Беседа в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Беседа: «Зимующие птицы»
Цели: Развивать и расширять словарный запас у детей по теме ; воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.
Материал: дерево с зимующими птицами, картинки с изображением птиц.
Ход беседы:
1. Организационный момент .
Мы в окошко поглядели, повернулись и друг другу улыбнулись.
Логопед:
-Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?
-Назовите зимние месяцы.
-Какие признаки зимы вы знаете? (люди носят теплую одежду; выпадает снег; покрываются льдом реки, озера; солнце светит, но не греет; дни стали короче, а ночи длиннее)
-Вам нравиться зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)
-Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)
2. Физкультминутка: «Прогулка»
1, 2, 3, 4, 5
Мы опять идем гулять.
Мы на солнце посмотрели,
Друг на друга поглядели.
Лево ножка, право ножка,
Носом вдох и выдох ртом
Воздух — вот помощник мой.
3. Основная часть:
Логопед: Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в зимний лес.
Дети: Да.
Логопед: Вспомните правила поведения в лесу. (ответы детей). У меня есть волшебная палочка, но чтобы произошло чудо нужно закрыть глаза и взмахнуть ей, и посчитать до трех.
(Дети закрывают глаза. Звучит запись голосов птиц.)
Мы очутились на полянке, где чудесно поют птицы. Ребята, нам пришло письмо. Давайте откроем его.
Вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим.
4. Отгадывание загадок.
Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос ка топор. (Дятел)
Белые щечки,
Синяя птичка,
Остренький клювик.
Собой невеличка,
Желтая грудка,
Это (Синичка)
Ходит важно, вперевалку,
И воркует, и клюет. (Голубь)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Молодцы! Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие)
5. Беседа по теме.
- Почему их называют зимующими? (потому, что они остаются зимовать, не бояться холода)
Логопед: Ребята, а чем птицы похожи?
Дети: У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.
Логопед: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?
Дети: Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос.
Логопед: В какое время года мы наблюдаем за этими птицами?
Дети: Мы за ними наблюдаем зимой.
Логопед: Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?
Дети: Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм.
Логопед: Чем мы можем подкормить птиц зимой?
Дети: Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.
6. Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)
В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)
Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)
Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Улететь хотят. (боковые взмахи руками)
- Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе, взмахивая
руками, как крыльями) .
За метелью! За метелью!
7. Упражнения по формированию фонематического слуха.
Логопед: Ребята, в названии какой птицы слышится:
звук «с» - сорока, клест, снегирь, сова, свиристель;
звук «р» - сорока, ворона, воробей;
звук «л» - дятел, глухарь, голубь;
звук «в» - воробей, ворона, сова.
Логопед: Назовите птиц, в названии которых:
1 слог – клест;
2 слога – сова, дятел, глухарь, снегирь, голубь;
3 слога – сорока, ворона, воробей, синица, свиристель.
8. Игра «Исправь ошибку»
Логопед: Молодцы! Теперь вам необходимо слушать меня очень внимательно, чтобы справиться с заданием. Я буду произносить словосочетания и предложения, а вам нужно исправить меня и сказать правильно.
Черный ворона – черная ворона.
Белый сова – белая сова.
Серое голубь – серый голубь.
Снегирь клевала хлеб – снегирь клевал хлеб.
Сорока сидел на заборе – сорока сидела на заборе.
Ворона чирикала на солнышке – ворона каркала на солнышке.
Логопед: Скажите, что могут делать птицы?
Дети: птицы могут летать, прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать яйца, высиживать, уничтожать вредных насекомых.
9. Игра с мячом «скажи наоборот»
(Дети встают в круг, педагог бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок, возвращая мяч, должен продолжить его.)
Ворона большая, а воробей маленький.
У человека дети, а у птицы птенцы.
У кошки лапы, а птицы лапки.
У человека нос, а у птицы клюв.
У человека руки, а птицы крылья.
У животных шерсть, а у птицы перья.
Один снегирь, а много снегирей.
Один глухарь, а много глухарей.
Один дятел, а много дятлов.
Три совы, а пять сов.
Две синицы, а пять синиц.
Ворона вышагивает, а воробей прыгает.
10. Игра «Четвертый лишний»
Ребята, я буду называть несколько слов, а вы должны найти лишнее слово.
Голубь, голубок, голубка, голубика.
Ствол, сова, совята, совушка.
Снегирь, кормушка, синица, воробей.
Свиристель, дятел, сорока, сова.
11. Игра «Узнай птицу по словесному описанию»
Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые. На горле черная полоска – галстук, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое. (Синица)
У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные. Спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета. (Снегирь)
У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги, ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. (Ворона)
12. Пальчиковая гимнастика: «Дятел»
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы. Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – это солнышко.
13. Игра «Назови ласково»
Синица, а ласково синичка.
Сова, а ласково совушка.
Воробей, а ласково воробушек.
Голубь, а ласково голубок.
Птица – птичка, снегирь – снегирек, голубь – голубка, воробей – воробышек. (звучит голос птиц)
Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова. И обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением. Ну а нам пора в группу. Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.
14. Подведение итогов беседы.
Логопед : Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?
Дети: Мы сегодня говорили о зимующих птицах.
Логопед: Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.
Рефлексия: Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа в подготовительной к школе группе "Берегись автомобиля"
Эта беседа поможет детям еще раз закрепить свои знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о том, что люди ходят по тротуарам и переходят улицу на разрешающий сигнал светофора по пеше...
Беседа в подготовительной к школе группе "КОСМОС"
Беседа в подготовительной к школе группе "КОСМОС"...
Беседа в подготовительной к школе группе "День победы"
В беседе закрепляются знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, воспитывается уважение и благодарность ко всем, кто защищал Родину....
Беседа в подготовительной к школе группе «Как устроено наше тело»
Беседа в подготовительной к школе группе «Как устроено наше тело»...
Беседа в подготовительной к школе группе «От чего возникают разные заболевания»
Беседа в подготовительной к школе группе «От чего возникают разные заболевания»...
Конспект беседы в подготовительной к школе группе «Беседы о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. В. Бианки «Май»
Цель:• Уточнить, углубить и систематизировать знание о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем В. В. Бианки и его творчеством.• Пробуждать любознательность, активный интерес к ...
Беседа в подготовительной группе о перелетных птицах
Активизировать словарный запас, упражнять в подборе определений.Развивать связанную речь, память, мышление зрительное внимание, общую моторику, координацию речи с движениями.Воспитывать бережное отнош...