Методы применения пословиц
консультация по развитию речи
Методы применения пословиц (рекомендации для родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_primeneniya_poslovits_rekomend.docx | 14.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы применения пословиц
Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям».
К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.
Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А.М. Леушиной, А.П.Усовой и других учёных. А.М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».
Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».
Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.
Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.
В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.
Выдающийся русский педагог И.И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.
Например, для звука Ж:
«Дружба дружбой, а служба службой»;
«Небо даёт дождь, а земля рожь»;
«Однажды шёл дождик дважды»
Или для звука Ш:
«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»
«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;
«Тише едешь, дальше будешь» и др.
Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А.П. Усова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста
в материале представлены примеры использования методов ТРИЗ в работе с дошкольниками....
Мастер-класс «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»
Мастер-класс по теме «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»...
Консультация для воспитателей: «Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»
Консультация для воспитателей:« Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»...
2018г. Проект "Метод Мозжечковой стимуляции посредством использования балансировочных досок в работе с дошкольниками". Презентация к проекту применение метода "Мозжечковая стимуляция".
Региональный конкурс " Лучший специалист в сфере физического воспитания Калужской области"...
Применение метода фокальных объектов в работе с детьми дошкольного возраста. Игры по методу фокальных объектов.
Инструкция для педагогов и родителей "Что такое МФО?" Игры предназначены для взаимодействия педагогов и родителей с детьми с целью развития детского креативного нестандартного ги...
занятия с применением наглядных пособий и карточек на тему «пословицы и поговорки».
Систематически проходят занятия с применением наглядных пособий и карточек на тему «пословицы и поговорки»....
Диагностика Е. А. Стребелевой: описание метода, применение, особенности…
Диагностика по тестам. Простые упражнения и тесты разработаны на основе многолетних исследований и наблюдений, которые позволили создать метод Е.А. Стребелевой по психолого-педагогической диагностике ...