.

Ведь СНЕГ – из СНЕЖИНОК нежных.

СНЕГОПАДЫ бывают порой.

СНЕГОВИК наш стоит под горой.

Все РЫБЫ и РЫБКИ живут лишь в воде

И плавают вольно везде.

РЫБАЧИТЬ приходят порой РЫБАКИ,

Чтоб РЫБНОЙ покушать ухи.

Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений  ребенок довольно быстро поймет сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.

Обогащение словаря словами с переносным значением

В русском языке есть слова, которые используются не в прямом, а в переносном, т.е. иносказательном смысле. Понимание этого нужно обязательно воспитывать у ребенка уже с дошкольного возраста, потому что иначе ему будет непонятен смысл многих выражений, да и сам он сможет выражать свои мысли довольно примитивно. Ведь даже в таких привычных нам выражениях, как «дождь пошел», «снег идет», «часы идут», «уходит корабль в море», «поезд приходит утром», «ребенку пошел второй годик» и т.д. слова «идет, пошел» употребляются в переносном смысле, поскольку ходить можно только при помощи ног. Но если подобные фразы в силу повседневности их употребления ребенку вполне понятны, то смысла многих других переносных выражений он понять не сможет.

Например, на вопрос о том, что значит «золотые руки», многие дети отвечают, что руки сделаны из золота. А это значит, что им нужно объяснить, почему обычные человеческие руки иногда называются «золотыми». Это относится и ко всем другим случаям употребления слов в переносном значении.

Ребенок должен научиться понимать, что во всех переносных выражениях используется какое-то одно особенно «яркое» качество определенного предмета, которое «переносится» на другие предметы для более выразительной, более образной и тонкой их характеристики. Например, когда мы говорим золотые руки, золотая голова, золотое сердце или даже самого человека называем «золотым», то здесь учитывается только одно качество золота – его очень большая ценность, драгоценность. И этим мы как будто хотим сказать, что данного человека или его умелые руки, доброе сердце, умную голову мы ценим не меньше, чем само золото.

Когда же речь идет о «золотой осени», «золотом солнце» или «золотых волосах», то здесь на эти предметы «переносится» другое качество золота  – его цвет. И это выражение является гораздо более образным, более поэтичным и тонким, чем, если бы мы просто сказали, что осень хорошая, а солнце и волосы – желтого цвета.

При словах «золотая осень» перед глазами невольно возникает картина прекрасного осеннего леса с очень красивым «убором» деревьев, листья которых имеют самые разные оттенки желтого цвета. При простых же, обыденных словах такой картины возникнуть просто не может. И очень важно, чтобы ребенок научился понимать, а затем и сам употреблять в своей речи переносные выражения.

Эффективным приемом является использование зарифмованных текстов с прямым и переносным значением слов:

ХОДЯТ не только люди и звери,

Но и ЧАСЫ, ПОЕЗДА, КОРАБЛИ…

Можешь ты в это, дружок, поверить?

И ДОЖДИК ИДЕТ, не касаясь земли.

Встретил я ТЕПЛЫЙ ВЗГЛЯД,

ТЕПЛОЙ была наша ВСТРЕЧА,

ТЕПЛОЙ БЕСЕДА была,

Теплым был летний вечер.

Человек поднимается в горы.

НАСТРОЕНЬЕ у нас ПОДНЯЛОСЬ,

ПОДНИМАЮТСЯ ВЕТЕР и ВОЛНЫ,

ПОДНИМАЕТСЯ БУРЯ всерьез.

Принести можно разные вещи:

Чемоданы, тетради, посуду…

ПРИНЕСТИ можно ДОБРЫЕ ВЕСТИ,

И пусть они будут с нами повсюду.

Наибольшую работу над переносным значением слов нужно продолжать как в плане закрепления приведенных здесь переносных выражений, так и в направлении «поиска» все новых и новых слов, употребляемых в переносном значении:

«бегут» годы, минуты;

«течет» время,

«скачут» температура, давление, мысли;

«сладкие» надежды,

«темный» человек и т.д.

Какие-либо границы установить невозможно, но основной принцип один: чем больше переносных выражений усвоит ребенок, тем лучше и глубже он будет понимать литературные и другие произведения и тем богаче и образнее будет его собственная речь.

Учитель-логопед: Рущицькая Надежда Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие словарного запаса у дошкольников.

Игры на развитие словарного запаса у дошкольников....

Картотека игр по развитию словарного запаса у дошкольников

Картотека игр по развитию словарного запаса у дошкольников...

Психолого-педагогические основы развития словарного запаса старших дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Солнышко»         Психолого-педагогические основы развития словар...

«Речевое развитие. Упражнения на классификацию слов языка и пополнение словарного запаса у дошкольников»

Прежде чем ребенок начнет читать, ему предлагают научиться писать! С точки зрения традиционной системы – этот парадокс объясняется тем, что при чтении ребенок не просто занимается угадыванием бу...

Рекомендации для родителей по развитию словарного запаса дошкольников 5-7 лет

Родителям нужно очень внимательно отнестись к развитию активного словаря своего ребёнка. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизн...

Речевые игры для развития словарного запаса старших дошкольников.

        Консультация для родителей старших дошкольников        Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это...

Консультация для родителей на тему «Развитие словарного запаса у дошкольников»

Уважаемые родители!Сегодня мы обсудим важную тему — развитие словарного запаса у дошкольников. Развитие речи является ключевым аспектом общего развития ребёнка. Богатый словарный запас помогает ...