Занятие по развитию речи. Тема "Слово. Предложение"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кирюба Татьяна Николаевна

Цель: Знакомство с понятием «предложение, слово».

Задачи:

1.Дать понятие о предложении, его признаках; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; учить определять количество слов в предложении.

2. Развивать слуховое внимание.

3.Воспитывать умение слушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_tablitse.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта занятия

Возрастная группа детей: старшая

Воспитатель: Т. Н. Кирюба

Тема занятия: «Предложение. Слово»

Цель: Знакомство с понятием «предложение, слово».

Задачи: 

1.Дать понятие о предложении, его признаках; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; учить определять количество слов в предложении.

2. Развивать слуховое внимание.

3.Воспитывать умение слушать друг друга.

Части НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть – вводная

Создание образовательной ситуации

Дети полукругом сидят на стульях

Мотивация детей на предстоящую деятельность

-Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости. 

( Мудрая Сова)

 (аудиозапись)

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, чтобы дать  знания о слове и предложении. Для того,  чтобы я вас услышала, вы должны говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? (ответы детей)

2 часть – основная

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

-Так зачем к нам пришла сова? Итак, слушаем, что нам  она говорит.

-Ребята, давайте вспомним, какое у нас сейчас время года.  (осень)

- Вспомните, какие осенние месяцы вы знаете?

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это слова. Люди давно убрали урожай овощей и фруктов. Девочки назовут овощи, а мальчики – фрукты.  Всё, что вы назвали – это тоже слова.

Нас окружает много предметов и каждый из них называется словом. Назовите слова, обозначающие предметы, которые вы видите у нас в группе.

Какого цвета потолок? (белый) Из чего сделаны столы? (из дерева и металла). Значит стол какой? (деревянный).  Что делает палас на полу? (лежит) Что мы с вами делаем на стульях? (сидим)

-Всё, что вы сейчас сказали - это слова.

А сейчас мы с вами поиграем в игру "Пары слов". Я назову несколько пар слов. Вы должны запомнить слова в парах. Потом я назову любое из первых слов, а вы вспомните и назовёте второе. Будьте внимательны - говорит сова.

Магазин-продавец, кошка-молоко, мальчик-машина, тетрадь-карандаш, детский сад - дети, книга-сказка, дорога-светофор, подарки - праздник.

-Что вы сейчас называли? (слова)

Слова  на схеме обозначаются горизонтальными линиями. Это линия слева направо.  

( показать на мольберте)

А сейчас все дружно встали                Выпрямится.

И на месте зашагали.                Ходьба на месте.

На носочках потянулись,        Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.        Прогнуться назад, руки  положить за голову.

Как пружинки мы присели        Присесть.

И тихонько разом сели.                Выпрямится и сесть.

-С понятием "слово" сова нас познакомила. А с чем она ещё хотела нас познакомить?

(с предложением)

Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения. Предложения имеют законченную мысль.


- Давайте сравним две группы слов.
Птица  лететь и птица летит.
- Как догадаться, где два слова, а где предложение из двух слов?
     Игра «Живые слова»
- Анфиса и Алиса будут «живыми словами». Анфиса будет словом «птица», Алиса словом «лететь».

-Анфиса, какое у тебя слово?(птица)

-Алиса, какое слово у тебя? (лететь)

-Это 2 отдельных слова.  Можно ли считать это предложением? (Нет.  Непонятно,  кто или  что летит.)

-А сейчас Анфиса скажет своё слово и даст руку Алисе. Алиса  даст руку Анфисе и произнесёт слово «летит». Какое первое слово? (Птица.) Назовите второе слово. (Летит.) 

Теперь понятно, о чём речь? Это предложение. Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
Сколько слов в предложении? (2)

В предложении все слова дружат между собой.

 Каждое слово живёт само по себе. Слова друг другу не помогают. Как только слова начинают дружить  - получается предложение.
Птица, лететь. – Это два слова.
Птица летит. – Это предложение.
- Когда получается предложение? – Когда слова начинают дружить.
- Будьте внимательны.
Сова вас сейчас проверит. Я назову слова и предложения. Вы должны хлопнуть в ладоши, когда я назову предложение: Солнце светит. Машина ехать. Конь быстро скачет. Болеть голова. Дерево растёт. Листья падать. Куры клевать. Дети играют в футбол.

 -Посмотрите на картинку, что вы видите?  (мальчик бежит) Этот ответ называется предложением. Я изображу предложение с помощью схемы. Сколько слов в предложении  Мальчик бежит?  (2) Первое слово в предложении обозначается горизонтальной линией с уголком.  В конце предложения ставится точка.

Рассмотрим  вторую картинку?  Вначале назовите,  кто изображен на рисунке (Девочка) Потом скажите, что она делает? (рисует) Попробуйте составить схем у этого предложения. (ребенок говорит и чертит схему). Сколько слов в каждом предложении? (2)

Предложения могут состоять из одного или нескольких слов. Например, в  предложении ЗИМА. - одно слово. А в предложении  Наступила холодная зима. Сколько?(3)

Миша пойдет и выполнит схему первого предложения, а Аглая- второго.

-А сейчас вставайте в кружок, мы поиграем еще в одну игру "Бывает - не бывает?". Я буду говорить предложения, а вы слушайте внимательно. Если такое бывает – руки вверх, если такое не бывает – руки на пояс.

Летом идет снег, волк бродит по лесу, яблоки растут на берёзе, кошка ходит по забору, девочка рисует домик, собака гуляет по радуге, мальчик ходит в платье, по небу плывут облака, кот купил колбасу, осенью желтеют листья, ночью светит солнце.

 Молодцы, слушали внимательно.  Сова довольна вами. Что я вам сейчас говорила? (предложения)

Составление предложений из двух слов.
- А теперь я буду называть слова, а вы будете составлять из них предложения. Поднимаем руку!
Бабочка, порхать. Самолёт летать. Дверь скрипеть. Кузнечик прыгать. Падать снежинки.

 Далее сова предлагает составить предложения по картине, используя схему.
(На мольберте  картинка с изображением корзины с яблоками и схемы предложений.)

 (2 слова. Корзинка стоит. Яблоки лежат. Листья лежат. 3 слова. Лежат жёлтые листья.  Стоит  плетёная корзинка. 4 -5 слов)

ответы детей

Дети отвечают на вопросы

Дети выполняют упражнения физминутки

Дети выполняют поручения воспитателя.

Дети хлопают в ладоши, когда слышат предложения.

Выполнение работы по картинкам.

Выполнение движений при игре

Дети составляют предложения.

Этап осуществления самостоятельной работы детей

3 часть – заключительная

Подведение итогов, деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей

- Зачем к нам прилетела сова?

-Что мы составляли на занятии?
- Из чего состоит предложение?

-Когда получается предложение?

-Сколько может быть слов в предложении?
- Как обозначается начало предложения?

-Что ставится в конце предложения?

-Сова очень довольна, что она прилетела к вам не зря. Знания от неё вы получили. И она даёт вам домашнее задание:

Обведите морковь и яблоко по пунктиру. Выполните штриховку по образцу.

Ответы детей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: "Библиотека". Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Библиотека».Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.Цели: ·...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Занятие по развитию речи в старшей группе "Ознакомление с предложением"

Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения, тренировать в составлении прос...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» для подготовительной группы

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением»  для подготовительной группы...