Консультация для родителей "Речевая готовность к школе: игры и упражнения"
материал

Жабина Альбина Сергеевна

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе: игры и упражнения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность к школе: игры и упражнения.

Речевая готовность включает в себя следующие компоненты, это:

- наличие у ребёнка правильного произношения;

- богатый словарный запас;

- развитый грамматический строй речи;

- усвоено практическое осознание языка;

- развита связная речь.

1.Звуковая сторона речи (звукопроизношение)

Ребёнок на седьмом году жизни должен правильно произносить все звуки родного языка. Чтобы выявить у ребенка недостатки звукопроизношения, предложите ему прочитать стихотворение, пересказать сказку, рассказ. Внимательно вслушивайтесь в его речь, попытайтесь установить, какие звуки произносятся неправильно.

Более детальное обследование состояния звукопроизношения проводится с помощью предметных картинок, в названиях которых проверяемые звуки находятся в разной позиции. Например, для проверки произношения звуков с, сь, з, зь, ц; ш, ж, ч, щ; л, ль, р, рь можно использовать такой набор картинок: санки, капуста, автобус, селедка, осел, гусь; замок, коза, зебра, корзина; цветок, солнце, огурец; шапка, кошка, душ; жук, ножницы, еж; чашка, очки, ключ; щенок, клещи, плащ; ложка, пила, вол, лиса, слива; ручка, барабан, самовар, редиска, курица, букварь.

2.Словарный запас

На данном этапе ребёнку предлагаются следующие упражнения:

  1. Классификация понятий

- Посмотри на картинки и скажи, как это всё можно назвать одним словом?

2 вариант.  «Продолжи ряд»

- Волк, лиса, заяц, медведь – это …

- Помидор, огурец, лук – это…

- Чашка, тарелка, кастрюля – это..

- Воробей, синица, голубь – это..

- Платье, рубашка, юбка – это…

- Банан, яблоко, апельсин – это…

- Кот, собака, корова – это…

- Туфли, сапоги, ботинки – это…

- Шляпа, шапка, панамка – это…

- Вишня, малина, земляника – это…

- Дуб, берёза, ель – это…

- Ромашка, мак, роза – это…

- Щука, окунь, карась – это…

- Мухомор, подосиновик, опята – это…

- Муха, кузнечик, бабочка – это…

- Мяч, кукла, юла – это…

- Диван, кресло, шкаф – это…

- Автобус, самолет, поезд – это…

  1. Подбор антонимов:

- игра  «Скажи наоборот». Например, этот мяч – маленький, а этот – большой. Это противоположные слова»

Лук горький, а конфета… сладкая.

Слон сильный, а котёнок… слабый.

Слон большой, а котёнок … маленький.

Лето жаркое, а зима… морозная, холодная. И т.д.

  1. Подбор синонимов:

- В данном упражнении подбираются слова, близкие по смыслу, например, девочка смеётся. А как можно ещё сказать? Девочка хохочет, заливается, хихикает.

Ребёнок плачет. А как можно ещё сказать? (рыдает, льёт слезы, ревёт)

  1. Подбор определений: «Какое бывает яблоко?» (красное, круглое, зелёное, кислое, большое, маленькое, ароматное, сочное, овальное, сладкое и т.д.)

- А какой бывает мяч? Какая бывает собака? Какое бывает дерево? Какой бывает человек?

  1. Глагольный словарь: «Солнышко что делает?» - светит, греет, восходит, заходит, печёт. А что делает дождик? Зайчик? Мама? Дети?

  1. Словарь наречий: «Девочка смеётся. Как она смеётся? Она смеётся весело, звонко, громко, радостно, долго. А как…ЛЕТИТ САМОЛЕТ? Играют дети? Плывет корабль? Скачет лошадь?

 

  1. Словарь притяжательных местоимений: Вот дом. Она живет в этом доме. Чей это дом? (Её)

В этом доме живет он. Значит, чей будет дом? (Его)

Они живут в этом доме. Значит, чей это дом? (Их)

В этом доме живешь ты. Чей будет дом?  (Мой)

Я живу в этом доме. Чей дом? (Ваш, твой)

Мы все будем жить в этом доме. Чей будет дом? (Наш)

  1. Многозначность слова: «У куклы есть ручка, у чашки ручка, у сумки есть ручка, у дверей есть ручка. У всех этих предметов есть ручка. А у каких предметов есть…ножка? горлышко? язычок?»

3.Грамматический строй речи

  1. Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.  Игра  «Назови ласково».

«Посмотри на картинки и назови их ласково»: яблочко, стульчик, белочка, ёлочка, мячик, собачка, цветочек, домик, и т.д.

  1. Употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падеже, например, карандаш –карандаши, или один карандаш – много карандашей.

-роза – розы (одна роза – много роз), дерево – деревья (одно дерево – много деревьев), облако – облака (одно облако – много облаков) и т.д.

  1. Правильное употребление предлогов: «Где находится шарик?» (справа от кубика, слева от кубика, НА кубике, В кубике, Между кубиками, ПОД кубиком, ПЕРЕД кубиком, ЗА кубиком.

  1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: Ребёнку даётся следующая инструкции: «Посмотри на картинки, назови предмет и его цвет, например: синий чайник, и т.д.

  1. Образование форм имён существительных, обозначающих детёнышей животных: Это кошка, у кошки детёныш – котёнок, а если их много, то это – котята. Назови детёнышей у собаки, у зайца, у тигра, у слона, у медведя, у лисы, у волка, у белки, у оленя, у козы, у коровы, у лошади, у свиньи, у ежа, и т.д.

  1. Образование относительных прилагательных: «Кораблик сделан из бумаги, значит он бумажный. Скажи, какой, какая, какое… (лопата из железа? Матрешка из дерева? Компот из слив? Дом из снега? Кубик из пластмассы? Мяч из резины? Сок из апельсина? И т.д.)

  1.  Конструирование предложений: ребёнку предлагается набор слов, например: мама, любить, дочка. Из этих слов можно составить складное предложение: Мама любит дочку. А теперь я скажу другие слова, а ты составь из них правильное предложение».

Ребята, гулять, лес.  Мальчик, рисовать краски. Цветы, поливать, мама. Мы, речка, купаться. Солнце, светить, ярко. Девочка, кушать, каша. И т.д.

4. Практическое осознание элементов речи.

На данном этапе ребёнку предлагаются следующие задания:

- Скажи одно слово.

- Произнеси один звук.

- Сколько звуков в слове «ДОМ»?

- Назови звуки в слове «ДОМ».

- Скажи одно предложение.

- Сколько слов в предложении «Дети любят играть»?

- Назови первое слово, второе, третье.

5. Связная речь

На данном этапе ребенку предлагается серия сюжетных картинок, по которым ребёнок составляет небольшой рассказ. Можно предложить составить рассказ по сюжетной картине совместно с взрослым, а затем ребёнок его пересказывает. Полезны составления рассказов-описаний предмета или животного.  

«Внимательно посмотри на картинку и составь по ней небольшой рассказ».

Составление рассказа-описания по картинке, например, «Лиса»:

«Это лиса. У неё пушистый хвост, четыре лапы, острая мордочка. Лиса красивая, рыжая, пушистая. Она живет в норе. У лисы есть детёныши – лисята. Лиса питается зайчатиной, курятиной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Готовность к школе: Что мы не понимаем?"

Работа с родителямиКонсультации для родителейГотовность к школе: Что мы не понимаем?Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной г...

консультация для родителей Готовность к школе

консультация для родителейГотовность к школе...

Консультация для родителей: Готовность к школе. "Что мы не понимаем"

«ГОТОВНОСТЬ  К  ШКОЛЕ: ЧТО МЫ  НЕ ПОНИМАЕМ?»     Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной г...

Консультации для родителей Готовность к школе: Что мы не понимаем?

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мам...

Консультация для родителей "Готовность к школе"

этот материал поможет родителям увидеть на сколько их ребенок готов стать учеником...

Консультация. "Ваш ребенок идет в школу". Игры на определение уровня готовности дошкольника к школе.

Не стоит бояться, поступления в школу ребенка, главное создать прочный тандем между: ребенком – родителем– учителем, а для подготовки к школе Вам необходимо не упустить врем...