Конспект «Грачи прилетели».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Данный конспект представлен для детей с задержской психического развития старшего возрвста. Представлен материал по развитию связной речи по картине художника «Грачи прилетели».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_grachi_prileteli.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное учреждение детский сад №15
комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по теме:
Рассматривание картины «Грачи прилетели» художника А.К.Саврасова, проведенного в коррекционной группе
с детьми с задержкой психического развития.
Составила:
Учитель-дефектолог
Филичева Е.Н.
Санкт-Петербург 2017
Задачи:
- Углубить и закрепить знание детей о характерных признаках весны (состояние неба, снега, деревьев)
- Расширять словарь детей за счет введения слов: снег рыхлый, пористый, темный, зеленая дымка, ранняя весна, березка белоствольная, проталинки, почки набухают, вестники весны, летающие, кричащие грачи и др.
- Воспитывать бережное любовное отношение к природе.
- Упражнять детей в грамматически правильном построении предложений, продолжать работу над выразительностью речи детей.
I часть. Речевая гимнастика.
- Упражнение «Шмели» (30-40 сек.)
Еще в лесу не растаял снег, а уже из-под слоя слежавшихся листьев, мха, выбирается перезимовавшая шмелиха. Она чуть слышно гудит, шевелит крыльями, расправляет их и летит к иве, к ее цветущим барашкам. Они дают нектар и пыльцу.
Превращаемся в шмелих, чуть слышно гудим, шевелим крыльями,
расправляем крылья, летим:
МММММММММММ….(озвучивание головы в движении)
МММММММММММ….
Летим к иве: мммммммммм…
Ночью холодно – шмелиха вновь засыпает.
Утром пригреет солнышко, шмелиха опять летит за кормом. Летит быстро, легко, невысоко, иногда залетит и на цветок – отдыхает, кормится и снова в путь:
Мммммммммммммм….
- Упражнение «Цветок»
Растет нежная изумрудная травка, появились первые весенние цветы. У дорог множество ярко –желтых корзинок мать-и-мачехи.
Солнышко припекает, цветок распускает лепестки:
Ссссссссссс… продолжительный выдох, губы на улыбке,
Сссссссссссс… кончик языка прижат к нижним зубам, 2-3 раза.
И.Токмакова «Весна».
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны,
Видно, очень теплые
Ноги у весны.
- Как вы думаете, дети, о чем сегодня наш разговор? (о весне).
- Верно. Спокойно садитесь на свои места.
II часть. Рассматривание картины.
- Сегодня я принесла вам картину русского художника Саврасова Александра Кондратьевича «Грачи прилетели».
- Давайте ее рассмотрим. (Дети молча смотрят на картину вместе с педагогом).
- Скажите, какое время года изобразил художник Саврасов на картине?
- Как вы узнали, что это весна? Что вы видите на небе? (выслушивания детей)
- Верно. На небе видны кучевые облака. (как белые кучи ваты плавают в голубом небе).
- как вы думаете, художнику нравится весна? (выслушать).
- Докажите.
Художнику Саврасову очень нравится наша русская природа. Он любовно нарисовал синеющий снег, яркое солнце, бегущие, звенящие ручейки, голубое небо с плывущими кучевыми облаками.
- Что случилось со снегом?
Снег поголубел, стал рыхлым, пористым, кое-где виднеются проталинки – места, где стаял снег и уже виднеется земля. – Почему снег поголубел?
Солнце ярко светит и печет, от тепла снег тает, выступает по снегу синева, а потом будет совсем темный – будет видна пыль, грязь.
- Что хотел рассказать нам Александр Кондратьевич Саврасов этой картиной? (выслушивание детей и обобщить).
- Верно. Русский художник саврасов очень любил Весну, особенно раннюю. У него много картин о весне, этого художника называют певцом русской природы. Он любил писать снег, деревья, небо, домики, русские церкви, дороги. И везде мы чувствуем нежность художника, любовь к родной природе.
- Скажите, дети, какая самая любимая краска у художника Саврасова? (голубая).
- Вы верно подметили. Голубой снег, голубое небо – во всем голубизна, даже в стволах этих деревьев. Вы, конечно, узнали березы? Посмотрите на березы, опишите их. (стройные, белоствольные, красавицы, еще голые, обнаженные)
- Вспомните загадку про березы!
Встали в ряд сестрицы,
Стройные девицы,
Платьица беленые,
Шапочки зеленые.
- Художник свои чувства к весне выражает кистью, красками, а поэт? А музыкант? (выслушать).
- Давайте прочтем стихи и прослушаем музыку П.И.Чайковского (из сборника «Времена года»)
Стихотворение А.Прокофьева.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С зелеными сережками, С красивыми сережками.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется,- но не ломится.
- Похожи березы, нарисованные Саврасовым на ту, о которой рассказал поэт? (выслушать и обобщить).
Физминутка
(Дети изображают летающих, кричащих грачей.)
Продолжим работу.
- Расскажите, что вы видите на березах? (гнезда грачей, грачиные гнезда)
- Расскажите, что за птицы грачи?
- Верно. На березах грачи свили большие гнезда, где они будут выводить птенцов. Очевидно, грачи недавно прилетели к своим старым гнездам и сейчас ремонтируют их. Грачи самыми первыми прилетают к нам весной. О граче горят: «Грач птица весенняя».
Грачей еще называют вестниками весны. (повторить хором, индивидуально)
- Почему, как выдумаете?
- Дети, вспомните, какие грачи? Чем они отличаются от ворон? (Грач весь черный, а ворона серая, только голова у нее черная, крылья черные и хвост черный. У грача только клюв серый. Грач кричит КРРРР!, а ворона: Кар!)
- Посмотрите внимательно, что делают грачи? Вспомните нашу экскурсию к грачевнику. (Птицы летают, кружат, носят в клювах щепки, прутики, палочки – строят гнезда).
- Где зимой были грачи? (Грачи перелетные птицы, зимуют на юге, где есть корм, а у нас им кормиться нечем – снег покрывает землю, червяков нет.)
- Так, какие же это птицы? (перелетные).
- Верно. Вот почему они строят себе гнезда, новые гнезда и чинят старые.
- Зачем грачи строят себе гнезда? (Для того, чтобы выводить птенцов)
- Дети, почему люди так радостно встречают птиц?
- Как называется место, где живут грачи? (грачевник).
- Что изображено на картине? Деревня или город? Почему вы узнали? (Видны луга, березовая роща, деревянные постройки, красивая церковь. Нет городских домов, машин, асфальта.)
- Я рада, что вы наблюдательны, верно все подметили.
- Как бы вы назвали эту картину? (выслушать)
Русский художник Александр Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели»
III часть. Рассказ воспитателя (по рассказам Скребицкого)
Наступила долгожданная весна. Над полями и лесом все ярче и ярче светит солнце, снег поголубел. Показались первые проталины, освободилась первая земля.
Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам, белоносые, торопятся поправить свои старые , растрепанные гнезда. Они кружат над березовой рощей, ломают ветки, целыми днями строят гнезда. Грачи рады, что могут ковырять носом в поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей.. Зазвенели ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки, пахнет теплым снегом. Все теплее, шумнее и краше весна.
Прочтите стихи о весне (спросить двоих).
И.Никитин «Полюбуйся весна наступает….»
А. Плещеев «Уж тает снег…»
Оценить чтение.
IV часть. Работа по грамоте, работа с полосками (по системе Эльконина)
Приготовьтесь к «диктанту». Будем записывать полосками предложения, слова и части слов.
- какие полоски нужно приготовить? Что они обозначают?
Длинная красная полоска – предложение.
Короткие зеленые – слово.
Маленькие желтые –части слов.
- Сначала записываем вверху предложение, под ним – слова, под каждым словом – части слов.
Итак, приготовились к «диктанту».
«Записываем» предложение:
Засвищут скоро соловьи.
«Записываем» под предложением слова:
Засвищут скоро соловьи.
«Записываем» части слов над каждым словом:
За-сви-щут ско-ро со-ло-вьи.
Проверка выполнения задания.
Примечание:
Темп прочтения разный. Прочти неторопливо и плавно. Слова: после каждого слова выдерживаем паузу, остановку.
Слоги: за – сви – щут (пауза)
Ско-ро (пауза)
Со-ло-вьи(читаем: «са-ла-вьи» - как слышим)
V часть. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы по искусству (рассматривание репродукции А.К.Саврасова "Грачи прилетели").
Цель - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать.Развивать эмоциональный отклик на весенние проявление природы, эстетические чувства и пережив...
НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»
Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...
Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.
Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...
Конспект занятия в подготовительной группе «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели», Левитана И.И. «Большая вода».
Цель: Развитие у детей эстетических представлений на основе ознакомления дошкольников с произведениями живописи, поэзии, музыки. ...
Конспект ООД «Аппликация» с детьми средней группы Тема: «Грачи прилетели»
Занятие по аппликации на даану тему дает возможность расширять представления детей о птицах, обогащать словарный запас, развивать умение составлять из частей целое, воспитывать бережное отношение к пр...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...