Занятие по развитию речи. Тема "Слово. Предложение"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Знакомство с понятием «предложение, слово».
Задачи:
1.Дать понятие о предложении, его признаках; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; учить определять количество слов в предложении.
2. Развивать слуховое внимание.
3.Воспитывать умение слушать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_tablitse.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта занятия
Возрастная группа детей: старшая
Воспитатель: Т. Н. Кирюба
Тема занятия: «Предложение. Слово»
Цель: Знакомство с понятием «предложение, слово».
Задачи:
1.Дать понятие о предложении, его признаках; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; учить определять количество слов в предложении.
2. Развивать слуховое внимание.
3.Воспитывать умение слушать друг друга.
Части НОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
1 часть – вводная | |||
Создание образовательной ситуации | Дети полукругом сидят на стульях | ||
Мотивация детей на предстоящую деятельность | -Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости. ( Мудрая Сова) (аудиозапись) | ||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | - Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, чтобы дать знания о слове и предложении. Для того, чтобы я вас услышала, вы должны говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? (ответы детей) | ||
2 часть – основная | |||
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым. | -Так зачем к нам пришла сова? Итак, слушаем, что нам она говорит. -Ребята, давайте вспомним, какое у нас сейчас время года. (осень) - Вспомните, какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь – это слова. Люди давно убрали урожай овощей и фруктов. Девочки назовут овощи, а мальчики – фрукты. Всё, что вы назвали – это тоже слова. Нас окружает много предметов и каждый из них называется словом. Назовите слова, обозначающие предметы, которые вы видите у нас в группе. Какого цвета потолок? (белый) Из чего сделаны столы? (из дерева и металла). Значит стол какой? (деревянный). Что делает палас на полу? (лежит) Что мы с вами делаем на стульях? (сидим) -Всё, что вы сейчас сказали - это слова. А сейчас мы с вами поиграем в игру "Пары слов". Я назову несколько пар слов. Вы должны запомнить слова в парах. Потом я назову любое из первых слов, а вы вспомните и назовёте второе. Будьте внимательны - говорит сова. Магазин-продавец, кошка-молоко, мальчик-машина, тетрадь-карандаш, детский сад - дети, книга-сказка, дорога-светофор, подарки - праздник. -Что вы сейчас называли? (слова) Слова на схеме обозначаются горизонтальными линиями. Это линия слева направо. ( показать на мольберте) А сейчас все дружно встали Выпрямится. И на месте зашагали. Ходьба на месте. На носочках потянулись, Руки поднять вверх. А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову. Как пружинки мы присели Присесть. И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть. -С понятием "слово" сова нас познакомила. А с чем она ещё хотела нас познакомить? (с предложением) Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения. Предложения имеют законченную мысль.
-Анфиса, какое у тебя слово?(птица) -Алиса, какое слово у тебя? (лететь) -Это 2 отдельных слова. Можно ли считать это предложением? (Нет. Непонятно, кто или что летит.) -А сейчас Анфиса скажет своё слово и даст руку Алисе. Алиса даст руку Анфисе и произнесёт слово «летит». Какое первое слово? (Птица.) Назовите второе слово. (Летит.) Теперь понятно, о чём речь? Это предложение. Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.) В предложении все слова дружат между собой. Каждое слово живёт само по себе. Слова друг другу не помогают. Как только слова начинают дружить - получается предложение. -Посмотрите на картинку, что вы видите? (мальчик бежит) Этот ответ называется предложением. Я изображу предложение с помощью схемы. Сколько слов в предложении Мальчик бежит? (2) Первое слово в предложении обозначается горизонтальной линией с уголком. В конце предложения ставится точка. Рассмотрим вторую картинку? Вначале назовите, кто изображен на рисунке (Девочка) Потом скажите, что она делает? (рисует) Попробуйте составить схем у этого предложения. (ребенок говорит и чертит схему). Сколько слов в каждом предложении? (2) Предложения могут состоять из одного или нескольких слов. Например, в предложении ЗИМА. - одно слово. А в предложении Наступила холодная зима. Сколько?(3) Миша пойдет и выполнит схему первого предложения, а Аглая- второго. -А сейчас вставайте в кружок, мы поиграем еще в одну игру "Бывает - не бывает?". Я буду говорить предложения, а вы слушайте внимательно. Если такое бывает – руки вверх, если такое не бывает – руки на пояс. Летом идет снег, волк бродит по лесу, яблоки растут на берёзе, кошка ходит по забору, девочка рисует домик, собака гуляет по радуге, мальчик ходит в платье, по небу плывут облака, кот купил колбасу, осенью желтеют листья, ночью светит солнце. Молодцы, слушали внимательно. Сова довольна вами. Что я вам сейчас говорила? (предложения) Составление предложений из двух слов. (2 слова. Корзинка стоит. Яблоки лежат. Листья лежат. 3 слова. Лежат жёлтые листья. Стоит плетёная корзинка. 4 -5 слов) | ответы детей Дети отвечают на вопросы Дети выполняют упражнения физминутки Дети выполняют поручения воспитателя. Дети хлопают в ладоши, когда слышат предложения. Выполнение работы по картинкам. Выполнение движений при игре Дети составляют предложения. | |
Этап осуществления самостоятельной работы детей | |||
3 часть – заключительная | |||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей | - Зачем к нам прилетела сова? -Что мы составляли на занятии? -Когда получается предложение? -Сколько может быть слов в предложении? -Что ставится в конце предложения? -Сова очень довольна, что она прилетела к вам не зря. Знания от неё вы получили. И она даёт вам домашнее задание: Обведите морковь и яблоко по пунктиру. Выполните штриховку по образцу. | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе
План-конспект занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему: «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ) ВОСПИТАТЕЛЬ:За...
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: "Библиотека". Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Библиотека».Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.Цели: ·...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "составление сложных предложений" .
Составлять предложения по картинкам....
Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"
Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....
Занятие по развитию речи в старшей группе "Ознакомление с предложением"
Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения, тренировать в составлении прос...
Конспект занятия по развитию речи на тему «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи...
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» для подготовительной группы
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» для подготовительной группы...