Конспект занятия "Птицы прилетели"
план-конспект по развитию речи

Безсонова Анна Михайловна

Конспект занятия по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_prileteli_ptitsy.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к занятию по речевому развитию.

Тема: Прилетели птицы.

Культурные практики: коммуникативная.

Культурно-смысловые контексты:

Цель: овладение навыком подбора относительных прилагательных для существительных обобщающей категории «Птицы» в коммуникативной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

Учить употреблять относительные прилагательные для существительных обобщающей категории «Птицы».

Воспитательные:

Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение работать в коллективе.

Развивающие:

Развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Материалы и оборудование:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемые
результаты

Введение в ситуацию

Воспитатель: сегодня утром, когда я шла в детский сад, слышала красивую песню без слов. Как вы думаете, ребята, кто это мог быть? Даю подсказку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла...

Прилетит - плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это...

(ответы детей)

- Что происходит весной? Почему весной пение птиц стало более громким и разнообразным? (ответы детей).

- Но вот какая беда, у нас нет ни одной книжки про птиц и мы не сможем прочитать о них сказку. Что же нам делать?

Подвести детей к тому, чтобы создать книжку о птицах.

Дети разгадывают загадку, отвечают на вопросы воспитателя, выстраивая полные ответы. Дети формулируют цель своей дальнейшей деятельности.

Дети отвечают на вопросы воспитателя о сезонных изменениях весной: тает снег, прилетают птицы.

Актуализация знаний и умений

Воспитатель: для начала давайте вспомним, как птиц зовут.

Загадки:

Кто на елке, на суку

Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?»

(Кукушка)

Над волнами в бурном море

Реют птицы на просторе.

Птицы рыбку любят очень,

Днем охотятся и ночью.

По одной летят и стайкой

Гордых птиц зовем мы … (Чайкой)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало.

(Синичка)

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

«Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!»

(Воробей)

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее?

(Ворона)

А по каким признакам вы угадали? А что вы еще знаете о воробье, синичке, ласточке, вороне, кукушке? (особенности жизнедеятельности)

Дети отгадывают загадки, объясняя, по каким признакам они отгадали название птицы.

Дети называют характерные особенности птиц, особенности их обитания.

Дети правильно произносят звуки.

Дети демонстрируют ориентировку в существенных признаках птиц – называют 2-3 признака (например, летают по небу, бывают перелетные и зимующие и т.д.)

Затруднение в ситуации

 Детям включается презентация с пением птиц. Воспитатель: ребята, угадайте, кто это поет? Какую песню он поет? (громкую, тихую, звонкую, грустную и др.)

А кто поет громче – ворона или воробей? Почему как вы думаете? Давайте посмотрим на них.

Упражнение на сравнение:

— Лапки у воробья какие? (Маленькие лапки, малюсенькие)

— А у вороны лапы какие? (Большие, большущие лапищи,

— У воробья голова какая? (Маленькая головка, малюсенькая).

— А у вороны? (Большая голова — головища).

— У воробья клюв какой? (Маленький клювик).

— А у вороны? (Клюв большой, чёрный — клювище).

— У воробья глаза какие? (Глазки маленькие, бусинки).

— А у вороны? (Глаза большие — глазищи, чёрные).

— У воробья хвост какой? (Малюсенький хвостик).

— А у вороны? (Большой, чёрный — хвостище).

Дети внимательно слушают пение птиц, характеризуют пение, подбирая относительные прилагательные.  

Дети подбирают относительные прилагательные, характеризуя объект наблюдения (например: маленький, большой, разноцветный и т.д.)

«Открытие» нового знания (способа действий)

Воспитатель: ребята, мы теперь знаем, какие бывают птички.

Картинки с изображением различных птиц: кукушка, ласточка, ворона, чайка, воробей.

-Ребята, посмотрите внимательно на картинки, чем отличаются друг от друга птицы, какие они бывают по размеру и цвету? Какими сходствами они обладают? Почему у них такое строение тела (зачем клюв нужен, крылья, перья)?

Дети сравнивают птиц, проговаривая названия каждой, называя их отличия и сходства.

Дети правильно произносят звуки.

Дети называют сходства и различия птиц (например: меньше, больше, темнее, светлее и др)

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.

Воспитатель: а теперь давайте поиграем в игру «Отгадай». Я бросаю вам мяч, тот, кто его ловит, отгадывает, какую я птичку загадала.

А теперь давайте поиграем наоборот – я называю птичку, а тот, кто ловит мяч рассказывает нам о ней.

А теперь я предлагаю все картинки с птицами собрать в одну книжку и поставить ее на выставку, чтобы ваши папы и мамы полюбовались новой книгой.

Дети играют в игру, выполняя задания воспитателя.

Ребенок называет относительные прилагательные, характеризующие объект, анализирует информацию, делает вывод.  

Осмысление

Воспитатель: ребята, чем мы сегодня занимались? Какие знания нам пригодились, чтобы отгадать загадки? Получилась у нас новая книжка для группы?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Вспоминая алгоритм своих действий на занятии, дети оценивают степень своего успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изо в подготовительной группе:"Прилетела осень-волшебная птица"

Яркая, красивая работа по изо -декоративное творчество, дети развивают фантазию, творчество. Рисуют необычный образ птицы, применяют в работе нетрадиционные техники....

Конспект коллективной аппликации на тему: "К нам прилетели снегири"

В данной работе я использовала с детьми обычные деревянные прищепки. Вот, что у нас получилось!...

Конспект занятия по экологии "Пришла весна, прилетели птицы". ( старшая группа)

Данное занятие расширяет и уточняет представления детей о весенних изменениях в природе, знания о птицах. Учит  выделять и называть характерные особенности птиц. Формирует представление о том, чт...

Конспект «Грачи прилетели».

Данный конспект представлен для детей с задержской психического развития старшего возрвста. Представлен материал по развитию связной речи по картине художника «Грачи прилетели»....

Конспект занятия "Прилетели птицы"

Конспект занятия по лексической теме "Перелетные птицы"...

Конспект "Скворцы прилетели"

Конспект открытого занятия по математике "Скворцы прилетели"вторая младшая группа...