Конспект занятия "Обучение составлению синквейна"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ СИНКВЕЙНА»
детей среднего возраста
Тема занятия: «Обучение детей составлению синквейна»
Цель: развитие связной речи детей посредством технологии синквейн.
Задачи:
Обучающие:
· познакомиться с техникой синквейн;
· научиться составлять синквейн самостоятельно;
· научиться отгадывать синквейн-загадки.
Развивающие:
· развивать речь дошкольников; развивать воображение;
· обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
· воспитывать желание помочь другу;
· воспитывать усидчивость.
Оборудование: кукла Незнайка, предметные картинки, 5 конвертов с заданиями, доска, магниты.
Ход занятия.
Организационный момент:
(Дети проходят в центр группы, встают в круг).
Собрались мы с вами вместе
Чтобы было интереснее,
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Основная часть:
Показ игрушки Незнайки.
- Дети, наш Незнайка болел ангиной и пропустил учёбу. Учитель дал ему задание домой, но он не может разобраться, что с ним делать. Поможет Незнайке?
- Да!
- Молодцы, дети, нужно помогать друзьям. Но прежде, мы должны выполнить артикуляционную гимнастику. Незнайка, присядь пока, посмотри на детей. Проходите на стулья, берите зеркала.
Жили были дедушка и бабушка. К ним толстые внуки приехали в гости. С ними худые – лишь кожа да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, Поцеловать они всех потянулись. Утром проснулись – в улыбочку губы, Чистили мы свои верхние зубы: Вправо и влево, внутри и снаружи С нижними зубками тоже мы дружим. Губы сожмём мы, и рот прополощем И самоваром пыхтим, что есть мочи.
Блюдца поставим – положат блины нам. Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо, Блинчик жуём, завернём и прикусим.
Блинчик с вареньем малиновым вкусным Чашки поставим, чтоб чаю налили.
На нос подули – мы чай остудили. Чаю попили — никто не обижен, Вкусный был завтрак – мы губки оближем |
(надуваем щёки),
(втягиваем щёки). (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), (губы тянутся вперёд). (снова широкая улыбка).
(широкий язык за верхними зубами) (соответствующие движения широким языком). (поочерёдное надувание щёк), (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы). (широкий язык лежит на нижней губе). (подуть на широкий язык).
(жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы), (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). (широкий язык загибаем кверху чашечкой), (подуть с «чашечки» вверх). («чашечка» двигается вперёд-назад). (кончик языка облизывает губы по кругу). |
- Смотрите, ребята, учитель дал Незнайке конверты. На них написаны цифры. Давайте разложим конверты по порядку (дети раскладывают на столе конверты).
- Откроем первый конверт.
Загадка:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
(Самовар)
(Логопед показывает картинку самовара)
- Здесь написано задание: составить синквейн про самовар.
Синквейн это такое нерифмованное пятистишие. Давайте вместе скажем это слово. Показ схемы составления синквейна.
- Теперь узнаем, как правильно составлять синквейн.
- Дети, эта картинка обозначает предмет. Какие предметы вы знаете? (Стол, самовар, стул и др.)
- Эта картинка обозначает признак предмета, то есть какой он. Например, самовар какой? (Ответы детей).
- Эта картинка обозначает действие предмета. Что делает самовар? (Пыхтит, кипит, шипит).
- Это схема предложения. Значит, мы должны составить предложение про наш предмет. Например, самовар стоит на столе- И последний конверт. Синоним предмета, то есть, как еще мы можем назвать этот предмет. Например, самовар – это посуда.
- Посмотрим, что же у нас получилось.
(На доске вывесить схему)
Л: На что похожа наша схема из человечков?
- Правильно, на ёлочку.
- Повторим еще раз:
сначала мы должны назвать предмет, затем назвать два его признака, далее три действия, составить предложение и назвать синоним.
Самовар.
Пузатый, желтый.
Кипит, шипит, пыхтит.
Самовар стоит на столе.
Посуда.
Физкультминутка
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою — хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу. (Движения по тексту.)
- Дети, давайте попробуем теперь самостоятельно составить синквейн.
Воспитьатель раздает детям картинки (неваляшка, ворона, машина, шуба, лисица, кукла, заяц), дети составляют синквейн.
- Незнайка, ты понял, что такое синквейн? И для тебя есть картинка! (Незнайка составляет свой синквейн. Дети ему помогают).
- Дети! В следующем конверте есть что-то ещё! Это загадки!
1. ?
2. Серый, колючий.
3. Фыркает, спит, сворачивается.
4. Мне нравится этот зверёк.
5. Лес. (Ёжик)
1. ?
2. Маленькая, трудолюбивая.
3. Летает, опыляет, жалит.
4. Приносит людям пользу.
5. Медонос. (Пчёлка)
1. ?
2. Морозная, красивая.
3. Веселит, радует, бодрит.
4. Под ногами скрипит снег.
5.Радость! (Зима)
Итог занятия
- Молодцы, ребята! Сегодня вы помогли Незнайке выполнить задание учителя, разобраться в новом материале, но и сами научились составлять синквейн. Вам понравилось составлять синквейн? Трудно было? (Ответы детей). На этом наше занятие подошло к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Составление синквейна. Новый год.
Конспект занятия. Тема. Составление синквейна. Новый год....
Конспект логопедического занятия. "Составление синквейна. Домашние животные."
Конспкт логопедического занятия. "Составление синквейна. Домашние животные"...
Конспект логопедического занятия. Тема. Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка". Составление синквейна.
Конспект логопедического занятия. Тема. Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка". Составление синквейна....
Конспект НОД « Составление описательного рассказа по теме «Посуда» с использованием неполного «синквейна»
Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности по О.О. "Развитие речи" « Составление описательного рассказа по теме «Посуда» с использованием неполного «синквейна»...
Конспект ноод в старшей группе по теме «Формирование понятий о действии, признаке и предмете» с использованием составления синквейна
Конспект ноодв старшей группепо теме «Формирование понятий о действии, признаке и предмете»с использованием составления синквейна...
"Что такое синквейн?"Правила составления синквейна.
Правила составления синквейна...
Конспект ООД (составление синквейна)
Конспект ООД (составление синквейна)...