Картотека грамматических игр по формированию грамматического и синтаксического строя речи и навыков словообразования
картотека по развитию речи
Картотека грамматических игр по формированию грамматического и синтаксического строя речи и навыков словообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека грамматических игр по формированию грамматического
и синтаксического строя речи и навыков словообразования.
Младший дошкольный возраст.
- Игры на образование множественного числа существительных.
«Один – много»
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Материал: парные картинки, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой несколько таких же предметов. Наборное полотно.
Ход игры: выкладываются парные картинки сначала одна потом вторая (лиса — лисята).
- Игры на согласование существительных с числительными и прилагательными.
«Чего не стало?»
Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.
Материал: игрушки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть 3-4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1-2 игрушки и спрашивает: «Чего не стало» Дети отвечают: «Не стало мишки, куклы, машинки и. т. д.
«Один — два»
Цель: формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными в роде и падеже.
Ход игры: показать пальцами правой и левой руки поочередно существительные мужского рода: один пальчик — два пальчика; один зайчик — два зайчика; один петушок — два петушка; один гусь — два гуся; существительные женского рода: одна курочка — две курочки; одна коза — две козы; одна кошка — две кошки; одна собака — две собаки; одна мышка — две мышки.
«Какого это цвета»
Цель: формировать умение различать цвета, оттенки; согласовывать существительные с прилагательными.
Материал: карточки с изображением знакомых ребенку предметов и квадратиков (кружочков) разных цветов, которые соответствуют количеству предметов.
Ход игры: картинки или квадратики воспитатель распределяет между собой и ребенком поровну. После чего он называет предмет, а ребёнок находит квадратик подходящего цвета и вместе с взрослым проговаривает словосочетания (красная ягода, зеленый лист, синий мяч и т. д.).
- Игры на составление предложений.
«Объясни Буратино»
Цель игры: формировать умение строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу .
Материал: кукла Буратино, предметные картинки.
Ход игры: Буратино, называя предметы на картинках, ошибается. Дети его исправляют., например: « Это не помидор, это репа. Она желтая».
Средний дошкольный возраст.
- Игры на составление предложений.
«Сломанное предложение»
Цель: упражнять ребенка в исправлении деформированной фразы; развивать связной речи, внимания, памяти, мышления.
Ход игры: воспитатель зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение.
Например: мама, печь, торт, вкусное - Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла - Маша играет с куклой и т.д.
«Что я знаю о профессиях?»
Цель: обучать составлению предложений о людях знакомых профессий; обогащать словарный запас.
Материал: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач и т. д.
Ход игры: воспитатель показывает ребенку картинки и предлагает ему составить предложение о человеке этой профессии. «Врач лечит детей», «Повар варит суп», «Учитель учит детей».
- Игры на образование новых слов с помощью суффикса.
«Зверюшки»
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
- Игры на образование притяжательных прилагательных.
«Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.
Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например, голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост
Ход игры: ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному. Например, «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост,
- Игры на образование приставочных глаголов.
«Что сделал Незнайка»
Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.
Ход игры: Грач с юга …..(прилетел).
Грачевник…… (облетел).
Грач через гнездо ……(перелетел).
Грач от гнезда…… (отлетел).
Грач к гнезду ….. (подлетел).
Грач с дерева …… (слетел).
Грач из гнезда ….. (улетел).
Грач в гнездо ….. (залетел).
- Игры на образование однокоренных слов.
«Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Материал: карточка с изображением дерева, листочки на липучках.
Ход игры: «Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.
Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»
!После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.
Старший дошкольный возраст.
- Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
«Посчитай - ка»
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д.
- Игры на образование множественного числа существительных.
«Один – много»
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например:
На дереве гнездо, а на деревьях…………..
На ветке сук, а на ветках……….
В гнезде птенец, а в гнездах……….
Во дворе дерево, а в лесу……..
- Игры на словообразование.
«Назови ласково»
Цель: развивать у дошкольников умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова.
Ход игры: по цепочке дети называют существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами.
Например: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.
Соловей – соловушка,
журавль - ….,
лебедь - ……,
скворец – скворушка…..
«Назови какой дом?»
Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного.
Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.
из бетона – из пластмассы – из бумаги –
из камня – из металла – изо льда –
из глины – из стекла – из дерева –
- Иры на образование сравнительной степени прилагательных.
«В гостях у матрёшек»
Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.
Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.
Ход: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.
«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?...(вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».
!Сравнивать предметы можно в разной последовательности. Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: «Защитники Отечества» Вид занятия-формирование лексико-грамматическог строя речи (подготовительная группа»
для логопедов и воспитателей...
Современные лингвистические представления о синтаксическом строе речи.
Синтаксис представляет собой систематизированную совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и употребления, имеющуюся в языке, и в то же время – раздел граммати...
Календарно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и формированию фонетико-фонематической стороны речи 6-7 лет по ФГОС
Календарно-тематическое планирование сообразуется с образовательной программой ДОУ, отвечает ФГОС ДО. Предназначен для обучения и воспитания детей 6 -7 лет с общим недоразвитием речи, может ...
Буклет: Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3- 4 года обучения
Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словобразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3-4 года обучения...
Методики формирования морфологической, синтаксической стороны речи, методика словообразования.
К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к су...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему «Путешествие в страну Звуков и Букв»
Цель: формирование устной речи для выражения своих мыслей и желаний, совершенствовать умение детей строить речевые высказывания в ситуации общения. Задачи:образовательные: формировать фонетико-фо...