Речевое развитие на тему "Лексические игры и упражнения"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Речевое развитие 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор конспекта НОД/СОД Боженок Кристина Юрьевна (ФИО студента)

МБДОУ комбинированного вида «Теремок»

Воспитатель: Моисеева Мария Валерьевна (ФИО)_______________(подпись)

Методист: Хохлова Наталья Борисовна ___________________(подпись)

Дата проведения НОД/СОД «21» ноября 2023г.

Технологическая карта занятия

Образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Тема занятия: Лексические игры и упражнения

Возрастная группа: подготовительная

Цель занятия: Активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи, внимание и память.

Задачи занятия:

Образовательная задача:  Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, делить двусложные слова на слоги.

Развивающая задача: Развивать фонематический  слух, мыслительные процессы ( сравнение, анализ, синтез, обобщение)

Воспитательная задача: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, интерес к занятию.

Планируемый результат:

  1. Дети подбирают слова с противоположным значением, делят двусложные слова на слоги.
  2. У детей развито слуховое восприятие и мыслительные процессы( сравнение, анализ, синтез, обобщение)
  3. Дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу, интерес у занятию.

Материал и оборудование:  Картинки  (слон, собака, корова, малина, лиса, рыба, стол, машина)

Этапы продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, форма, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-мотивационный этап

Развивающая задача: речевое внимание

-Доброе утро ребята, меня зовут Кристина Юрьевна.  

-Я вам сказала Доброе утро!

Словесный

Приветствие

Дети эмоционально вовлечены  в предстоящую деятельность

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Воспитательная задача: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу

-А знаете ли вы, как ещѐ можно поприветствовать друг друга? (ответы детей).

Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»?

Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …?

(комплименты).

Игра «Комплименты»

Воспитатель: - Давайте мы с вами подарим друг другу комплименты.

Вставайте в круг.

(Дети, передавая по кругу мячик, говорят друг другу комплименты).

От ваших тѐплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам

хорошо!

Словесный

Игровой игра «Комплименты» (мяч)  

Слушают

Отвечают на вопросы. Играют в игру «Комплименты»

Дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу

2.2

Этап ознакомления

с материалом

Образовательная задача:  Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, делить двусложные слова на слоги.

Развивающая задача: Развивать фонематический  слух, мыслительные процессы ( сравнение, анализ, синтез, обобщение)

Воспитательная задача: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, интерес к занятию.

-Я для вас сегодня подготовила игры. Вы согласны, поиграть со мной и выполнить несколько заданий?

Но давайте с вами для начала проведем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

-Давайте приступим к первому заданию.

Игра, «Каким звуком отличаются слова».

Воспитатель: - Проговорите про себя два слова «день - лень». Они звучат, похоже, но между ними есть и разница. Слова состоят из букв, а слышим мы звуки.

Не надо объяснять, что обозначат эти слова. Обратите внимание на звуки. ( В слове «день» был звук дь, а в слове «лень» появился звук ль).

-Произнесите еще два слова: кот-кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова?

-Произнесите еще два слова: сын-сон, дым-дом, мак-рак, коза-коса, каска- маска.

Молодцы! Вы справились с этим заданием.

- Следующее задание будет интересным.

Многозначные слова

Воспитатель: - А теперь, ребята послушайте новое задание.

«Что такое коса» (особым образом заплетѐнные волосы, рабочий инструмент, песчаная отмель). Получается, что слово одно, а значений у него много. Это слово называется многозначным. Такими же словами являются: ключ, листок, кран. Попробуйте объяснить значение этих слов. Ключ (к замку, родничок).  Листок (с дерева, бумажный).  К ран (подъѐмный, кран у самовара, водопроводный кран).

- В этом задании, которое я для вас подготовила, будьте внимательны.

Игра «Скажи наоборот».

Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра поэтому так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?

Ветреный – безветренный. Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый. Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный. Редкий – частый. Спелый – незрелый. Начало – конец. Длинный – короткий. Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий. Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший –

плохой. Злой – добрый. Спать – бодрствовать. Встать – лечь. Мириться –

ссориться. Снимать – надевать. Раздевать – одевать. Хмуриться – улыбаться.

-Молодцы! Справились!

Словесный

Артикуляционная гимнастика

Игра «Скажи наоборот» (мяч)

Слушают

Выполняют артикуляционную гимнастику. Выполняю задания и играют в игру «Скажи наоборот»

Дети подбирают слова с противоположным значением, делят двусложные слова на слоги.

У детей развито слуховое восприятие и мыслительные процессы( сравнение, анализ, синтез, обобщение)

Дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу, интерес у занятию.

2.3

Этап практического решения проблемы

Образовательная задача:  Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, делить двусложные слова на слоги.

Развивающая задача: Развивать фонематический  слух, мыслительные процессы ( сравнение, анализ, синтез, обобщение)

Воспитательная задача: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, интерес к занятию.

-Давайте немного разомнемся.

Физминутка «Быстро встаньте»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка плечи, распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель: Отдохнули?! Давайте продолжим.

«Скороговорки»

- «У Бориса был баран, и залез баран в бурьян». Как вы думаете, что я вам прочла? (скороговорку). Правильно, а вы знаете, что такое скороговорка? (ответы детей). Скороговорка – это короткое произведение из одной-двух

фраз. Она построена на сочетании труднопроизносимых слов и звуков.

А для чего нам нужны скороговорки? (ответы детей).

-Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, всех тех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится красивой и чѐткой).

Кто знает скороговорки? (ответы детей).

А послушайте, какие я вам прочту: «Дуб в сугробе греет ноги, снега много на дороге», «Мария готовила пир на весь мир», «Испекла Иришка куклам по

коврижке». Давайте выучим одну: «Испекла Иришка куклам по коврижке».

-Ну и выполним последнее задание и интересное.

«Раздели на слоги»

Воспитатель: - Вы уже знаете, что каждое слово можно разделить на части (на слоги). В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Я вам сейчас буду показывать картинки, а вы попробуйте сами сначала шѐпотом, а затем вслух произнести по слогам слова-названия предметов, которые я вам покажу на рисунках. ( сло-н, ли-са, ры-ба, стол, ма-ма, щу-ка, ла-па, ту-ча, ши-на, ра-ма, ре-па).

Словесный

Наглядный

Иллюстрации

Физминутка «Быстро встаньте»

Слушают. Выполняют физминутку. Выполняют задания.

Дети подбирают слова с противоположным значением, делят двусложные слова на слоги.

У детей развито слуховое восприятие и мыслительные процессы( сравнение, анализ, синтез, обобщение)

Дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу, интерес у занятию.

3

Заключительный этап

Подведение итогов занятия

-Ребята, скажите, чем мы с вами занимались? Какое задание вам понравилось больше всего? А какое задание, вызвало у вас затруднения?

Словесный- беседа

Дети отвечают на вопросы педагога, анализируют занятие

Подведены итоги занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Речевое развитие дошкольников в играх и упражнениях»

Семинар-практикум для родителей «Речевое развитие дошкольников в играх и упражнениях» Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития дошкольников в условиях семьи и дошк...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Дидактические упражнения «Хоккей», «Кафе»

Конспект НОД  Подготовил; воспитатель Омеленюк Т.В.Тема: «Дидактические упражнения «Хоккей», «Кафе»Возраст: 6-7 лет.Образовательная область: Речевое ...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе: игры и упражнения"

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе: игры и упражнения"...