Статья "Актуальность формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мультимедийных пособий"
статья по развитию речи (старшая группа)
В данном материале отражены особенности применения в современном образовании информационных и компьютерных технологий как части комплексного подхода к формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность формирование грамматического строя речи
у детей старшего дошкольного возраста средствами
мультимедийных пособий
Дошкольный возраст – сензитивный период для усвоения различных уровней родного языка, формирования культуры речевого общения и развития речи, которую С.Л.Рубинштейн называл «языком в действии». Согласно п. 2.6. Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой и детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Остановимся подробнее на развитии грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Большой вклад в изучение данной темы внесли А.М.Бородич, В.В.Виноградов, В.В.Гвоздев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, К.Д.Ушинский, а также другие педагоги-исследователи и учёные.
Академик В.В.Виноградов назвал грамматический строй «организующим центром языка».
Грамматика, по словам К.Д.Ушинского, - логика языка. У детей, усваивающих грамматику практически, одновременно формируется и мышление.
Мы разделяем мнение учёных (Н.Д.Арутюнова, Г.О.Винокур, В.В.Лопатин, Л.В.Щерба) о том, что грамматика включает в себя три взаимосвязанных компонента: морфологию, синтаксис и словообразование. В норме ребёнок осваивает грамматический строй речи в индивидуальной последовательности, через подражание речи взрослых в процессе разнообразной речевой практики.
Заметим, что личный опыт детей неодинаков, чем объясняется многообразие индивидуальных особенностей речевого развития. Поэтому при работе по грамматике в детском саду должны эффективно применяться
разные формы и средства педагогического воздействия, как на занятиях, так и в режимных моментах.
Остановимся подробнее на применении в современном образовании информационных и компьютерных технологий как части комплексного подхода к формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Данным вопросом занимались многие отечественные исследователи (Е.М.Зворыгина, Ю.М.Горвиц и др). Среди различных вариантов использования ИКТ исследователи выделяют мультимедийные пособия как наиболее доступное средство, дающее уникальную возможность для повышения мотивации и совершенствования обучения современных дошкольников.
Актуальность темы обусловлена требованиями ФГОС ДО, возрастанием интереса общества к проблемам речевого развития дошкольников, повышением интереса детей 5-7 лет к компьютерной технике, особыми условиями реализации образовательных программ детских садов в период пандемии коронавируса.
Проблема исследования: как повысить эффективность применения мультимедийных пособий как средства формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
На основании актуальности темы и проблемы нами были выделены объект и предмет исследования.
Объект изучения данной работы – процесс формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – использование мультимедийных пособий для формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования мультимедийных пособий для формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мультимедийных пособий будет более успешным, если:
- использовать в структуре речевых занятий мультимедийные пособия, разработанные в игровой форме и включающие привлекательные для детей эффекты (яркие картинки, анимация, звук и др.);
- регулярно применять мультимедийные пособия с целью формирования грамматического строя речи в режимных моментах (утренний приём и вечернее время);
- сочетать в работе по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников авторские мультимедийные пособия с методическими материалами (коврограф Воскобовича, фланелеграф, двухсторонний детский планшет).
В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования были поставлены следующие задачи:
- Определить особенности развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Рассмотреть мультимедийные пособия как средство формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Описать методику использования мультимедийных пособий на занятиях и вне их в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
- Выявить исходную степень сформированности грамматического строя речи у детей старшей группы.
- Разработать и провести занятия и дидактические игры по речевому развитию с использованием мультимедийных пособий с целью формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Проанализировать опытно-практическую работу по формированию грамматического строя речи средствами мультимедийных пособий у детей старшей группы.
В качестве методов исследования используются анализ, синтез обобщение, индукция, дедукция; анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, изучение документации дошкольного общеобразовательного учреждения, диагностическая беседа, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, математические и графические методы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...
Презентация опыта работы на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III посредствам кинетического песка"
Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи посредствам кинетического песка....
Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, ...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...