Речевое развитие на тему "Лексические игры и упражнения"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Речевое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи на тему "Лексические игры и упражнения" | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор конспекта НОД/СОД Боженок Кристина Юрьевна (ФИО студента)
МБДОУ комбинированного вида «Теремок»
Воспитатель: Моисеева Мария Валерьевна (ФИО)_______________(подпись)
Методист: Хохлова Наталья Борисовна ___________________(подпись)
Дата проведения НОД/СОД «21» ноября 2023г.
Технологическая карта занятия
Образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Тема занятия: Лексические игры и упражнения
Возрастная группа: подготовительная
Цель занятия: Активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи, внимание и память.
Задачи занятия:
Образовательная задача: Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, делить двусложные слова на слоги.
Развивающая задача: Развивать фонематический слух, мыслительные процессы ( сравнение, анализ, синтез, обобщение)
Воспитательная задача: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, интерес к занятию.
Планируемый результат:
- Дети подбирают слова с противоположным значением, делят двусложные слова на слоги.
- У детей развито слуховое восприятие и мыслительные процессы( сравнение, анализ, синтез, обобщение)
- Дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу, интерес у занятию.
Материал и оборудование: Картинки (слон, собака, корова, малина, лиса, рыба, стол, машина)
№ | Этапы продолжительности | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, форма, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
1. | Организационно-мотивационный этап | Развивающая задача: речевое внимание | -Доброе утро ребята, меня зовут Кристина Юрьевна. -Я вам сказала Доброе утро! | Словесный | Приветствие | Дети эмоционально вовлечены в предстоящую деятельность |
2 | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Воспитательная задача: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу | -А знаете ли вы, как ещѐ можно поприветствовать друг друга? (ответы детей). Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (комплименты). Игра «Комплименты» Воспитатель: - Давайте мы с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг. (Дети, передавая по кругу мячик, говорят друг другу комплименты). От ваших тѐплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо! | Словесный Игровой игра «Комплименты» (мяч) | Слушают Отвечают на вопросы. Играют в игру «Комплименты» | Дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Образовательная задача: Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, делить двусложные слова на слоги. Развивающая задача: Развивать фонематический слух, мыслительные процессы ( сравнение, анализ, синтез, обобщение) Воспитательная задача: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, интерес к занятию. | -Я для вас сегодня подготовила игры. Вы согласны, поиграть со мной и выполнить несколько заданий? Но давайте с вами для начала проведем артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. -Давайте приступим к первому заданию. Игра, «Каким звуком отличаются слова». Воспитатель: - Проговорите про себя два слова «день - лень». Они звучат, похоже, но между ними есть и разница. Слова состоят из букв, а слышим мы звуки. Не надо объяснять, что обозначат эти слова. Обратите внимание на звуки. ( В слове «день» был звук дь, а в слове «лень» появился звук ль). -Произнесите еще два слова: кот-кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова? -Произнесите еще два слова: сын-сон, дым-дом, мак-рак, коза-коса, каска- маска. Молодцы! Вы справились с этим заданием. - Следующее задание будет интересным. Многозначные слова Воспитатель: - А теперь, ребята послушайте новое задание. «Что такое коса» (особым образом заплетѐнные волосы, рабочий инструмент, песчаная отмель). Получается, что слово одно, а значений у него много. Это слово называется многозначным. Такими же словами являются: ключ, листок, кран. Попробуйте объяснить значение этих слов. Ключ (к замку, родничок). Листок (с дерева, бумажный). К ран (подъѐмный, кран у самовара, водопроводный кран). - В этом задании, которое я для вас подготовила, будьте внимательны. Игра «Скажи наоборот». Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра поэтому так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы? Ветреный – безветренный. Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый. Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный. Редкий – частый. Спелый – незрелый. Начало – конец. Длинный – короткий. Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий. Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый. Спать – бодрствовать. Встать – лечь. Мириться – ссориться. Снимать – надевать. Раздевать – одевать. Хмуриться – улыбаться. -Молодцы! Справились! | Словесный Артикуляционная гимнастика Игра «Скажи наоборот» (мяч) | Слушают Выполняют артикуляционную гимнастику. Выполняю задания и играют в игру «Скажи наоборот» | Дети подбирают слова с противоположным значением, делят двусложные слова на слоги. У детей развито слуховое восприятие и мыслительные процессы( сравнение, анализ, синтез, обобщение) Дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу, интерес у занятию. |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Образовательная задача: Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, делить двусложные слова на слоги. Развивающая задача: Развивать фонематический слух, мыслительные процессы ( сравнение, анализ, синтез, обобщение) Воспитательная задача: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, интерес к занятию. | -Давайте немного разомнемся. Физминутка «Быстро встаньте» Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка плечи, распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали. Воспитатель: Отдохнули?! Давайте продолжим. «Скороговорки» - «У Бориса был баран, и залез баран в бурьян». Как вы думаете, что я вам прочла? (скороговорку). Правильно, а вы знаете, что такое скороговорка? (ответы детей). Скороговорка – это короткое произведение из одной-двух фраз. Она построена на сочетании труднопроизносимых слов и звуков. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы детей). -Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, всех тех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится красивой и чѐткой). Кто знает скороговорки? (ответы детей). А послушайте, какие я вам прочту: «Дуб в сугробе греет ноги, снега много на дороге», «Мария готовила пир на весь мир», «Испекла Иришка куклам по коврижке». Давайте выучим одну: «Испекла Иришка куклам по коврижке». -Ну и выполним последнее задание и интересное. «Раздели на слоги» Воспитатель: - Вы уже знаете, что каждое слово можно разделить на части (на слоги). В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Я вам сейчас буду показывать картинки, а вы попробуйте сами сначала шѐпотом, а затем вслух произнести по слогам слова-названия предметов, которые я вам покажу на рисунках. ( сло-н, ли-са, ры-ба, стол, ма-ма, щу-ка, ла-па, ту-ча, ши-на, ра-ма, ре-па). | Словесный Наглядный Иллюстрации Физминутка «Быстро встаньте» | Слушают. Выполняют физминутку. Выполняют задания. | Дети подбирают слова с противоположным значением, делят двусложные слова на слоги. У детей развито слуховое восприятие и мыслительные процессы( сравнение, анализ, синтез, обобщение) Дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу, интерес у занятию. |
3 | Заключительный этап | Подведение итогов занятия | -Ребята, скажите, чем мы с вами занимались? Какое задание вам понравилось больше всего? А какое задание, вызвало у вас затруднения? | Словесный- беседа | Дети отвечают на вопросы педагога, анализируют занятие | Подведены итоги занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей «Речевое развитие дошкольников в играх и упражнениях»
Семинар-практикум для родителей «Речевое развитие дошкольников в играх и упражнениях» Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития дошкольников в условиях семьи и дошк...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Дидактические упражнения «Хоккей», «Кафе»
Конспект НОД Подготовил; воспитатель Омеленюк Т.В.Тема: «Дидактические упражнения «Хоккей», «Кафе»Возраст: 6-7 лет.Образовательная область: Речевое ...
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"...
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Речевая готовность к школе: игры и упражнения"
Консультация для родителей "Речевая готовность к школе: игры и упражнения"...