«Речевое развитие. Упражнения на классификацию слов языка и пополнение словарного запаса у дошкольников»
методическая разработка по обучению грамоте (средняя группа) на тему
Прежде чем ребенок начнет читать, ему предлагают научиться писать! С точки зрения традиционной системы – этот парадокс объясняется тем, что при чтении ребенок не просто занимается угадыванием букв и умением складывать их в слова, а занимается пониманием смысла чужих мыслей. Одним словом – при чтении ребенок читает чужие мысли, а при письме - только свои, что гораздо проще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuriya_m_montessori.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Высокогорский детский сад “Петушок” Высокогорского муниципального района РТ”
«Речевое развитие. Упражнения на классификацию слов языка
и пополнение словарного запаса у дошкольников»
Автор: Шайдуллина Нурия Равиловна - воспитатель 1 кв. категории
Сегодня я вам расскажу, как помочь ребенку овладеть письмом и чтением с помощью упражнений, придуманных Марией Монтессори. По мнению М. Монтессори, чтение и письмо –это естественный результат развития ребенка. В основе монтессори-метода лежат 2 идеи- ребенок имеет внутренние силы для своего развития и лучше, чем взрослый знает, что ему нужно в каждый момент его жизни; вторая идея гласит, что взрослый может только помочь ребенку в его развитии. Поэтому учитель, наблюдая за ребенком, показывает упражнение только тогда, когда видит, что малыш к этому готов.
Устная речь взрослого – это база для чтения детей. Разговаривая с детьми, вы расширяете их словарный запас, и они должны слышать красоту своего родного языка, богатого русского языка, поэтому нужно следить, как вы говорите с ребенком.
Инновация от системы М.Монтессори. Прежде чем ребенок начнет читать, ему предлагают научиться писать! С точки зрения традиционной системы – этот парадокс объясняется тем, что при чтении ребенок не просто занимается угадыванием букв и умением складывать их в слова, а занимается пониманием смысла чужих мыслей. Одним словом – при чтении ребенок читает чужие мысли, а при письме - только свои, что гораздо проще.
Знакомство с каждым символом проводится в виде трехступенчатого урока.
- Урок – показать 2 -3 буквы и назвать их.
- Урок - просит ребенка показать названную букву.
- Урок - указывая на карточку, просит назвать букву
Анализ и синтез звуков в слове проводится с помощью подвижного алфавита – это набор букв, из которых составляется слово. Для этого ребенку нужно четко произнести слово и сопоставить каждому звуку – символ
Зона речевого развития – это обустроенное пространство с материалами для упражнений в развитии родного языка.
На полках на подносах, находящихся в свободном доступе располагаются следующие материалы:
1. Материалы для пополнения словарного запаса и классификации слов языка
- слова в трех коробочках
- карточки «предмет-картинка»
- карточки классификация слов языка (мир растений, животных, человека)
2. Материалы для подготовки руки к письму
-металлические рамки-вкладыши
3. Материалы для формирования образа буквы
- тактильные или шероховатые буквы
- большой подвижный алфавит
Подборка материалов из трудов М.Монтессори «Монтессори-материал. Школа для малышей»
Общеизвестна фраза: язык - это средство человеческого общения. Но только ли с помощью языка ребенок общается с миром? Ведь коммуникации, хотим мы того или нет, начинаются в первый день его жизни. Мимика, жесты, органы чувств - наши помощники в общении. Часто мы и не замечаем, какими средствами пользуемся, чтобы нас поняли.Вы взяли на руки плачущего малыша, и он успокоился. Почему это произошло? Он требовал внимания, и вы ответили на его просьбу, не сказав при этом ни слова. Вы поговорили с ребенком теплом своих рук, добрым спокойным взглядом, желанием понять и помочь.
Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори придавала большое значение коммуникациям между взрослыми и детьми. Она предлагала родителям начать с наблюдения за мимикой малыша. Например, за движением его ручек. Вот он тянется за игрушкой, будто говорит: "Дай! я хочу ее потрогать, разглядеть." Вот он устал и отвернулся к маме. Ручки расслабились, он поднял их - типичная поза отдыха. Активный интерес ребенка всегда на его лице. Первое купание. Мы поднесли малыша к воде. В его взгляде тревога, вопрос. Но через несколько минут, уже в ванночке, ребенок успокаивается, а еще позже видим: малыш доволен, ему хорошо в воде. Трудно переоценить значение процесса общения ребенка со своей мамой. Где бы этот процесс ни происходил: на домашней кухне, около компьютера в кабинете отца, в саду или в метро. Любые прикосновения матери к ребенку - помощь ему в развитии. Любые совместные действия - например, приготовление пищи, обед или уборка квартиры - приобщают ребенка к человеческой культуре. И не очень важно, понимает малыш слова, которые говорят взрослые, или нет. В начальный период его жизни главное - различать, расслышать звуки, составляющие мелодию материнского языка.
Ребенок всегда слышит человеческую речь, а когда закладываются основы? Так устроила природа: появление человека на свет - начало в нем всего сразу: физиологических, сенсомоторных, социальных функций. В первый год жизни ребенок, не произнося слов, наблюдает, выполняет просьбы, играет. И все это можно назвать подготовкой к словесному выражению себя. Чем больше внимания мы уделим в этот период развитию его чувств, физиологии, чем чаще будем объяснять словами, что происходит вокруг, тем ярче и богаче будет его язык, когда он подрастет. Мама - необученный учитель словесности - делает это спонтанно, неосознанно, не понимая, какое чудо она творит. На втором году жизни ребенок произносит первые "мама" или "папа". Счастливый день! С каждым месяцем он будет говорить все больше и больше слов. И наступит время, когда его желание расширить свой словарный запас достигнет вершины. Монтессори говорит, что это происходит примерно в три, три с половиной года. Современные детские психологи называют такие цифры: к 2 годам словарь здорового ребенка составляет около 200 слов, а к 5 годам - до 3000. Уже к концу второго года жизни малыш начинает говорить предложениями. Это означает, что он принимает и понимает логику языка, - шаг к мыслительной деятельности.
В это время взрослые призваны помочь малышу в освоении материнского языка, в постепенном упорядочивании хаотичной картины слов-знаков, символизирующих всевозможные понятия и смыслы окружающей его среды. Разумеется, это необычные, принятые в школе или в детском саду уроки - занятия по развитию речи, соответствующие стандартной программе возраста. Каждый ребенок - это неповторимый мир, и задача взрослого - создать условия спонтанного, интуитивного на этой стадии развития языка письменного и устного, воссоздать в голове ребенка его строгую логику и оригинальную красоту.
М.Монтессори пишет о том, что в раннем возрасте далеко не все дети выражают спонтанное желание учиться письму и чтению. А так как их не только не принуждают к этому, но даже не просят делать того, что им нежелательно, никоим образом не насилуя их волю, то некоторые дети к 6 годам так и не умеют читать и писать. Но, по наблюдениям Ю.И.Фаусек, почти все нормальные дети, получив возможность пользоваться специальным дидактическим материалом Монтессори, "с легкостью и приятностью" к пяти годам пишут и читают, и делают это хорошо.
Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности - развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. Ученые показывают, что к рождению ребенка строение обоих полушарий головного мозга совершенно идентично и преимущественного развития речевых областей в правом и левом полушарии еще не имеется. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие. Все это заставляет нас обратить особое внимание на предоставление малышу условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев. Наблюдая детей в возрасте от двух до шести лет, можно сделать вывод, что именно этот период жизни человека является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. И, понимая это, взрослые должны дидактически обустроить эту зону актуального развития малыша, которая выведет его в ближайшем будущем к абстрагированию и мыследеятельности.
Еще сто лет назад Ю.И.Фаусек знала, что развитие детской речи зависит в большой мере от физиологических причин. Речевой центр находится в связи не только с центром верхней конечности, но также и нижней, а потому "правильное и методическое упражнение руки и ноги, главным образом руки, благотворно отзывается на детской речи, в общем, и на исправлении дефектов ее в частности.
Дети, воспитывающиеся в подготовленной развивающей среде, постоянно ощупывают предметы, берут их тремя основными для письма пальцами (большим, указательным и средним), работают с пипетками, прищепками, пинцетами, губками. Они сравнивают зрительно объемные предметы и их начертание на плоскости, слушают, как называет воспитатель те или иные вещи, воспринимают их названия и качества. Всю эту накопившуюся энергию ребенок неудержимо стремиться выплеснуть. Рождается спонтанное письмо. Важно не упустить фазу языкового развития, на которой ребенок уже готов к восприятию письменного языка и чтения. Письмо и чтение стоят близко друг от друга. Но М.Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка.
Поскольку Монтессори - метод несет в себе антропологические основания, т.е. глубинное и детальное изучение свободных проявлений ребенка, то становится понятным, почему обучение письму Монтессори называет "методом самопроизвольного письма". Предоставив возможность ребенку развить свою руку и тем самым справляться с орудием письма (ручкой, карандашом, кистью), нам остается обеспечить ему, возможность распознавать сначала моторно, а потом осмысленно начертание букв, и тогда ребенок овладеет письменной речью самопроизвольно
Упражнения на классификацию слов языка и пополнение словарного запаса
СЛОВА В ТРЕХ КОРОБОЧКАХ
Возраст | 2.5-4 года |
Цель упражнения | Расширение запаса слов. Классификация предметов и слов. Сопоставление предмета с его названием. Косвенно - подготовка к космическому воспитанию. |
Материал | Три одинаковых коробочки величиной с мыльницу, разных цветов: красного, желтого, зеленого. В красной коробочке лежат маленькие фигурки животных, в зеленой -искусственные растения, в желтой - предметы, которые относятся к жизни человека. |
Описание работы | 1 часть. Ребенок приносит на рабочий стол коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Педагог просит малыша назвать известные ему предметы. Если попадаются неизвестные - педагог подсказывает. 2 часть. Трехступенчатый урок. Учитель ставит перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный. 1 ступень: это... это... это... 2 ступень: дай мне (или покажи) ... Ребенок дает или показывает. 3 ступень: кто (или что) это? ... (Ребенок называет словом). 3 часть. Ребенок уже знает названия предметов, лежащих в коробочках. Он приносит на свой стол сразу все, открывает их и устанавливает поодаль. Все предметы вынимаются из коробок и в беспорядке выставляются на стол. Ребенок берет игрушки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных - в красную, растения - в зеленую, все, что относится к человеку, - в желтую. Малыш закрывает коробочки и относит их на место. |
Комментарий. Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным образом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения можно назвать искусственными, оторванными от реальной жизни. Но если учесть, что в возрасте 2 - 4 лет ребенок переживает сензитивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М.Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их названия, лишь помогут ориентироваться в мире слов. К тому же нельзя забывать, что вид деятельности ребенок выбирает сам и в момент затухания интереса может прервать занятие и убрать материал на место.
НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пополнение словарного запаса детей в возрасте 4-5 лет с помощью загадок»
«Пополнение словарного запаса детей в возрасте 4-5 лет с помощью загадок»...
Пополнение словарного запаса дошкольников.
Для того чтобы словарный запас вашего карапуза становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими...
Мастер - класс для родителей: Пополнение словарного запаса с помощью игр.
Цель: Довести до сведения родителей примеры игровых упражнений для развития словарного запаса детей....
Обзор современных игр для детей дошкольного возраста, способствующих развитию речи, усовершенствования мелкой моторики и пополнению словарного запаса.
Данный материал представляет обзор 3х современных игр для детей дошкольного возраста развивающих речь, внимание, память, двигательный и зрительный праксис, тренирующих усидчивость, скорость реак...
Пополнение словарного запаса у детей.
В моей статье рассказано, сколько слов должен знать ребенок старшей группы, как важна помощь родителей в пополнение словарного запаса. В какие игры могут родители поиграть с детьми....
Активизация словаря, уточнение и пополнение словарного запаса детей в повседневной жизни
Активизация словаря, уточнение и пополнениесловарного запаса детей в повседневной жизни...
Лексические игры на пополнение словарного запаса
Развиваем речь...