Конспект «Грачи прилетели».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Филичева Елена Николаевна

Данный конспект представлен для детей с задержской психического развития старшего возрвста. Представлен материал по развитию связной речи по картине художника «Грачи прилетели». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_grachi_prileteli.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное учреждение детский сад №15

комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

         

                                Конспект занятия по теме:

Рассматривание картины «Грачи прилетели» художника А.К.Саврасова, проведенного в коррекционной группе

с детьми с задержкой психического развития.

                                                                             Составила:

                                                                             Учитель-дефектолог

                                                                             Филичева Е.Н.

Санкт-Петербург 2017

Задачи:

  • Углубить и закрепить знание детей о характерных признаках весны (состояние неба, снега, деревьев)
  • Расширять словарь детей за счет введения слов: снег рыхлый, пористый, темный, зеленая дымка, ранняя весна, березка белоствольная, проталинки, почки набухают, вестники весны, летающие, кричащие грачи и др.
  • Воспитывать бережное любовное отношение к природе.
  • Упражнять детей в грамматически правильном построении предложений, продолжать работу над выразительностью речи детей.

I часть. Речевая гимнастика.

  • Упражнение «Шмели» (30-40 сек.)

      Еще в лесу не растаял снег, а уже из-под слоя слежавшихся листьев, мха, выбирается перезимовавшая шмелиха. Она чуть слышно гудит, шевелит крыльями, расправляет их и летит к иве, к ее цветущим барашкам. Они дают нектар и пыльцу.

Превращаемся в шмелих, чуть слышно гудим, шевелим крыльями,

расправляем крылья, летим:

 МММММММММММ….(озвучивание головы в движении)

      МММММММММММ….

Летим к иве: мммммммммм…

Ночью холодно – шмелиха вновь засыпает.

Утром пригреет солнышко, шмелиха опять летит за кормом. Летит быстро, легко, невысоко, иногда залетит и на цветок – отдыхает, кормится и снова в путь:

Мммммммммммммм….

  • Упражнение «Цветок»

Растет нежная изумрудная травка, появились первые весенние цветы. У дорог множество ярко –желтых корзинок мать-и-мачехи.

Солнышко припекает, цветок распускает лепестки:

Ссссссссссс… продолжительный выдох, губы на улыбке,

Сссссссссссс… кончик языка прижат к нижним зубам, 2-3 раза.

И.Токмакова «Весна».

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны,

Видно, очень теплые

Ноги у весны.

 - Как вы думаете, дети, о чем сегодня наш разговор? (о весне).

 - Верно. Спокойно садитесь на свои места.

II часть. Рассматривание картины.

 - Сегодня я принесла вам картину русского художника Саврасова Александра Кондратьевича «Грачи прилетели».

 - Давайте ее рассмотрим. (Дети молча смотрят на картину вместе с педагогом).

 - Скажите, какое время года изобразил художник Саврасов на картине?

 - Как вы узнали, что это весна? Что вы видите на небе? (выслушивания детей)

 - Верно. На небе видны кучевые облака. (как белые кучи ваты плавают в голубом небе).

 - как вы думаете, художнику нравится весна? (выслушать).

 - Докажите.

Художнику Саврасову очень нравится наша русская природа. Он любовно нарисовал синеющий снег, яркое солнце, бегущие, звенящие ручейки, голубое небо с плывущими кучевыми облаками.

 - Что случилось со снегом?

Снег поголубел, стал рыхлым, пористым, кое-где виднеются проталинки – места, где стаял снег и уже виднеется земля. – Почему снег поголубел?

 Солнце ярко светит и печет, от тепла снег тает, выступает по снегу синева, а потом будет совсем темный – будет видна пыль, грязь.

 - Что хотел рассказать нам Александр Кондратьевич Саврасов этой картиной? (выслушивание детей и обобщить).

 - Верно. Русский художник саврасов очень любил Весну, особенно раннюю. У него много картин о весне, этого художника называют певцом русской природы. Он любил писать снег, деревья, небо, домики, русские церкви, дороги. И везде мы чувствуем нежность художника, любовь к родной природе.

- Скажите, дети, какая самая любимая краска у художника Саврасова? (голубая).

 - Вы верно подметили. Голубой снег, голубое небо – во всем голубизна,  даже в стволах этих деревьев. Вы, конечно, узнали березы? Посмотрите на березы, опишите их. (стройные, белоствольные, красавицы, еще голые, обнаженные)

 - Вспомните загадку про березы!

Встали в ряд сестрицы,

Стройные девицы,

Платьица беленые,

Шапочки зеленые.

 - Художник свои чувства к весне выражает кистью, красками, а поэт? А музыкант? (выслушать).

 - Давайте прочтем стихи и прослушаем музыку П.И.Чайковского (из сборника «Времена года»)

Стихотворение  А.Прокофьева.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С зелеными сережками, С красивыми сережками.

Люблю березку русскую,

 Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется,- но не ломится.

 - Похожи березы, нарисованные Саврасовым на ту, о которой рассказал поэт? (выслушать и обобщить).

Физминутка

(Дети изображают летающих, кричащих грачей.)

Продолжим работу.

 - Расскажите, что вы видите на березах? (гнезда грачей, грачиные гнезда)

 - Расскажите, что за птицы грачи?

 - Верно. На березах грачи свили большие гнезда, где они будут выводить птенцов. Очевидно, грачи недавно прилетели  к своим старым гнездам и сейчас ремонтируют их. Грачи самыми первыми прилетают к нам весной. О граче горят: «Грач птица весенняя».

    Грачей еще называют вестниками весны. (повторить хором, индивидуально)

 - Почему, как выдумаете?

 - Дети, вспомните, какие грачи? Чем они отличаются от ворон? (Грач весь черный, а ворона серая, только голова у нее черная, крылья черные и хвост черный. У грача  только клюв серый. Грач кричит КРРРР!, а ворона: Кар!)

- Посмотрите внимательно, что делают грачи? Вспомните нашу экскурсию к грачевнику. (Птицы летают, кружат, носят в клювах щепки, прутики, палочки – строят гнезда).

 - Где зимой были грачи? (Грачи перелетные птицы, зимуют на юге, где есть корм, а у нас им кормиться нечем – снег покрывает землю, червяков нет.)

 - Так, какие же это птицы? (перелетные).

 - Верно. Вот почему они строят себе гнезда, новые гнезда и чинят старые.

 - Зачем грачи строят себе гнезда? (Для того, чтобы выводить птенцов)

 - Дети, почему люди так радостно встречают птиц?

 - Как называется место, где живут грачи? (грачевник).

- Что изображено на картине? Деревня или город?  Почему вы узнали? (Видны луга, березовая роща, деревянные постройки, красивая церковь. Нет городских домов, машин, асфальта.)

 - Я рада, что вы наблюдательны, верно все подметили.

 - Как бы вы назвали эту картину? (выслушать)

 Русский художник Александр Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели»

III часть. Рассказ воспитателя (по рассказам Скребицкого)

        Наступила долгожданная весна. Над полями и лесом все ярче и ярче светит солнце, снег поголубел. Показались первые проталины, освободилась первая земля.

        Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам, белоносые, торопятся поправить свои старые , растрепанные гнезда. Они кружат над березовой рощей, ломают ветки, целыми днями строят гнезда. Грачи рады, что могут ковырять носом в поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей.. Зазвенели ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки, пахнет теплым снегом. Все теплее, шумнее и краше весна.

Прочтите стихи о весне (спросить двоих).

И.Никитин «Полюбуйся весна наступает….»

А. Плещеев «Уж тает снег…»

Оценить чтение.

IV часть. Работа по грамоте, работа с полосками (по системе Эльконина)

Приготовьтесь к «диктанту». Будем записывать полосками предложения, слова и части слов.

 - какие полоски нужно приготовить? Что они обозначают?

Длинная красная полоска – предложение.

Короткие зеленые – слово.

Маленькие желтые –части слов.

- Сначала записываем вверху предложение, под ним – слова, под каждым словом – части слов.

Итак, приготовились к «диктанту».

«Записываем» предложение:

Засвищут скоро соловьи.

«Записываем» под  предложением слова:

Засвищут скоро соловьи.

«Записываем» части слов над каждым словом:

За-сви-щут ско-ро со-ло-вьи.

Проверка выполнения задания.

Примечание:

Темп прочтения разный. Прочти неторопливо и плавно. Слова: после каждого слова выдерживаем паузу, остановку.

Слоги: за – сви – щут (пауза)

Ско-ро (пауза)

Со-ло-вьи(читаем: «са-ла-вьи» - как слышим)

V часть. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по искусству (рассматривание репродукции А.К.Саврасова "Грачи прилетели").

Цель - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать.Развивать эмоциональный отклик на весенние проявление природы, эстетические чувства и пережив...

НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...

Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...

Конспект занятия в подготовительной группе «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели», Левитана И.И. «Большая вода».

Цель: Развитие  у детей эстетических представлений  на основе ознакомления дошкольников с произведениями  живописи, поэзии, музыки. ...

Конспект ООД «Аппликация» с детьми средней группы Тема: «Грачи прилетели»

Занятие по аппликации на даану тему дает возможность расширять представления детей о птицах, обогащать словарный запас, развивать умение составлять из частей целое, воспитывать бережное отношение к пр...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...